Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:19, реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие внимания. Специфика внимания ……………………………….4
2.Виды внимания …………………………………………………………….7
3.Функции внимания ……………………………………………………….10
4.Свойства внимания ………………………………………………………14
5.Способы развития внимания …………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...20
Приложение ……………………………………………………………………...21
Послепроизвольное внимание – внимание, возникающее на основе внимания произвольного, вследствие того, что объект или явление в процессе деятельности приобретает значимость. Внешне аналогично вниманию непроизвольному. [4]
Сущность послепроизвольного внимания в следующем. Появляется непроизвольное внимание, при котором человек заинтересованно следит за чем-то. Но необходимо заняться серьезной деятельностью, требуется внимание произвольное. Человек с трудом сосредотачивается на нужной деятельности. Спустя какое-то время он увлекается и занимается без принуждения, пока работу не закончит.
Когда-то К. Д. Ушинский советовал использовать непроизвольное и произвольное внимание. Необходимо приучаться делать то, что незанимательно, просто ради удовольствия выполнять нужное.
Некоторые ученые выделяют внешнее и внутреннее, а также коллективное, групповое и индивидуальное внимание. Внешне направленное – это внимание, объектом которого выступают внешние предметы и явления, а внутреннее – перцептивное, его объектами оказываются мысли, ощущения. Внутренний и внешний виды внимания находятся друг к другу в противоречивых отношениях. Одновременно невозможно быть направленным на объекты вовне и внутри.
Внутреннее внимание направлено на внутренний
мир. Чувства, воспоминания, мысли, моделирование
будущего, его последствий необходимы
для развития сознания и самосознания.
Оценка событий, своего места в них представляется
важной для становления личности.
9
Не меньший интерес представляет индивидуальное,
групповое и коллективное внимание. Коллективное
необходимо в совместных формах деятельности,
когда объектом выступает один предмет.
Особенно это характерно при выпуске поточной,
конвейерной продукции, когда каждый отвечает
за общий результат труда. Групповое внимание
характеризует направленность сознания
группы людей на какой-то предмет. Индивидуальное
внимание – это направленность сознания
на задание, которое выполняется одни
человеком.
10
Внимание выполняет следующие функции:
Психическая деятельность личности выражает в данный момент и при данных условиях ее направленность, т.е. совокупность потребностей, проявляющихся в преобладающих в этот момент мотивах. На человека действует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Соответствующие этим потребностям внешние раздражители приобретают для личности различную значимость. Взаимодействие внутренних побуждений и внешних раздражителей, приобретающих в данный момент наибольшую значимость, выражается в избирательном характере психической деятельности, в обязательности выбора определенного объекта, что и осуществляется с помощью внимания;
Физиологический механизм
Внимание связано с
11
как назвал
его И.П. Павлов. Это и является
физиологической основой
В настоящее время важнейшие характеристики ориентировочного рефлекса, как электрофизиологические, так и вегетативные, уже во много изучены в отечественных и зарубежных исследованиях. Эти исследования показали, что при ориентировочном рефлексе происходят изменения, отчасти подобные тем, какие наблюдаются при переходе от сна к бодрствованию. Изменяется электроэнцефалограмма в виде десинхронизации фоновой ритмики, соответственно, изменяются сердечные, сосудистые, дыхательные и кожно-гальванические реакции. В ориентировочном рефлексе, который является врожденным, ясно прослеживается зависимость внимания в повышении активности, происходит сложное распределение процессов возбуждения (преимущественно в афферентных) и торможения (преимущественно в эффекторных) нейронах. При этом реакция на новый раздражитель тем больше, чем большим количеством свойств новый раздражитель отличается от старого.
По отношению к более сложным проявлениям внимания такого тщательного изучения нервных и секреторных процессов пока не проведено. Но можно предположить, что реакция активации в той или иной степени характерна для всех видов внимания. Ориентировочная деятельность может быть достаточно сложна, она не ограничивается только безусловным ориентировочным рефлексом на новизну объекта. Внимание может быть связано и с возникающими по ассоциации воспоминаниями, с восприятием объектов, не отличающихся новизной, но неожиданно приобретающих особую значимость для субъекта.
Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И.П. Павловым явление оптимального очага возбуждения. На мозг в каждый момент действует ряд раздражителей (слуховых, зрительных, кожных и т.д.). Под их влиянием в коре больших полушарий возникает множество очагов возбуждения, различных по силе. Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью и является наиболее благоприятным в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры.
Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изменение природы раздражителя или длительное его действие на одни и те же участки коры
12
головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки по закону последовательной индукции. «Если бы можно было, – говорил И.П. Павлов, – видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью»
Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах.
«В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, – пишет Ухтомский, – является физиологической основой акта внимания и предметного мышления».
Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степени сосредоточения на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не могут отвлечь внимания и остаются незамеченными. Сильная концентрация внимания у человека связана с глубокой заинтересованностью предметом.
В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи ее в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные очаги возбуждения. Эти очаги возбуждения, привлекая в себе вновь возникающие волны возбуждения и тормозя другие нейтральные участки, могут существенно разнообразить работу центров. Доминанта проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. При наличии доминантного возбуждения побочные, субдоминантные раздражения могут подкреплять доминанту. Но это соотношение между доминантой и субдоминантами не является постоянным. Если бы оно было таковым, раз установившаяся доминанта оставалась бы неизменной. Но господствующий в течение некоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новый очаг. Каждая смена доминанты влечет за собой и смену установок, являющихся внешним выражение смены доминантных
13
процессов в высших этажах центральной нервной системы. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключении внимания.
Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта
не вскрывают до конца механизмы внимания
человека, особенно его произвольный характер.
В отличие от животных люди управляют
своим вниманием. Поэтому в воспитании
внимания исключительно важно умение
поставить цель. Она может быть сформулирована
самим человеком или предложена кем-то.
Постановка и постоянное уточнение целей
деятельности вызывает, поддерживает
и переключает внимание. Механизмом возникновения
оптимального или доминирующего очага
возбуждения в этих случаях будет взаимодействие
первой и второй сигнальных систем, осуществляемое
путем элективной (избирательной) иррадиации
возбуждения из речевой (второй) сигнальной
системы в первую. В свою очередь первосигнальные
раздражители, отражаясь в речи, способствуют
уточнению цели и усилению очага оптимальной
возбудимости. [5, с. 245-249]
14
4. Свойства внимания
Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.
Концентрация внимания – это способность человека направлять свое сознание на предмет или влияние и быть полностью им поглощенным.
Поглощенный деятельностью человек не замечает никаких раздражителей. Концентрация внимания аналогична страсти: та же самоотдача объекту, генерализация свей психической деятельности на объекте деятельности. Концентрация внимания – это степень сосредоточенности внимания на объекте.
Объем внимания – это количество предметов, которое человек может охватить своим сознанием в единицу времени.
В экспериментальной психологии В. Вундта с помощью тахистоскопа изучался объем внимания. Были обнаружены довольно значительные индивидуальные различия: у взрослого 4-6 объектов, у детей – 2-3 объекта. Объем внимания может быть увеличен, если человек сможет объединять их в осмысленное целое.
Распределяемость внимания – способность человека одновременно удерживать в своем сознании определенное число разнородных элементов в течение некоторого времени.
Распределяемость внимания свидетельствует об ограничении его фокуса. Человек слушает и пишет, идет и говорит, смотрит телевизор и разговаривает по телефону. Взрослый способен выполнять одновременно несколько видов деятельности. Но это возможно при одном условии – если одна деятельность осознанна, другие происходят автоматически. Число разнообразных элементов, которые человек одновременно удерживает в сознании, свидетельствует, что способность к распределению можно развивать.
Распределяемость внимания зависит от ряда условий: связаны или нет между собой различные объекты по смыслу, автоматизированы или нет действия, между которыми распределяется внимание, много ли времени нужно для распределения в сознании тех или иных элементов. Связь объектов по смыслу помогает распределяемости внимания. Если же при
15
одной осознанной деятельности остальные выполняются автоматически, то распределение внимания может быть довольно высоким.