Военная направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Описание работы

Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

Работа содержит 1 файл

военная психология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Проблема выбора профессии всегда  находилась в центре внимания  исследователей, однако не была  приоритетна, поскольку основные  усилия были направлены на  решение вопросов кадровых потребностей  государства, а не индивидуальных  запросов личности. Это целиком приложимо и к ориентации молодежи на военные профессии, так как анализ положения, сложившегося в системе подготовки военно-профессиональных кадров, особенно в условиях социально-экономических преобразований в России, свидетельствует о кризисной ситуации, выход из которой следует искать как в социально-экономической сфере, так и на путях разработки целостной психолого-педагогической теории военно-профессиональной ориентации.

     В изучении проблем военно-профессиональной  направленности как совокупности побудительных мотивов деятельности военнослужащих специалисты выделяют ряд направлений: изучение мотивационной сферы и качества набора абитуриентов, поступающих в военно-учебные заведения, изучение военно-профессиональной направленности курсантов, стимулирование их обучения, нацеленности на овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, военно-профессиональная направленность офицерского состава, побудительные мотивы их деятельности на различных этапах своей службы.

      Несмотря на имеющиеся работы следует отметить наличие ряда пробелов по этому вопросу: отсутствие целостного подхода к ориентации молодежи на военные профессии; нарушение преемственности и непрерывности работы на всех этапах подготовки к военно-профессиональной деятельности; ограниченное использование личностно - деятельностного подхода к военно - профориентационной работе с молодежью; недостаточная изученность психолого-педагогических механизмов развития готовности учащихся к выбору профессии; несоответствие между требованиями, предъявляемыми военно-профессиональной деятельностью к профессиональной направленности молодежи, и состоянием работы по развитию у нее этого качества.

     Проблема развития военно-профессиональной  направленности молодежи на современном  этапе развития общества и государства является актуальной и требует научно-методического обоснования и практического решения в силу ряда факторов и задач, основными из которых являются следующие.

     Реформирование Вооруженных Сил РФ предъявляет более высокие требования к кадровому составу армии, диктует необходимость разработки новых подходов к комплектованию военно-учебных заведений, обеспечивающих приток в них лучших представителей молодежи. Обществу должно быть не безразлично то, какими мотивами руководствуется сегодня молодежь, выбирая военную профессию.

     Сегодня особенно ярко высвечивается  противоречие между потребностью  общества в высокопрофессиональных  специалистах и невозможностью  удовлетворить эти потребности,  главным образом, из-за недостаточной  довузовской подготовки молодых людей. Таким образом, одной из основных проблем, в том числе военного образования, как в теоретическом, так и практическом плане, является проблема совершенствования системы довузовской подготовки учащихся к военно-профессиональному обучению

так как  именно этап довузовской подготовки закладывает тот базис в цепи непрерывного военного образования, который  в процессе профессиональной подготовки определяет направленность развития личности будущего профессионала.

     Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

2

Особенности военно-профессиональной деятельности. 

     Военная служба является видом  человеческой деятельности, обладающим  не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооружённая защита Отечества во все времена считалась почётной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки

     Военно-профессиональная деятельность  – это деятельность по защите  Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два следующих основных вида: деятельность в боевых условиях (боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности более подробно.

     Боевая деятельность – это активность военнослужащих по достижению целей вооружённой борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определённую структуру, цели, мотивы, способы, через которые на её течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.

     На психологическое содержание  и структуру боевой деятельности  накладывает отпечаток то, что  в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для  жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами, Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.

     В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определённой активности со стороны конкретных людей (военнослужащих), вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т.д.

     Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить, Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении, Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия как для конкретного человека, так и для его социального окружения, Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приёмами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен, В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т.е. проявляет трусость.

     Следует задуматься над вопросом: если потребность в самосохранении является биологически целесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечества знает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собой во имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом, обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуре иерархии потребностей занимают более высокое положение. Следовательно, боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколько социальными потребностями.

     Важнейшим социальным мотивом  боевой деятельности военнослужащих  является 

защита  своей Родины, своей семьи, своих  близких. Именно этот мотив побуждал тысячи

3

людей в годы Великой Отечественной  войны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении и убеждениях.

     Как известно, любая деятельность  преследует определённые цели. Посредством  боевой деятельности военнослужащие  добиваются достижения ближайших  и более отдалённых целей. Ближайшая цель боевой деятельности может заключаться в точном исполнении своих обязанностей, связанных с задачей, поставленной перед отделением, расчётом, экипажем, взводом. Отдалённая цель боевой деятельности – разгром врага, достижение полной победы над ним.

     Боевая деятельность – это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим  необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать её вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать своё поведение.

     Следует отметить, что в любой  деятельности изменение условий  обусловливает «запуск» адаптационных  механизмов, которые обеспечивают  приспособление к изменившимся  условиям деятельности. Боевой деятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку  человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условиях должен произойти срыв адаптации, причём у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано не только с условиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями, Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчинённых те личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.

     Характер современного боя и  новое оружие усложнили боевую  деятельность, предъявляют повышенные  требования к моральной и психологической  готовности личного состава частей  и подразделений при достижении целей вооружённой борьбы. Поэтому особенно актуальным является выявление психологических условий эффективности и надёжности боевой деятельности военнослужащих. Для военной теории и практики важно знать, как влияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условиях боевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.

     Другой вид военно-профессиональной  деятельности – это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд она вряд ли существенно отличается от той деятельности, которой человек занимался до призыва в ряды Вооружённых сил или поступления на военную службу по контракту. Но такое мнение ошибочно. Молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека –

4

командира, что в социально-психологическом  плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т.п.).

     Другой особенностью деятельности  военнослужащих является постоянная готовность выполнить своё профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определённое психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время – это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приёмами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.

     Также следует отметить, что психологическое  напряжение обусловлено и  отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т.п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.

     Следовательно, с призывом на  военную службу или поступлением  на неё по контракту человек  оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях.

Информация о работе Военная направленность личности