Военная направленность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Описание работы

Проблема формирования у учащихся готовности к обучению в военном вузе приобретает особую остроту в условиях повышения требований к подготовке офицерских кадров, связанных с реформой системы военного образования. В основе требований, предъявляемых к будущему курсанту, лежит характер будущей военной специальности и определенный им набор свойств и качеств личности, необходимых военному.

Работа содержит 1 файл

военная психология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
ify">     Существует целый перечень факторов, оказывающих специфическое воздействие  на военнослужащих. 

Классификация специфических факторов военной службы в  зависимости от характера, предъявляемых ими  требований и уровня воздействия на субъект деятельности [ 6, с.153] 

Уровень воздействия Специфические группы факторов Характер проявления
Биологический Особенности удовлетворения физиологических потребностей. Закономерность значительных физических нагрузок Ограничения времени сна; ограничения в разнообразии, количестве и качестве пищи; неограниченное пребывание в неблагоприятных климатических условиях, Физическая подготовка; утренняя физическая зарядка; регулярная физическая работа; физическая деятельность при выполнении служебных обязанностей
Психологический Ограничение степени  личной свободы (активности). Особенности  межличностного общения и коммуникации Служебная иерархия; регламентация служебной деятельности; строгая регламентация норм поведения; ограничения реализации потребностей и интересов. Ограничения в

 получении  информации;

ограничения в общении с родителями и друзьями; необходимость построения контактов  с незнакомыми людьми

Деятельностный Специфика деятельности Выполнение  специфических заданий и специфической деятельности; элемент риска для жизни в служебной деятельности
 

Данные  отличия обусловливают необходимость  адаптации человека к новым условиям при поступлении его на военную  службу.

     Следует отметить, что процесс адаптации является одной из наиболее ярких особенностей военной службы. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой деятельности военнослужащих, о чём свидетельствует таблица, а с другой – вызвано высокой динамичностью военно-профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.

     Адаптация это, во-первых, свойство организма, во-вторых, равновесие между организмом и средой, в-третьих, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды и, в-четвёртых, результат взаимодействия в системе «человек-среда», а также цель, к которой стремится организм.

     Поскольку адаптация является  свойством любого живого организма,  то данное свойство присуще  и человеку. Но человек – это  не просто живой организм, а  прежде всего биосоциальная система  и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, а также можно предположить существование такого свойства личности, как способность к адаптации.

     Понятие адаптации тесно связано с понятием функционального состояния, которое обозначает совокупность процессов, происходящих в организме, а также степень развития и целостности его структур, уровень их функционирования. Чем выше уровень функционального состояния, тем выше работоспособность человека. Данное обстоятельство особенно актуально для военно-профессиональной деятельности, поскольку на поле боя преимущество имеет тот военнослужащий, у которого работоспособность выше, чем у противника. Уровень функционирования систем организма определяется эффективностью адаптации. Но от чего зависит эта эффективность?

     Живой организм представляет  собой многоуровневую саморегулирующуюся  систему. Управляющими механизмами  этой системы являются центральная  и вегетативная нервная система, а все остальные системы организма относятся к управляемым. Именно состояние центральной нервной системы определяет общее функциональное состояние организма.

     В функциональном состоянии организма  можно выделить субъективную  и объективную составляющие. Первая из них обеспечивает мотивационное поведение, а вторая – восстановление нарушенного равновесия систем. При этом следует отметить, что у человека субъективная сторона (психические составляющие) функционального состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные.

     Под субъективной стороной понимаются  психические явления, которые,  включая и комплекс переживаний,  относятся к личностным образованиям. Именно особенности личности во многом определяют характер функционального состояния человеческого

6

организма в различных условиях внешней  среды или профессиональной деятельности. Формирование состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности.

     Таким образом, особенности человеческой  личности определяют не только  успешность его адаптации к  новым (или изменившимся) условиям  деятельности, но и характер функционирования  систем его организма, его уровень работоспособности.

     Личностные  механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Таким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности.

     Экспериментальные психологические  исследования позволили выявить  личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. А.Г.Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жёстких условиях военнослужащий может успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

     Эффективность адаптации зависит  как от генетически обусловленных  свойств нервной системы, так  и от условий воспитания, от  того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи, насколько адекватно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознаёт мотивы своего поведения. Искажённое или недостаточно развитое представление о себе ведёт к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

     Процесс адаптации чрезвычайно  динамичен. Его успех во многом  зависит от целого ряда объективных  и субъективных условий, функционального  состояния, социального опыта,  жизненной установки и многого  другого. Однако можно выделить  ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности. К числу таких характеристик относятся уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки, ощущение своей значимости (референтности) для окружающих, уровень конфликтности, наличие опыта построения контактов с людьми, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия групповых норм воинского коллектива.

     Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непосредственно связано с процессом адаптации.

     Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооценка личности. Как известно, самооценка является ядром системы саморегуляции человека и от неё во многом зависит качество функционирования основных психических процессов. Низкие самооценки свидетельствуют о негативном психическом состоянии. Лица с низкими самооценками тревожны, неустойчивы, апатичны, обладают повышенной утомляемостью, часто теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и часто совершают суицидные действия, Напротив, высокие, адекватные самооценки

7

свидетельствуют о психическом здоровье.

     Для успешной адаптации конкретного военнослужащего также весьма значимо то, как к нему относятся окружающие. Положительное отношение окружающих способствует адаптации, а отрицательное, напротив, затрудняет протекание адаптационных процессов. На субъективном уровне это проявляется в виде ощущения поддержки со стороны окружающих (социальная поддержка) или ощущения значимости для других (референтности). Ощущение своей значимости и одобрения со стороны социума может стимулировать активность и выступать в качестве компенсации некоторых негативных характеристик, что увеличивает вероятность успешной адаптации в новых условиях, а отсутствие такой информации или ощущение своей ненужности, напротив, приводит к осложнению процесса адаптации, усиливает проявление негативных характеристик, в том числе и нервно-психической неустойчивости.

     Следующей характеристикой, определяющей  процесс адаптации к условиям  военно-профессиональной деятельности, являются коммуникативные качества личности. Поскольку человек практически всегда находится в окружении других людей, успешность его деятельности сопряжена с умением построить отношения. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются опытом и потребностью в общении, а также психологическими особенностями. Не меньшее значение во взаимоотношении людей играет принцип построения контактов. Данный принцип отражает отношение личности к другим людям: одни противопоставляют себя окружающим, другие, напротив, относительно конформны; одни агрессивны, а другие дружелюбны. Человек агрессивный, отличающийся враждебностью и эгоистичностью, как правило, характеризуется повышенной конфликтностью, что в определённой степени затрудняет процесс адаптации, а человек дружелюбный, как правило, быстрее находит взаимопонимание, быстрее начинает ориентироваться в новой ситуации и тем самым быстрее адаптируется.

     Не менее важной стороной процесса  адаптации является социализация, которая отражает способность адекватно воспринимать предлагаемую социальную роль. Не секрет, что после призыва в ряды Вооружённых сил или поступления на военную службу по контракту социальная роль индивида существенно меняется. Он становится вооружённым защитником Отчества, что налагает на него не только определённые обязанности, но и требует исполнения конкретной социальной роли. Поэтому для успешной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности очень важен характер отношений к общепринятым социальным нормам. При этом практическая деятельность человека связана с соблюдением не только социально значимых норм поведения, но и требований непосредственного социального окружения. Поэтому другая группа вопросов отражает отношение военнослужащего к тем ограничениям, которые предлагаемая ему социальная роль налагает на проявление его желаний.

     Таким образом, адаптационные  способности личности имеют большое  значение для успеха профессиональной  деятельности. Именно они обусловливают тот факт, что в одних и тех же условиях разные люди обладают различными функциональными состояниями. Рассмотрим понятие функционального состояния более подробно.

     Единой классификации функциональных состояний в настоящее время не существует.  Но наибольшее распространение получила классификация, рассматривающая несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, органов и систем.  Это прежде всего релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления.  Для данного состояния характерна высокая программируемость (подверженность самовнушению) и устойчивость.  Оно необходимо для перехода ко сну и обеспечивает быстрое восстановление физических и психических ресурсов человека.  Следующее состояние — оптимальное рабочее состояние.  В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, так как это состояние обеспечивает наибольшую

8

эффективность деятельности.  Это состояние  часто называют состоянием комфорта.  По своей сути это состояние противоречиво.  С одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой — при дальнейшем развитии закономерно переходит в утомление.

     Стресс — еще один вид функционального состояния, характеризующийся повышенной физиологической и психической активностью.  Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость.  При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности, снижение эффективности функционирования органов и систем, истощение энергетических ресурсов.

Информация о работе Военная направленность личности