Военная направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Описание работы

Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

Работа содержит 1 файл

военная психология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
  • Рекомендуется условно (третья категория).

     Граждане, отнесённые к этой категории,  по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям данной воинской должности, с трудом овладевает военно-учётной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов.

  • Не рекомендуется (четвёртая категория).

     Граждане, отнесённые к этой категории,  по уровню развития профессионально  важных качеств не соответствуют требованиям данной воинской должности.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Психологические аспекты обучения военнослужащих 

     Принято выделять две основные группы мотивов учебной деятельности – внешние и внутренние. К внешним относятся требования, награды, угрозы, давление группы и т.п.

     Внутренние мотивы подразумевают  самостоятельное стремление индивида  к овладению теми или иными  знаниями и умениями, интерес  к обучению. Бесспорным является  тот факт, что чем выше интерес,  тем выше активность личности, тем значительнее результат.

     Боевая подготовка складывается  из комплекса знаний, навыков  и умений, что в единстве с  морально-психологическими и боевыми  качествами составляет мастерство  воина.

     Схематично компоненты боевого  мастерства представлены так: 
 

     Знания – это совокупность сведений о предметах и явлениях, отражённых человеком в их причинно-следственных связях и отношениях. Отражение знаний происходит в словах, понятиях, законах, теориях. Свойства и связи предметов и явлений выявляются в деятельности

     Навыком в психологии принято считать частичную автоматизированность выполнения и регуляции целесообразных движений и действий. Навык освобождает сознание человека от контроля за «черновой работой», позволяя сосредоточиться на главном. Так, при стрельбе из орудия сознание наводчика концентрируется на цели, а действие по наведению орудия на цель осуществляется автоматически. Этим обеспечивается устойчивость действий в неблагоприятной обстановке, их экономичность и рациональность.

     Умением называется способность использовать имеющиеся знания и навыки для успешного решения сложных теоретических и практических задач.

     Но при организации обучения  недостаточно грамотно организовать  учебный процесс, необходимо учитывать и способности подчинённых. Это связано с тем, что индивидуально-психологические особенности людей существенно варьируются. Такие различия принято называть способностями.

     Способности – это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успех в каком-либо виде деятельности.

     Важнейшими свойствами способностей являются их индивидуальное своеобразие и количественная определённость. Способности формируются из задатков, т.е. конкретных анатомо-физиологических особенностей новорождённого (например, особенностей его нервной системы). Все новорождённые дети в норме имеют все необходимые задатки, хотя количественно они выражены неодинаково. Однако наряду с

14

общими  характеристиками постепенно, но всё  более явно начинают вырисовываться различия. У одного лучше развивается психомоторика, у другого – речь и мышление, у третьего – операции с числами, звуками. Так из общих способностей формируются специальные – психомоторные, мнемические, рече-мыслительные и иные. В основе этих различий лежат всё те же задатки, но не только они. Чем дальше, тем больше начинают включаться иные, ситуативные механизмы – удовольствие от успеха, поощрение, активная помощь. Что человеку удаётся, то он и предпочитает делать, находя тем самым новые резервы и совершенствуясь. Профессионально обучение и деятельность порождают профессиональные способности. Прекращение «эксплуатации» способностей и задатков ведёт к их разрушению, не востребованные вовремя способности (даже общие) не развиваются.

     Способности характеризуются также своеобразием индивидуальных приёмов, или индивидуальным стилем деятельности, и соотношением общих и специальных способностей.

     Степень развития общих способностей  зависит от уровня интеллекта  и особенностей личности. Личностными  особенностями, влияющими на уровень общих способностей, являются:

  • Трудолюбие и работоспособность;
  • Способность к концентрации внимания и наблюдательность;
  • Развитое творческое мышление, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
 

     Общие способности могут предопределять  к довольно широкому спектру  деятельности и возможности переключения  с одного вида деятельности  на другой. Кроме того, они служат  социально-психологической основой  для развития специальных способностей к определённому виду деятельности. При этом общие способности определяют эффективность деятельности в ситуациях, требующих от личности проявления самых различных качеств.

     Способности не являются врождёнными,  врождённый характер носят только задатки, т.е. те биологические предпосылки, которые лежат в основе способностей. Но развиваются или не развиваются имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения.

     Так, маршал Г.К.Жуков несомненно  имел задатки стратега. Но если бы он не развивал эти задатки в процессе обучения, путём непосредственного участия в боях в роли младшего командира, в качестве командующего крупными войсковыми соединениями и, наконец, в роли главнокомандующего, его задатки остались бы неразвитыми.

     Наличие способностей, как правило,  помогает человеку овладеть соответствующим  видом деятельности. Но это не  значит, что имеющиеся способности у того или иного человека всегда и безусловно дают ему преимущества в сравнении с другим человеком, у которого эти способности выражены слабее. У человека имеются возможности компенсировать некоторые недостающие качества другими.

     Способности нельзя смешивать  со знаниями, умениями и навыками, хотя они и взаимосвязаны. Высокого  уровня знаний, навыков, умений может достичь любой человек с трудолюбивым, упорным характером. Разница в том, что наличие способностей позволяет ему достичь того же результата гораздо быстрее.

     Таким образом, успех обучения  военнослужащих зависит от учёта  психологических механизмов усвоения знаний и умений, а также от учёта индивидуальных психологических особенностей обучаемых.   
 
 

15

Психологическое обеспечение боеготовности 

     Для обеспечения боеготовности  недостаточно обучить военнослужащих  соответствующим военно-профессиональным знаниям и навыкам. Необходима специальная психологическая подготовка к боевой деятельности, и такой подготовке в последнее время отводится большая роль. При этом в учебной литературе, ряде руководящих документов и на практике приходится сталкиваться с такими понятиями, как морально-политическая и психологическая подготовка, морально-психологическая подготовка и морально-психологическое обеспечение.

     Понятие морально-политическая и психологическая подготовка употребляется для обозначения всего комплекса воспитательной работы с военнослужащими. Оно основывается на сущности морального фактора, представляющего собой совокупность идеологического, нравственного и психологического компонентов.

     Что касается термина морально-психологическая подготовка, то им обозначают работу, ориентированную на формирование навыков определённого поведения. Основное внимание акцентируется на поведенческом и нравственно-этическом аспекте.

     Понятие психологическая подготовка включает в себя формирование у личного состава психологической устойчивости, т.е. таких психологических качеств, которые позволяют выполнять боевые задачи в сложных условиях, сопровождающихся опасностью для жизни и фактором внезапности.

     Что касается понятия морально-психологическое обеспечение, то здесь имеется в виду комплекс разнообразных мер, стоящих в одном ряду с тыловым, техническим и другими видами обеспечения боевых действий. Морально-психологическое обеспечение включает проведение воспитательных, информационных и культурно-досуговых мероприятий, а также мероприятий собственно психологической подготовки. Предусматривает и комплекс мер по нейтрализации психологического воздействия противника. Данный вид обеспечения деятельности военнослужащего осуществляется с учётом характера предстоящих боевых действий, поставленных задач, морально-психологического состояния своих войск и войск противника.

     При организации морально-психологического  обеспечения боевой подготовки  личного состава следует иметь  в виду, что боевая деятельность – это особый вид воинской деятельности. Она имеет место в условиях боя, войны и всегда отличается от учебно-боевой деятельности. Предметом боевой деятельности является реальный противник, его личный состав, техника. Средством – оружие и боевая техника. При учебно-боевой деятельности реальный противник отсутствует. Поэтому между учебной и боевой деятельностью имеются существенные различия.

     Основное различие двух этих  видов воинской деятельности  заключается в мотивации. Опрос  офицеров, участвующих в учениях, показал, что наиболее значимыми мотивами для них являются чувство долга, ответственность перед командиром, коллективом, желание добиться высокой оценки, поощрения. В условиях же боевой деятельности фактор опасности, воздействуя на мотивационную сферу военнослужащих, изменяет содержание деятельности, придаёт иное значение действиям, меняет их смысл. Мотивами боевой деятельности офицеры - участники афганской войны назвали патриотизм, боязнь осуждения со стороны товарищей, стремление отомстить за погибших, чувство ненависти, желание выжить, боязнь попасть в плен, быть раненым, убитым, страх. Исходя из перечисленного, очевидно, что сформировать мотивы боевой деятельности в мирное время довольно трудно. В этом заключается одна из основных проблем психологической подготовки военнослужащих.

     Кроме того, при организации психологической  подготовки военнослужащих следует  учитывать наиболее существенные  характеристики психики, от которых  зависит поведение человека в  бою, с тем, чтобы предусмотреть  возможные психические

16

нарушения в экстремальной обстановке.

     Свойствами психики, способствующими эффективному осуществлению боевой деятельности, являются:

  1. сформированность системы мотивов;
  2. надёжность функционирования психических процессов;
  3. контролируемая реакция на факторы боя;
  4. возможность саморегуляции психических состояний.

     Для достижения победы военнослужащему  недостаточно уметь пользоваться  оружием и боевой техникой  и знать тактику боя, он должен  быть готов к применению своих  навыков в любых условиях, которые могут сложиться в боевой обстановке, в чём и состоит цель психологической подготовки. При этом основными психологическими факторами боя являются

  1. опасность –осознание угрозы своим здоровью и жизни;
  2. внезапность – неожиданные изменения обстановки в ходе выполнения задачи;
  3. неопределённость – отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения задачи или о противнике;
  4. увеличение темпа действий – сокращение времени на выполнение действий;
  5. дефицит времени – условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно за счёт простого увеличения темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности.

     Основным фактором, определяющим психологическую специфику боевых ситуаций, принято считать опасность. Степень других воздействий зависит от степени опасности. При этом реакция человека на опасность может быть различной: сознательной, опосредованной или же импульсной, непосредственной, укладывающейся в схему «стимул – реакция». От характера реакции на опасность зависит и характер поведения: в первом случае оно сознательно контролируется, во втором является ситуативным, импульсивным, целиком зависит от ситуации. Следовательно, задачей психологической подготовки служит формирование контролируемой реакции на факторы боя.

Информация о работе Военная направленность личности