Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат
Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.
Классификация
специфических факторов
военной службы в
зависимости от характера,
предъявляемых ими
требований и уровня
воздействия на субъект
деятельности [ 6, с.153]
Уровень воздействия | Специфические группы факторов | Характер проявления |
Биологический | Особенности удовлетворения физиологических потребностей. Закономерность значительных физических нагрузок | Ограничения времени сна; ограничения в разнообразии, количестве и качестве пищи; неограниченное пребывание в неблагоприятных климатических условиях, Физическая подготовка; утренняя физическая зарядка; регулярная физическая работа; физическая деятельность при выполнении служебных обязанностей |
Психологический | Ограничение степени личной свободы (активности). Особенности межличностного общения и коммуникации | Служебная иерархия;
регламентация служебной получении информации; ограничения в общении с родителями и друзьями; необходимость построения контактов с незнакомыми людьми |
Деятельностный | Специфика деятельности | Выполнение
специфических заданий и |
Данные
отличия обусловливают
Следует отметить, что процесс адаптации является одной из наиболее ярких особенностей военной службы. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой деятельности военнослужащих, о чём свидетельствует таблица, а с другой – вызвано высокой динамичностью военно-профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
Адаптация это, во-первых, свойство организма, во-вторых, равновесие между организмом и средой, в-третьих, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды и, в-четвёртых, результат взаимодействия в системе «человек-среда», а также цель, к которой стремится организм.
Поскольку адаптация является
свойством любого живого
Понятие адаптации тесно связано с понятием функционального состояния, которое обозначает совокупность процессов, происходящих в организме, а также степень развития и целостности его структур, уровень их функционирования. Чем выше уровень функционального состояния, тем выше работоспособность человека. Данное обстоятельство особенно актуально для военно-профессиональной деятельности, поскольку на поле боя преимущество имеет тот военнослужащий, у которого работоспособность выше, чем у противника. Уровень функционирования систем организма определяется эффективностью адаптации. Но от чего зависит эта эффективность?
Живой организм представляет
собой многоуровневую
В функциональном состоянии
Под субъективной стороной
6
организма в различных условиях внешней среды или профессиональной деятельности. Формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.
Таким образом, особенности
Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.
Экспериментальные
Эффективность адаптации
Процесс адаптации чрезвычайно
динамичен. Его успех во
Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом адаптации.
Не менее важную роль в
7
свидетельствуют о психическом здоровье.
Для успешной адаптации конкретного военнослужащего также весьма значимо то, как к нему относятся окружающие. Положительное отношение окружающих способствует адаптации, а отрицательное, напротив, затрудняет протекание адаптационных процессов. На субъективном уровне это проявляется в виде ощущения поддержки со стороны окружающих (социальная поддержка) или ощущения значимости для других (референтности). Ощущение своей значимости и одобрения со стороны социума может стимулировать активность и выступать в качестве компенсации некоторых негативных характеристик, что увеличивает вероятность успешной адаптации в новых условиях, а отсутствие такой информации или ощущение своей ненужности, напротив, приводит к осложнению процесса адаптации, усиливает проявление негативных характеристик, в том числе и нервно-психической неустойчивости.
Следующей характеристикой,
Не менее важной стороной
Таким образом, адаптационные
способности личности имеют
Единой классификации функциональных состояний в настоящее время не существует. Но наибольшее распространение получила классификация, рассматривающая несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, органов и систем. Это прежде всего релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Для данного состояния характерна высокая программируемость (подверженность самовнушению) и устойчивость. Оно необходимо для перехода ко сну и обеспечивает быстрое восстановление физических и психических ресурсов человека. Следующее состояние — оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, так как это состояние обеспечивает наибольшую
8
эффективность деятельности. Это состояние часто называют состоянием комфорта. По своей сути это состояние противоречиво. С одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой — при дальнейшем развитии закономерно переходит в утомление.
Стресс — еще один вид функционального состояния, характеризующийся повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности, снижение эффективности функционирования органов и систем, истощение энергетических ресурсов.