Военная направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Описание работы

Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

Работа содержит 1 файл

военная психология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Например, в опасной ситуации неизбежно возникает такая эмоция, как страх, бесстрашных людей не существует. Однако смелого человека отличает то, что он в состоянии контролировать свой страх, поэтому формирование устойчивости к страху направляется не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его появлении. Достичь этого можно с помощью специальных методов саморегуляции.

     В ходе психологической подготовки  военнослужащих подробно информируют  об особенностях и условиях  предстоящей боевой деятельности, о трудностях выполнения боевой задачи, о путях их преодоления. В ходе занятий и учений моделируются внешняя картина боевых действий и психологическая модель боевой деятельности воина со всеми условиями боевой обстановки, которые, отражаясь в сознании, способны вызвать психические реакции, подобные возникающим в реальном бою. Насыщенность занятий и учений элементами опасности и риска, неожиданности и новизны первоначально вызывает у личного состава психическую напряжённость, но разъяснение значимости преодоления трудностей и выполнения поставленной задачи, как правило, формирует устойчивую мотивацию к достижению успеха в учебном бою. Такая мотивация, в свою очередь, способствует выработке навыков преодоления психической напряжённости и других негативных состояний.

     В ходе многократного повторения  упражнений в постоянно усложняющихся  условиях контроль военнослужащего  над своими психическими состояниями  и действиями улучшается. Постепенно  формируется психологический механизм  устойчивого подавления неуверенности и страха.

     С улучшением эмоционально-волевого  контроля у личного состава  возрастает уверенность в своих  способностях преодолевать трудности и достигать поставленной

17

цели. Уверенность  в себе, своём оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи.

     В психологической структуре  готовности к боевой деятельности выделяются две взаимосвязанные системы компонентов психики: устойчивые и динамические компоненты.

     К устойчивым компонентам психики относятся особенности психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, мышления), свойственные данной военной профессии, психические свойства личности (военно-профессиональная направленность, черты характера, необходимые для данной специальности), профессиональное мастерство, физическая выносливость и психологическая устойчивость.

     К динамическим компонентам психики относятся ситуативные чувства (уверенность, гордость, ненависть, горе, страдание и др.) и психические состояния (эмоциональный подъём, энтузиазм, подавленность). Эти факторы способны как стимулировать поведение индивида, мобилизовать его силы, так и дезорганизовать его деятельность. От них зависит готовность к выполнению конкретной боевой задачи.

     На завершающем этапе психологической  подготовки достигается мобилизация психики военнослужащих, направленная на активную деятельность с высоким коэффициентом надёжности. Командир подразделения должен оценить степень психологической готовности как отдельных воинов, так и всего коллектива.

     Безусловно, в процессе учебно-боевой  деятельности необходимо формировать  надёжность функционирования психических процессов. Данное явление принято называть помехоустойчивостью. Факторы боя могут оказывать такое воздействие, что человек теряет способность адекватно воспринимать действительность. Нарушаются процессы мышления, внимания, даже речи. Поэтому в процессе учебно-боевой подготовки целесообразно проводить мероприятия, направленные на повышение функционирования психики военнослужащего.

     Функциональная надёжность психики  повышается за счёт:

  • выработки высокой чувствительности органов чувств и их устойчивости;
  • развития способности правильно оценивать в бою расстояние, время, скорость;
  • выработки способности сохранить большой объём внимания, его устойчивость, концентрацию, переключаемость и т.д.;
  • создания и закрепления всесторонних представлений, охватывающих область боя;
  • повышения способности сохранять в бою продуктивность памяти, гибкость, мобильность, быстроту мышления.

     Таким образом, надёжность функционирования  психических процессов может  быть сформирована путём решения стандартных учебных задач в условиях помех.

     Для воссоздания психологических  факторов боя используются различные  приёмы моделирования боевой  обстановки. Их принято классифицировать  по следующим признакам:

  • по средствам моделирования боя;
  • по модальности воздействия (на зрительное, слуховое, тактильное или иное восприятие);
  • по механизмам воздействия на военнослужащих.

     По средствам моделирования факторов  боя выделяют следующие приёмы  психологической подготовки:

  • словесно-знаковые. При словесно-знаковом моделировании воздействие на военнослужащих осуществляется через вторую сигнальную систему посредством слов, знаков, информативных жестов. Это может быть рассказ о предстоящем бое,

    18

          возможности получить травму и др.;

  • наглядные. При наглядном моделировании воздействие осуществляется путём показа различных предметов, например, после воздействия на них стрелкового и других видов оружия. Сильное воздействие оказывает вид убитого военнослужащего или труп человека, прострелянный автоматной очередью. Очевидцы свидетельствуют, что при показе военнослужащим, не участвовавшим в боевых действиях, двух трупов расстрелянных в Афганистане душманов у многих обнаружились различного рода психические отклонения (из 64 военнослужащих у 17 наблюдалось расстройство, их трясло, чувствовалась подавленность, некоторых тошнило);
  • компьютерные. Воздействие на военнослужащих осуществляется путём моделирования факторов боя в ходе решения задач и игр при работе на ЭВМ;
  • тренажёрные. Воздействие осуществляется путём моделирования факторов с использованием технических средств, способствующих выработке тех или иных навыков и умений;
  • имитационные. Воздействие на военнослужащих осуществляются с использованием средств имитации внешних признаков боевой обстановки;
  • боевые. Воздействие осуществляется путём моделирования факторов боя использованием боевой техники, вооружения и подручных средств, применяемых для организации и ведения боевых действий.

     По модальности воздействия выделяют следующие приёмы психологической подготовки:

  • Воздействие на психику военнослужащего через слух.
    1. Крики и стоны. Такое воздействие применяется в наиболее напряжённые моменты учений: заранее подготовленные военнослужащие неожиданно для остальных имитируют раненых, издающих стоны и крики. Повысить напряжённость можно с помощью провокационных выкриков, например «Это газы!», «Танк задавил Петрова» и т.п.
    2. Гонги, звонки, колокола. Это воздействие лучше применять в небольшом пространстве – в помещениях, укрытиях, что повышает напряжённость.
    3. Звукозаписывающие и радиотрансляционные средства. В этом случае воспроизводятся звуки боя и различные необычные звуки (шум, грохот, свист).
    4. Взрывчатые вещества. Здесь эффективность достигается продолжительностью воздействия, а не его силой.
  • Воздействие на психику военнослужащих через зрение.
    1. Световые эффекты (вспышки взрывов, ламп, прожекторов). Ослепление, отвлечение внимания с помощью световых эффектов в соединении с необходимостью выполнения поставленной задачи приводит к повышению психологической напряжённости.
    1. Разрушения, развалины, чучела. Вызывая с их помощью чувства отвращения, страха, подавленности и требуя при этом выполнения задачи, можно научить военнослужащих преодолевать отрицательные эмоции.
    2. Демонстрация воздействия оружия и техники на предметы. Непосредственно наблюдая воздействие оружия и техники на предметы, военнослужащие вырабатывают у себя устойчивость к психологическим факторам боевой обстановки.
  • Воздействие на психику военнослужащих через обоняние. Создавая участки имитации заражения местности учебными рецептурами ОВ (например, аммиачной водой), другие участки с преобладанием резких, тошнотворных запахов, гари, на

19

    которых военнослужащие в средствах защиты и без них будут отрабатывать   вопросы боевой подготовки, можно приблизить условия их деятельности к реальным, возникающим в боевой обстановке.

  • Воздействие на психику военнослужащих через тактильные ощущения. Кроме того, что воин слышит, видит, для формирования у него новых психических образов большое значение имеют тактильные ощущения. Когда воин имеет возможность подержать в руках пулю, осколки мин, снарядов, ощутить воздействие ударной волны, действовать в очагах пожаров, заражения, у него формируется более полное представление о реальной картине боя.
  • Воздействие на психику военнослужащего через вестибулярный аппарат. Многочисленные быстрые перемещения, высокая степень напряжённости, действия в ночных условиях, небольшие, закрытые пространства боевых машин, трудности ориентации, характерные для боевой обстановки, предъявляют повышенные требования к вестибулярному аппарату. Различные физические упражнения (кувырки, упражнения на брусьях, перекладине, действия на ограниченных площадях, расположенных на высоте, передвижения в темноте) укрепляют вестибулярный аппарат, а также формируют уверенность в собственных силах.

     По механизмам воздействия на  военнослужащих методы психологической  подготовки подразделяются на:

  • Методы убеждения. Это методы преимущественно интеллектуального воздействия с помощью логических обоснований.
  • Методы принуждения. Воздействие направляется на мотивационную сферу человека помимо его желания и воли.
  • Методы внушения. Осуществляется преимущественно эмоционально-волевое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие выводов и решений.
  • Методы подражания. Эти методы представляют собой принятие и воспроизведение поведения и состояния человека. Они могут носить мотивационный характер или же характер слепого копирования.
  • Методы заражения. Это бессознательная, невольная подверженность личности определённым психическим состояние.
  • Методы привыкания. Такие методы направлены на формирование устойчивости к тем или иным воздействиям путём их многократного повторения.
  • Методы самовнушения. Эти методы предполагают обучение военнослужащих произвольному целенаправленному самовнушению посредством вербальных (словесных) самоинструкций или мысленному воспроизведению образцов и ситуаций, связанных с искомым изменением психического или физического состояния.

     Помимо этого, в целях психологической  подготовки к действиям в боевых и других экстремальных условиях могут использоваться психофармакологические и некоторые другие методы воздействия на человеческую психику. Так, существуют социальные методы психологической подготовки, основанные на технике самовнушения.

     Следует отметить, что для успешного  решения задач психологической подготовки недостаточно лишь знания методов моделирования психологических факторов боя и воздействия на военнослужащих. Необходима умелая организаторская работа командиров, штабов и органов воспитательной работы, которые должны активно внедрять обоснованные и проверенные на практике приёмы психологической подготовки, помогать офицерскому составу в разработке новых методов воздействия на подчинённых, проявлять заботу о совершенствовании материальной базы с учётом требований психологической подготовки. При этом обязательно должна учитываться специфика боевой деятельности различных специалистов.

20

Психофизиологические  особенности деятельности по управлению космическими аппаратами

  

     Современный уровень развития космических средств обусловливает высокую сложность управления космической техникой и требует особой оперативности решений. Это связано с тем, что космические аппараты размещаются на большом удалении от управляющих центров (до 40 000 км) и являются высокодинамичными (со скоростями движения более 7,9 км/с) объектами. Кроме того, управление космическими орбитальными аппаратами осуществляется опосредованно – только по радиоканалу, и в течение ограниченного времени – в период нахождения космического аппарата в зоне радиовидимости.

     Специфический характер профессиональной  деятельности, высокая стоимость  эксплуатации, значительный экономический  ущерб от ошибок специалистов  по управлению космическими аппаратами  предъявляют дополнительные требования к организации дежурства, профессиональным и другим качествам операторов дежурных смен.

     Выявление профессионально важных  качеств (ПВК) операторов, необходимых для успешной деятельности, имеет решающее значение для оценки эргономических характеристик. Известно, что профессионально важным качеством принято считать такое свойство индивида или личности, которое влияет на успешность деятельности.

Информация о работе Военная направленность личности