Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие внимания. Специфика внимания ……………………………….4
2.Виды внимания …………………………………………………………….7
3.Функции внимания ……………………………………………………….10
4.Свойства внимания ………………………………………………………14
5.Способы развития внимания …………………………………………….16

Заключение ………………………………………………………………………19

Список литературы ……………………………………………………………...20

Приложение ……………………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

внимание.docx

— 56.43 Кб (Скачать)
  1. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень переключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изучение  уровня внимания у  школьников в 3-4 классах

Инструкция:

«Материал, который  вы получите, содержит разные ошибки, в  том числе смысловые. Найдите  и исправьте их».

Затем раздается  текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст  содержит 10 ошибок.

Обработка результатов:

Подсчитать количество ошибок:

0 – 2 ошибки  высший уровень внимания;

3 – 4 ошибки  средний; 

5 и более низкий.

Текст:

Старые  лебеди склонили пред ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Взрослые  и дети толпились  на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце  доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним .

Сорняки шипучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.

Самоле  т с юда, чтобы помочь людям.

Скоро удалос ь м не на машине.  

 

Старые  лебеди склонили пред ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Взрослые  и дети толпились  на берегу. Внизу  над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю  ему рукой.

Солнце  доходило до верхушек деревьев тряталось  за ним.

Сорняки шипучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отсчитывание  по Блейхеру

Опыт заключается  в отсчитывании от 100 одного и того же числа /наиболее распространены варианты вычитания по 3 или по 7, можно сложнее  – по 13/. Обследуемого предупреждают, что считать он долен про себя, а вслух называть полученное при  очередном вычитании число. В  промежутках между называнием испытуемым чисел экспериментатор равномерно ставит точки /приблизительный хронометраж/, можно фиксировать длительность пауз секундомером.

При наличии  повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что  задание становится более легким, увеличивается.

Возможны два  варианта ошибок:

Первый- ошибки в единицах и, главным образом  при переходе через десяток –  свидетельствуют о некоторой  интеллектуальной недостаточности.

Второй –  ошибки в десятках – характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием.

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики  отсчитывании ведется вопреки инструкции – вместо 7 отнимается 10 и т.д. причем эти ошибки не всегда удается корректировать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблицы Шульте

Используются  для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых  движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.  

Инструкция:

«Нужно показывать и называть вслух все числа  по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без  ошибок».

Анализ результатов  проводится по счету цифр /30-40 с/ внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы  обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти  следующую цифру /чаще при сосудистой психоорганике/.

При выполнении задания можно проследить:

- характер выполнения /азартность, формализм, педантичность/;

- эмоциональная сфера /апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции/;

- речь /усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны/.

Таблица перевода оценок времени в 20-ти бальную шкалу /норма 15-17/:

Время
Т
Время
Т
Меньше 113 20 213-223 9
113-123 19 223-233 8
13-133 18 233-243 7
133-143 17 243-453 6
143-153 16 253-263 5
153-163 15 263-273 4
163-173 14 273-283 3
173-183 13 283-293 2
183-193 12 293-303 1
193-203 11 303-314 0
203-213 10      
 
 

Устойчивость  внимания по Риссу 

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Модификацией  теста Риссу является проба переплетенных  линий Рея.

Инструкция:

На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между  собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у  правого конца поставить тот  номер, который стоит на бланке у  ее левого конца. Вы долны начать с  первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и  не делать ошибок.

При анализе  следует учитывать:

- что преобладает: установка на скорость или точность работы,

- трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда;

- при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.  

При определении  количественных показателей учитывается  время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит  окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность  судить о влиянии упражняемости  или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании  линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое  на выполнение задания:

3мин. 30 сек. - отличный  результат, 

6-7 мин. - средний  результат, 

от 13 мин. и выше - плохой результат.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.

Ниже приводятся результаты в процентилях при  выполнении теста Рея 

  Процентили 
Возраст
  
5 6 7 8 9 10 11 12 Взрослые, студенты   
10 32 24 14 12 10 8 6 8 6
25 24 16 12 10 8 8 6 6 6   
50 16 12 10 8 8 6 6 6 4   
75 14 10 8 6 6 6 4 4 4   
90 10 8 6 6 6 4 4 4 4   
   
Количество  ошибок в 16 кривых
  
10 13 9 8 5 3 3 2 2 2   
25 10 7 4 3 2 2 1 1 0   
50 5 5 2 2 1 1 1 1 0   
75 4 2 1 0 0 0 0 0 0   
90 1 0 0 0 0 0 0 0 0   
                       

Информация о работе Внимание