Военная направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Описание работы

Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

Работа содержит 1 файл

военная психология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Многие авторы считают, что  основной причиной возникновения  стресса является ситуация угрозы.  В то же время возникновение  и течение стресса в первую  очередь зависит от индивидуальных особенностей человека.  При этом стрессовыми факторами могут быть самые разные психосоциальные и физические явления.

     Следует отметить, что в большинстве  случаев стресс следует рассматривать  не только как адаптивную реакцию,  но и как реакцию, целесообразную для личности и организма военнослужащего, поскольку стресс способствует мобилизации психических и физиологических ресурсов.

     Таким образом, процесс адаптации  к условиям военно-профессиональной  деятельности затрагивает все  аспекты функционирования человека.  При этом, как уже неоднократно отмечалось, успех адаптации во многом зависит от особенностей личности военнослужащего.  Следовательно, в обязанности каждого офицера входит формирование у подчиненных тех личностных качеств, которые обеспечивают успешность адаптации в самых разнообразных, в том числе и экстремальных, условиях.

     Итак, офицер обязан обучать, воспитывать  своих подчиненных, формировать  у них определенные качества  личности, но что является особенностями  деятельности самого офицера? Рассмотрим некоторые аспекты профессиональной деятельности офицерского состава Вооруженных сил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

Особенности профессиональной деятельности офицера 

     В структуре современных Вооруженных  сил офицер является основной  фигурой.  Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества.  Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки офицерского состава.

     Профессиональная деятельность современных офицеров весьма разнообразна.  С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой — с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы.  Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне.  В военно-профессиональной деятельности офицера можно выделить несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний.  Рассмотрим данные направления профессиональной деятельности офицеров более подробно.

     Военное управление — это направленное воздействие командира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы, происходящие в нем, с целью изменения его состояния или придания ему новых качеств, способствующих реализации решений и достижению намеченных целей.  На практике способность офицера управлять воинским коллективом проявляется в умении решать задачи, стоящие перед подразделением или частью.  Как известно, победа в современном бою может быть достигнута лишь усилиями всего коллектива.  Способность мобилизовать личный состав подразделения, нацелить военнослужащих на достижение намеченной цели, своевременно принять верное решение, обеспечивающее достижение успеха в бою, — именно в этом проявляется мастерство управления воинским коллективом.

     Современная военно-профессиональная деятельность требует от офицера систематического совершенствования управленческих навыков.  Еще М. Н.  Тухачевский говорил, что нельзя одинаковыми методами и в одинаковой последовательности распоряжаться в разных условиях.  Поэтому одной из основных задач подготовки офицерских кадров является обучение искусству управления людьми в самой сложной и динамичной боевой обстановке.

     Следует отметить, что совершенствование управленческих навыков офицера невозможно вне развития его личности, без постоянной работы над собой, без стремления добиться высот профессионального мастерства.  Это обусловлено тем, что овладеть искусством управления может лишь тот, кто обладает хорошо развитым мышлением, кто умеет трезво оценить достигнутое и грамотно спланировать перспективы.  Как показывают исследования, процесс творческого сознательного мышления командира протекает последовательно и состоит из нескольких этапов.  На первом этапе офицер пытается выделить главные признаки ситуации, на втором — распознать ситуацию путем сопоставления выделенных признаков с имеющейся информацией, на третьем — выработать варианты решения на основе прогнозирования ситуации, на четвертом — оценить оптимальные варианты решения задачи, стоящей перед подразделением, с позиции нравственности и ответственности и на пятом, заключительном, этапе командир принимает окончательное решение.

     Следует отметить, что принимать правильные управленческие решения офицеру помогает не только высокий уровень развития мышления, но и интуиция.  Интуиция в сочетании со смелостью и ответственностью дает командиру возможность принимать

10

адекватные  решения в самой сложной обстановке.  Анализ многочисленных боевых ситуаций времен Великой Отечественной войны  показал, что среди успешно проведенных  операций доля рискованных управленческих решений весьма велика и составляет около 60% от их общего числа.  При этом следует иметь в виду, что интуиция не имеет ничего общего с решением, принятым наугад.  Интуиция строится на основе глубоких знаний и склонности к творчеству.

     Офицер должен не только уметь  принимать решения, но и на  практике самостоятельно выполнять  определенные учебные и боевые  задачи.  Очень часто от уровня  развития профессиональных умений  и навыков командира зависит  успех деятельности всего подразделения.

     Таким образом, офицер действительно  является центральной фигурой  военно-профессиональной деятельности, поэтому в обязанности каждого  офицера входит постоянное совершенствование  своей военно-профессиональной подготовки.

     Не менее значимым направлением профессиональной деятельности офицера является обучение и воспитание личного состава.  Молодой человек после призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту оказывается не только в новых для себя социальных условиях, но и сталкивается с необходимостью овладеть значительной по объему незнакомой информацией.  При этом от качества усвоения данной информации зависит успешность дальнейшей профессиональной деятельности военнослужащего.  Следует отметить, что за обучение военнослужащих ответственность несет непосредственно командир подразделения, поэтому в его обязанности входит и организация учебного процесса.

     Не вызывает сомнения тот факт, что усложнение боевой техники  требует совершенствования организации  учебного процесса в подразделении.  Следовательно, командир обязан не только обладать определенными педагогическими знаниями, но и навыками педагогической работы.  Кроме того, следует отметить, что командир обязан не только заниматься обучением личного состава, но и осуществлять воспитание своих подчиненных, формируя у них готовность в любой момент выступить на защиту Отечества.

     Таким образом, военно-профессиональная  деятельность офицера весьма  многогранна и многоаспектна,  что предъявляет жесткие требования  к уровню его профессиональной  подготовки и к его личностным  качествам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11

Профессиональный  психологический отбор военнослужащих 

     Современные Вооружённые силы России при решении задач комплектования воинских частей и подразделений, а также подготовки военных специалистов активно используют возможности профессионального психологического отбора. С практической стороны проблема профессионального психологического отбора сводится к решению двух основных задач: определение требований, предъявляемых к человеку той или иной профессией, и оценка наличия у конкретного человека индивидуально-психологических профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно осваивать и осуществлять данную деятельность.

     Целесообразность и возможность  проведения профессионального психологического  отбора обусловлена существованием  относительно стойких индивидуальных  различий между людьми, которые могут быть настолько значительны, что некоторые военнослужащие, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определённой деятельностью, фактически не могут достичь необходимого минимума профессионального мастерства.

     Профессиональный психологический  отбор не разделяет людей на  лучших и худших, его задачей  является определение тех видов  профессиональной деятельности, в  которых могут наилучшим образом  реализоваться специфические для  каждого человека личностные  особенности. Поэтому профессиональный психологический отбор, с одной стороны, помогает человеку добиться в жизни определённых высот, а с другой – обеспечивает наиболее эффективное использование способностей индивида в интересах всего общества.

     Профессиональный психологический отбор следует рассматривать в социальном и личностном аспектах.

     Социальный аспект непосредственно  связан с практическими потребностями  общества.

     Личностный аспект профессионального  психологического отбора связан  с потребностями, интересами и жизненными планами каждого конкретного человека.

     Применительно к военной службе  личностный аспект профессионального  психологического отбора имеет  особое значение в отношении  граждан, желающих поступить на  военную службу по контракту. В этом случае человек сам принимает решение о заключении контракта, а задача проводимых по отношению к нему мероприятий профессионального психологического отбора заключается, во-первых, в ориентации кандидата на наиболее подходящую для него воинскую должность, а во-вторых, в определении профессиональной пригодности к тем воинским должностям, которые являются вакантными.

     Профессиональный психологический  отбор представляет собой лишь  часть профессионального отбора, в состав которого входят также  медицинский отбор и оценка образовательной и физической подготовленности.

     Профессионально психологический  отбор – это комплекс мероприятий  по выявлению профессионально  важных качеств граждан, призываемых  или добровольно поступающих  на военную службу.

    В свою очередь, профессионально важные качества – это социально-психологические, психологические и психофизиологические качества граждан, соответствующие требованиям военно-профессиональной деятельности и обусловливающие их успешную адаптацию к военной службе, эффективную подготовку по военной специальности и результативное выполнение деятельности на определённой воинской должности.

     Социально-психологическое изучение  предусматривает оценку условий  воспитания и развития личности, её военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности и проводится с использованием следующих

12

основных  методов: изучения документов, наблюдения и опроса.

     Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценить степень развития познавательных психических процессов, особенности личности, свойства нервной системы, а также уровень нервно-психической устойчивости.

     По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из нижеследующих заключений:

  • Рекомендуется в первую очередь (первая категория).

     Граждане, отнесённые к этой категории,  по уровню развития профессионально  важных качеств полностью соответствуют  требованиям данной воинской должности, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учётной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию.

  • Рекомендуется (вторая категория).

     Граждане, отнесённые к этой категории,  по уровню развития профессионально  важных качеств в основном  соответствуют требованиям данной  воинской должности, что позволяет  им в установленные сроки овладеть  военно-учётной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки.

Информация о работе Военная направленность личности