Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 18:31, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы и проблемы тревожности.
1.1 Проблема тревожности в отечественной психологии
1.2 Феномен тревожности в зарубежной психологии.
1.3 Причины возникновения тревожности и особенности её проявления у детей дошкольного возраста.
1.4 Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников.
Глава II Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Что такое психогимнастика.
Глава III Экспериментальные выявления тревожности у детей дошкольного возраста.
3.1 Способы выявления тревожности у детей.
3.2 Коррекционная работа направленная на снятие личностной тревожности у детей.
3.3 Проект программы.
3.4 Анализ коррекционной работы
3.5 Литература
3.6 Приложение
3.6.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей, чьи дети испытывают тревожность.
3.6.2 Рисунки детей.

Работа содержит 1 файл

диплом по тревож.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение

Глава I  Теоретические основы и проблемы тревожности.

     1.1 Проблема тревожности в отечественной  психологии

     1.2 Феномен тревожности в зарубежной  психологии.

     1.3 Причины возникновения тревожности  и особенности её проявления  у детей дошкольного возраста.

     1.4 Влияние тревожности на самооценку  и статусное положение в группе  сверстников.

Глава II  Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

     2.1 Что такое психогимнастика.

Глава III Экспериментальные выявления тревожности у детей дошкольного возраста.

     3.1 Способы выявления тревожности  у детей.

     3.2 Коррекционная работа направленная  на снятие личностной тревожности  у детей.

     3.3 Проект программы.

     3.4 Анализ коррекционной работы

     3.5 Литература

     3.6 Приложение

         3.6.1 Методические рекомендации для  педагогов и родителей, чьи  дети испытывают тревожность.

         3.6.2 Рисунки детей. 

      В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

     Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

     В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому  своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

     Цель  исследования: изучение  и использование  психогимнастики как средства преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: личностная тревожность  у детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: психогимнастика как  средство преодоления личностной тревожности.

     Гипотеза  исследования: Психогимнастика, является эффективным средством преодоления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задания:

     1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

     2. Исследовать особенности проявления  тревожности у детей дошкольного  возраста и установить причины  повышенной тревожности.

     3. Провести программу психокоррекции, направленной на снижение личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

     Методы  исследования:

     1. Аналитический.

     2. Тесты.

     3. Наблюдения. 
 

     В I главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности. По мнению отечественных психологов тревожность рассматривается, как особое чувство при котором человек испытывает неполноценность своего организма. При этом он проявляет повышенное беспокойство свою неуверенность в чем-либо. Это чувство вызывает состояние паники и уныния. Всё это явление социальное, а не биологическое (А. М. Прихожан, Р. С. Немов, А. В. Петровский, М. З. Неймарк и т. д.).

     Анализ  основных работ зарубежных авторов  показывает, что в понимании тревожности как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. Эти две точки зрения постоянно сливаются и смешиваются у большинства авторов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хофни, Э. Фром и т. д.).

     В I главе рассматриваются исследовательские проблемы тревожности в отечественной  и зарубежной психологии, а так же причины и особенности её проявлений.

     Вторая  глава посвящена психогимнастике, как курсу специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Одна из методик под таким названием была создана Г. Юновой (ЧССР в 1979 г.), «Психодрамма» Дж. Морело (1892-1972), Чистякова М. И. «Психогимнастика» (1990 г.). В этой главе даны вспомогательные средства общения, способствующие коррекции настроения, поведения и психомоторики детей.

     В третьей главе описывается непосредственно проведенное экспериментальное исследование. В ней отражены способы выявления тревожности и в таблицах представлены результаты исследования у детей старшего дошкольного возраста. Тревожность у детей выявлена с помощью рисуночных тестов и наблюдений, что отражено в таблицах двух групп: контрольной и экспериментальной. А также раскрывается содержание и эффективность коррекционной программы, направленной на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

      ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ

     1.1. Проблема тревожности  в отечественной  психологии

      В психологической литературе, можно  встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

      Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность  – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. (Л.В.Макшанцева, 1998).

      Различают тревожность как эмоциональное  состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

      По  определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое  свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”.

      Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом”.

      По  определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

      Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. (А.В.Петровский, 1990).

      Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность  – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

      Тревожность -  как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Н.Аракелов, 1997).

      В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть “самыми лучшими” учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели (М.З.Неймарк, 1963).

      Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

      Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

      От  неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

      М.З. Неймарк называет это “аффектом  неадекватности” – “… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех”. Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

      Такое состояние не может не вызвать  у ребенка переживания тревоги. Первоначально - тревога обоснованна. Она вызвана реальными для ребенка трудностями, но по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру. Тогда - недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, повлияют так, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.

      Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.З. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно  его преодолеть.

      В работах этих авторов указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит  в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где  ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Информация о работе Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников