Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:19, реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие внимания. Специфика внимания ……………………………….4
2.Виды внимания …………………………………………………………….7
3.Функции внимания ……………………………………………………….10
4.Свойства внимания ………………………………………………………14
5.Способы развития внимания …………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...20
Приложение ……………………………………………………………………...21
Следующее свойство внимания – переключаемость.
Переключаемостью внимания называется перемещение сознания от одной деятельности к другой или от одной операции к другой в пределах одной деятельности.
На переключаемость внимания влияют особенности нервных процессов, деятельность, установка.
Устойчивость внимания - это длительность, в течение которой будет сохраняться интенсивность деятельности, т. е. задержка сознания на каком-то объекте.
Следует отметить активность личности при устойчивости внимания. Трудно его сосредоточить, если деятельность не представляет интерес. При устойчивости внимания выделяются разные аспекты. (К примеру, человек не только вслушивается в звук, но и определяет, чья музыка звучит, определяет тональность, ведущие сольные партии и пр.)
Свойство, противоположное устойчивости,
- рассеянность, при которой внимание
как бы скользит по поверхности предметов,
долго на них не задерживаясь. Причины
рассеянности различны: например, необычность
рядом имеющегося раздражителя (скажем,
доска с написанными формулами рядом с
монитором, на котором размещается теоретическая
информация). Исчезновение раздражителя
также оказывает влияние на появление
рассеянности внимания. То же происходит,
когда много раздражителей. (Слишком много
пособий, схем, приборов, рассказ преподавателя,
разговор соседей отвлекают студента.)
[2, с. 92-93]
16
5.Способы развития внимания
Внимание, как и все остальные психические
процессы, имеет низшие и высшие формы.
Первые представлены непроизвольным вниманием,
а вторые — произвольным. Непосредственное
чуткость — это также более невысокая
форма его развития, чем опосредствованное.
Историю
развития внимания, как и многих других
психических Функций, пытался проследить
Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал, что
история внимания ребенка есть история
развития организованности его доведения,
что ключ к генетическому пониманию внимания
следует искать не внутри, а за пределами
личности ребенка.
Произвольное
чуткость возникает из того, что окружающие
ребенка люди "начинают при помощи ряда
стимулов и средств направлять чуткость
ребенка, руководить его вниманием, подчинять
его своей власти и этим самым дают в руки
ребенка те средства, с помощью которых
он позже и сам овладевает своим вниманием".
Культурное развитие внимания содержится
в том, что при помощи взрослого ребенок
усваивает ряд искусственных стимулов-
средств (знаков), посредством которых
он дальше направляет свое собственное
поведение и чуткость. С возрастом чуткость
ребенка улучшается, однако развитие по
виду опосредствованного внимания идет
немаловажно быстрее, чем его развитие
в целом, тем более натурального внимания.
При этом в школьном возрасте наступает
перелом в развитии, который характеризуется
тем, что первоначально по виду опосредствованное
чуткость постепенно превращается во
внутренне опосредствованное, и со временем
эта последняя форма внимания занимает,
вероятно, основное место среди всех его
видов.
Различия
в характеристиках произвольного и непроизвольного
внимания возрастают, начиная с дошкольного
возраста и достигая максимума в школьном
возрасте, а потом ещё обнаруживают тенденцию
к уравниванию. Эта тенденция как раз и
связана с тем, что в процессе своего развития
система действий, обеспечивающих произвольную
чуткость, из внешней постепенно превращается
во внутреннюю.
Л.
С. Выготский описывает, что с самых первых
дней жизни ребенка развитие его внимания
происходит в среде, включающей так называемый
двоякий ряд стимулов, вызывающих чуткость.
Первый ряд — это сами окружающие предметы,
которые своими яркими необычными свойствами
приковывают чуткость ребенка. С другой
стороны, это речь взрослого человека,
произносимые им слова, которые первоначально
выступают в роли
17
стимулов-указаний,
направляющих непроизвольную чуткость
ребенка. Таким образом, с первых дней
жизни ребенка его чуткость в значительной
своей части оказывается направляемым
с помощью слов-стимулов.
Вместе
с постепенным овладением активной речью
ребенок начинает управлять и первичным
процессом собственного внимания, причем
сначала — в отношении других людей, ориентируя
свое их чуткость обращенным к ним словом
в нужную сторону, а потом – и в отношении
самого себя.
Общая
последовательность культурного развития
внимания по Л. С. Выготскому состоит в
следующем: "Сначала люди действуют
по отношению к ребенку, потом он сам вступает
во взаимодействие с окружающими, наконец,
он начинает работать на других и только
в конце начинает работать на себя... Вначале
взрослый направляет его чуткость словами
на окружающие его вещи и вырабатывает,
таким образом, из слов могущественные
стимулы- указания; потом ребенок начинает
активно участвовать в этом указании и
сам начинает пользоваться словом и звуком
как средством указания, т. е. обращать
чуткость взрослых на интересующий его
предмет".
Слово,
которым пользуется взрослый, обращаясь
с ребенком, появляется первоначально
в роли указателя, выделяющего для ребенка
те или иные признаки в предмете, обращающего
его чуткость на эти признаки. При обучении
слово все более и более направляется
в сторону выделения абстрактных отношений
и приводит к образованию абстрактных
понятий. Л. С. Выготский считал, что употребление
языка как средства направления внимания
и указателя к образованию представлений
имеет для педагогики огромное значение,
поскольку с помощью слов ребенок выходит
в сферу межличностного общения, где открывается
простор для личностного развития. Первоначально
процессы произвольного внимания, направляемого
речью взрослого, являются для ребенка
скорее процессами его внешнего дисциплинирования,
чем саморегуляции. Постепенно, употребляя
то же самое средство овладения вниманием
по отношению к самому себе, ребенок переходит
к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному
вниманию.
Попытаемся
теперь в виде своеобразного "хронологического"
резюме представить последовательность
основных этапов развития детского внимания
в том виде, как она выглядит по сведениям
соответствующих наблюдений и экспериментальных
исследований:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление
ориентировочного рефлекса как объективного,
врожденного признака непроизвольного
внимания ребенка.
18
2. Конец
первого года жизни. Возникновение ориентировочно-
исследовательской деятельности как средства
будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение
зачатков произвольного внимания под
влиянием речевых инструкций взрослого,
направление взора на названный взрослым
предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно
хорошее развитие указанной выше первоначальной
формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет. Появление
способности направлять внимание под
влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной
формы произвольного внимания под влиянием
самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные
средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие
и совершенствование произвольного внимания,
включая волевое.
Существуют
различные тесты на внимания и упражнения
на его тренировку, которые можно использовать
при обучении детей, потому что они как
интересны, так и полезны для общего развития
ребенка. [6]
19
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что в задачу формирования внимания входит
не только развитие его как отдельного
психологического процесса, но и формирование
таких черт личности, которые бы облегчили
переход произвольного внимания в послепроизвольное.
Это включает в себя формирование чувства
ответственности за выполняемую работу,
мотивации успешного выполнения деятельности,
развитие интереса, четкая организация
выполняемой деятельности. Конкретно
поставленные задачи, а также создание
благоприятных условий для активной, самостоятельной
работы.
Не
смотря на то, что исследования внимания
порождают многочисленные неразрешенные
и сложные вопросы, они, несомненно, очень
полезны, так как человеку нужно ведать
приемы и способы, позволяющие ему научиться
концентрировать свое чуткость для удачной
учебной или профессиональной деятельности.
И зная основные этапы развития внимания
в различные годы жизни ребенка, педагог
может найти необходимое средство для
улучшения внимания.
20
Список литературы
21
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Виды внимания и их сравнительная характеристика
Вид
внимания |
Причины возникновения | Основные
характеристики |
Механизмы |
Непроизвольное | Необычный, неизвестный, значимый, сильный, контрастный, вызывающий переживание раздражитель | Легкость возникновения | Безусловный рефлекс «что такое?» |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи | Направленность на предмет и решение задачи. Волевые усилия | Осознание цели |
Послепроизвольное | Выполнение обязательной деятельности и возникающий интерес | Сохраняется целенаправленность, снижается напряжение | Доминанта, возникающая в деятельности, и интерес |
Приложение 2
Тесты на внимание
Сложение чисел с переключением (изучение переключения и устойчивости)
Психолог предлагает испытуемому в течение 10 мин с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.
1 способ
нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например: 1 4 6 1 8 0 9 0 0 1
2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.
2 способ
вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.
Например: 1 2 2 3 4 6 9 4 2 5
2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.
В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.
В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.
Обработка результатов:
18 и более
правильных операций
8 и менее операций
указывают на замедленность и
подтверждают малую