Военная направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Описание работы

Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

Работа содержит 1 файл

военная психология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
align="justify">     Основными показателями эффективности  работы специалистов по управлению  космическими аппаратами являются  количество невыполненных сеансов связи и стоимость потерь от недоиспользования космических аппаратов по вине специалиста.

     Цикл управления космическими  аппаратами реализуется многими  дежурными расчётами, при этом  характерны территориальное и  временное распределение операций  управления. Особенностью сеансов связи с космическими аппаратами является многоуровневый характер управления. Дежурные расчёты командоизмерительных комплексов осуществляют связь с космическим аппаратом в период его нахождения в зоне радиовидимости. В зависимости от высоты и характера орбиты этот период составляет от 5 – 7 до 30 – 45 минут. Управление космическими аппаратами осуществляется на основе информации, поступающей от бортовой аппаратуры космического аппарата, плана – графика предстоящих работ, а также на основании указаний управления полётами.

     В ходе сеансов связи и управления  у операторов развивается состояние  эмоционального напряжения, которое  характеризуется интенсивными эмоциональными  переживаниями. При этом удельный  вес эмоционального компонента  в напряжении неодинаков, что необходимо учитывать при анализе деятельности. Отклонения эмоционального напряжения от оптимального уровня приводят к снижению эффективности деятельности.

     Одной из основных причин возникновения  эмоциональных состояний, ведущих к снижению работоспособности, являются функциональные изменения в человеческом организме в течение суток. Изучение психофизиологического состояния человека, его психических функций и профессиональной работоспособности в различное время суток является одной из важнейших задач современной психологии военного труда. Особое значение здесь имеет оценка влияния на функциональное состояние и работоспособность изменённых режимов суточной деятельности, что характерно для операторов военно – космических сил.

     Более ста функций человеческого организма подвержены суточным колебаниям. При сдвигах циклов «сон – бодрствование» наступает разбалансирование биологических ритмов, вызывающее напряжение и перестройку функций организма. При этом функции, связанные с двигательной активностью, перестраиваются быстро, а другие функции

21

(частота  пульса и дыхания, температура  тела, основной обмен веществ)  – медленно.

     Установлено, что при работе  в ночную смену работоспособность  значительно ниже, чем в утреннюю  или дневную. В ночное время снижается объём памяти, удлиняется латентный период сенсомоторных реакций, уменьшается точность выполнения корректурных проб, снижается выносливость к статическому мышечному усилению. Работа в ночные часы приводит к росту производственных ошибок, выраженному утомлению и снижению продуктивности деятельности. Все эти особенности необходимо учитывать как при рациональной организации режима труда и отдыха, так и при подборе людей для выполнения задач в необычных условиях обитания (ночные вахты, круглосуточные дежурства, изменённые режимы деятельности и т.п.). Особое значение при оценке военно – профессиональной работоспособности имеет диагностика возникновения утомления как предвестника ошибочных действий, возможности аварий и т.п.

     Ночное бодрствование является  одним из самых напряжённых  этапов в суточном цикле. Его  трудно поддерживать более 4 часов  подряд, поэтому рекомендуется ограничивать  его в зависимости от профессиональных  требований 2 – 4 часами и при  этом необходимо обеспечить удовлетворительные условия для отдыха. Также необходимо помнить, что существует достаточно большая группа лиц – до 45%, которые вообще плохо приспосабливаются к изменению суточных графиков деятельности.

     Специалисты по управлению космическими  аппаратами в своей служебной деятельности выполняют функции операторов различного ранга, функции планового технического обслуживания систем и командно-организаторские функции. При этом операторская и командно-организаторская деятельность отличаются экстремальными условиями и в отдельные периоды требуют полной мобилизации всех психических и физических возможностей специалиста, так как ситуации неповторимы и исправить ошибку нельзя.

     Основной задачей специалиста  является своевременное и точное  управление работой бортовой аппаратуры космических аппаратов, поэтому наиболее напряжённый период его деятельности – это сеансы связи. Основным информационным каналом во время таких сеансов служит пульт управления ЭВМ, состоящий из панели индикации, на которой предъявляется информация, и панели управления. Психологическая нагрузка меняется от пиковой при выполнении сеанса связи с космическим аппаратом в реальном масштабе времени до умеренной в обычном режиме работы. Отдых специалистов организуется в промежутках между сменами. Тип работы обусловливается обстоятельствами, поэтому может постоянно меняться.

     Управление космическими аппаратами  сопровождается ситуациями, требующими  чрезвычайно динамичных действий, причём некоторые из них могут  носить нештатный характер. В связи с этим личный состав дежурных смен и расчётов должен находиться в постоянной готовности к экстренным действиям. Можно сформулировать следующие основные требования к операторам: во-первых, знание особенностей объектов управления, операторам старшего ранга необходимо постоянно изучать и оценивать все возможные способы применения современных средств управления космическими аппаратами. Во-вторых, необходимо твёрдое знание эксплуатируемой техники и её возможностей, основ управления объектами, всех положений руководящих документов по управлению космическими аппаратами в сложной помеховой обстановке. В-третьих, требуется умение быстро формулировать и чётко ставить задачу подчинённым номерам расчётов, проявлять гибкость мышления, творчество и инициативу, высокую натренированность и слаженность, коллективное мастерство расчётов, их готовность к инициативным и решительным действиям в различных ситуациях в ходе боевой работы. В-четвёртых, операторы должны обладать хорошей психологической подготовкой, быть уверенными в надёжности техники и своей способности справиться с самой сложной

22

задачей.

     Психологическая подготовка операторов  военно-космических сил – один  из основных и в то же  время сложнейших аспектов организации  их деятельности. Данная подготовка  должна быть многоплановой и разноплановой. Например, нередко операторы высказывают опасения по поводу состояния своего здоровья, связанные с неблагоприятным воздействием высокочастотного электромагнитного излучения. В некоторых случаях эти опасения достигают уровня фобии и приводят к преднамеренному отключению экранов и мониторов с электролучевыми трубками, когда нет сеансов связи. В такие моменты нарушается процесс следящей деятельности, высока вероятность пропуска важной информации. В связи с этим операторам следует разъяснять, что существует надёжная защита инженерного состава от электромагнитного излучения.

     Другим направлением психологической  подготовки операторов военно-космических  сил является развитие их профессионально  важных качеств. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23

Профессионально важные качества специалистов по управлению космическими аппаратами 

     В течение сеанса связи дежурный  расчёт должен проанализировать  поступающую информацию, принять  решение и передать управляющую  команду космическому аппарату. При этом после каждого сеанса связи (управления) поступающая информация (ситуация), как правило, не повторяется. Поэтому особенностью деятельности специалистов управления космическими аппаратами является необходимость приёма входящей информации от различных источников: оптико-электронных систем (экранов мониторов и табло), радиоэлектронных следящих систем, распечаток файловых массивов, телефонов, средств громкой связи, средств радиосвязи, звуковых и световых сигнализаторов и др. В течение ограниченного по времени сеанса связи на основе входящей и установочной информации операторы формируют управляющие команды в виде закодированных символов. Кроме этого, работа операторов характеризуется существенными изменениями интенсивности и напряжённости деятельности в течение дежурств и необходимостью экстренной мобилизации при возникновении нештатных ситуаций для выбора оптимального или формирования нового решения.

     На основании общепринятых методик  профессиографического исследования, таких как анализ технической, технологической (оперативной) и медицинской документации, наблюдение, анкетирование и интервьюирование, экспертная оценка, хронометраж, были выявлены особенности деятельности и профессионально важные качества операторов командно-измерительного комплекса.

     К числу основных характеристик  деятельности оператора военно-космических  сил относится следующее:

1) чрезвычайная  ответственность за результаты  личных действий в процессе  решения сложных задач, что  обусловлено высокой ценой ошибок  операторов дежурных расчётов, которые могут привести к значительному материальному ущербу, а также ущербу для экологической обстановки, в том числе в других государствах;

2) циклический  характер работы операторов в  процессе суточного дежурства,  включающий этапы ожидания, подготовки к проведению сеансов связи и непосредственно управления космическими аппаратами;

3) переход  от режима слежения к режиму  управления требует развития  способности к быстрому переключению  внимания, высокой скорости мышления, ориентации в быстро меняющейся обстановке;

4) чрезвычайно  жёсткий лимит времени при  выполнении большинства процессов  управления затрудняет осмысление  событий и вызывает необходимость  высокой автоматизации навыков  управляющих действий.

     В ходе дежурства на специалиста действуют нервно-психические нагрузки

     Деятельность операторов комплекса  управления носит коллективный  характер. Успешность работы всего  расчёта определяется уровнем  взаимопонимания и сплочённости  всей смены.

     Учитывая, что сеанс связи ограничен по времени и иногда не превышает 15 мин, становится очевидным, что 1,5-3 мин, отводимые на оценку обстановки, принятие решения и управляющие действия, детерминируют работу в условиях жёсткого дефицита времени, требуют высокой скорости мыслительных процессов и сенсомоторных реакций.

     В процессе выполнения задач  по управлению космическими аппаратами  на эффективность работы специалистов  наибольшее влияние оказывают  острый дефицит времени, сложность  информации, её высокая динамичность, насыщенность неожиданными и нештатными ситуациями. В процессе суточного дежурства у специалистов в первую очередь снижается сложная мыслительная деятельность, затем страдают сложные сенсомоторные навыки, уменьшается объём внимания, ухудшаются его

24

распределение и переключение, возникают ошибки восприятия, ослабляется память.

     Анализ различных аспектов труда операторов позволил выделить конкретные качества операторов, преимущественное развитие которых необходимо для успешной профессиональной деятельности. К ним относятся скорость мыслительных процессов, объём, переключение и устойчивость внимания, сенсомоторные реакции, оперативная и долговременная память, умение работать в условиях дефицита времени, высокого нервно-эмоционального напряжения, циклического характера деятельности. Они должны быть готовы к принятию ответственных решений, к работе, характеризующейся быстрой сменой режимов слежения и управления, чётко ориентироваться в нештатных ситуациях, уметь перерабатывать большой поток информации, поступающей по разным каналам. 

Профессионально важные качества операторов командно-измерительных  комплексов (по данным опроса экспертов) [ 6, c.434] 

Качества  операторов Ранг
Сенсорно-перцептивные свойства:
  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие
  • устойчивость внимания
  • объём внимания
  • переключение внимания

Особенности памяти:

  • кратковременная память
  • долговременная память
  • объём памяти

Особенности мышления:

  • скорость мышления
  • наглядно-образное мышление

Моторные  свойства:

  • сенсомоторные реакции
  • координированность движений
  • точность движений
  • физическая выносливость
 
10

11

5

3

2 

6

7

8 

1

9 

4

12

13

14

Информация о работе Военная направленность личности