Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат
Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.
Многие авторы считают, что
основной причиной
Следует отметить, что в большинстве
случаев стресс следует
Таким образом, процесс
Итак, офицер обязан обучать,
9
Особенности
профессиональной деятельности
офицера
В структуре современных
Профессиональная деятельность современных офицеров весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой — с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. В военно-профессиональной деятельности офицера можно выделить несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний. Рассмотрим данные направления профессиональной деятельности офицеров более подробно.
Военное управление — это направленное воздействие командира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы, происходящие в нем, с целью изменения его состояния или придания ему новых качеств, способствующих реализации решений и достижению намеченных целей. На практике способность офицера управлять воинским коллективом проявляется в умении решать задачи, стоящие перед подразделением или частью. Как известно, победа в современном бою может быть достигнута лишь усилиями всего коллектива. Способность мобилизовать личный состав подразделения, нацелить военнослужащих на достижение намеченной цели, своевременно принять верное решение, обеспечивающее достижение успеха в бою, — именно в этом проявляется мастерство управления воинским коллективом.
Современная военно-профессиональная деятельность требует от офицера систематического совершенствования управленческих навыков. Еще М. Н. Тухачевский говорил, что нельзя одинаковыми методами и в одинаковой последовательности распоряжаться в разных условиях. Поэтому одной из основных задач подготовки офицерских кадров является обучение искусству управления людьми в самой сложной и динамичной боевой обстановке.
Следует отметить, что совершенствование управленческих навыков офицера невозможно вне развития его личности, без постоянной работы над собой, без стремления добиться высот профессионального мастерства. Это обусловлено тем, что овладеть искусством управления может лишь тот, кто обладает хорошо развитым мышлением, кто умеет трезво оценить достигнутое и грамотно спланировать перспективы. Как показывают исследования, процесс творческого сознательного мышления командира протекает последовательно и состоит из нескольких этапов. На первом этапе офицер пытается выделить главные признаки ситуации, на втором — распознать ситуацию путем сопоставления выделенных признаков с имеющейся информацией, на третьем — выработать варианты решения на основе прогнозирования ситуации, на четвертом — оценить оптимальные варианты решения задачи, стоящей перед подразделением, с позиции нравственности и ответственности и на пятом, заключительном, этапе командир принимает окончательное решение.
Следует отметить, что принимать правильные управленческие решения офицеру помогает не только высокий уровень развития мышления, но и интуиция. Интуиция в сочетании со смелостью и ответственностью дает командиру возможность принимать
10
адекватные
решения в самой сложной
Офицер должен не только уметь
принимать решения, но и на
практике самостоятельно
Таким образом, офицер
Не менее значимым направлением профессиональной деятельности офицера является обучение и воспитание личного состава. Молодой человек после призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту оказывается не только в новых для себя социальных условиях, но и сталкивается с необходимостью овладеть значительной по объему незнакомой информацией. При этом от качества усвоения данной информации зависит успешность дальнейшей профессиональной деятельности военнослужащего. Следует отметить, что за обучение военнослужащих ответственность несет непосредственно командир подразделения, поэтому в его обязанности входит и организация учебного процесса.
Не вызывает сомнения тот факт,
что усложнение боевой техники
требует совершенствования
Таким образом, военно-
11
Профессиональный
психологический отбор
военнослужащих
Современные Вооружённые силы России при решении задач комплектования воинских частей и подразделений, а также подготовки военных специалистов активно используют возможности профессионального психологического отбора. С практической стороны проблема профессионального психологического отбора сводится к решению двух основных задач: определение требований, предъявляемых к человеку той или иной профессией, и оценка наличия у конкретного человека индивидуально-психологических профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно осваивать и осуществлять данную деятельность.
Целесообразность и
Профессиональный
Профессиональный психологический отбор следует рассматривать в социальном и личностном аспектах.
Социальный аспект
Личностный аспект
Применительно к военной
Профессиональный
Профессионально
В свою очередь, профессионально важные качества – это социально-психологические, психологические и психофизиологические качества граждан, соответствующие требованиям военно-профессиональной деятельности и обусловливающие их успешную адаптацию к военной службе, эффективную подготовку по военной специальности и результативное выполнение деятельности на определённой воинской должности.
Социально-психологическое
12
основных методов: изучения документов, наблюдения и опроса.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценить степень развития познавательных психических процессов, особенности личности, свойства нервной системы, а также уровень нервно-психической устойчивости.
По результатам
Граждане, отнесённые к этой категории,
по уровню развития
Граждане, отнесённые к этой категории,
по уровню развития