Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 18:31, дипломная работа
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и, определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
Введение
Глава I Теоретические основы и проблемы тревожности.
1.1 Проблема тревожности в отечественной психологии
1.2 Феномен тревожности в зарубежной психологии.
1.3 Причины возникновения тревожности и особенности её проявления у детей дошкольного возраста.
1.4 Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников.
Глава II Психогимнастика, как средство преодоления высокого уровня личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Что такое психогимнастика.
Глава III Экспериментальные выявления тревожности у детей дошкольного возраста.
3.1 Способы выявления тревожности у детей.
3.2 Коррекционная работа направленная на снятие личностной тревожности у детей.
3.3 Проект программы.
3.4 Анализ коррекционной работы
3.5 Литература
3.6 Приложение
3.6.1 Методические рекомендации для педагогов и родителей, чьи дети испытывают тревожность.
3.6.2 Рисунки детей.
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. (Т. В. Лаврентьева 1996)
Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. (А.И.Захаров 1997)
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными
расхождениями
между своими реальными возможностями
и тем высоким уровнем
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. (А.И.Захаров, 1997)
Если
у ребенка усиливается
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. (В.И.Гарбузов 1990). Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно
внушаем.
Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. (И.В.Дубровина, 1998) Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: “чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня”. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988)
Так же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту “уходя в мир фантазий”. (С.В.Кондратьева, 1997) В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.
Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том,
к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле мог ли б
проявить себя. (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988)
Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. (А.И.Захаров, 1997) Главным источником тревог для дошкольников и младших дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых “опасных людей” - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. (Б.Кочубей, Е.Новикова,1988)
Отрицательные
последствия тревожности
Тем
не менее, у детей старшего дошкольного
и дошкольного возраста тревожность
еще не является устойчивой чертой характера
и относительно обратима при проведении
соответствующих психолого-педагогических
мероприятий (А.И.Захаров, 1997), а также можно
существенно снизить тревожность ребенка,
если педагоги и родители, воспитывающие
его, будут соблюдать нужные рекомендации.
1.4 Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников
Тревожность
как свойство личности во многом обуславливает
поведение субъекта. Существует определенный
уровень тревожности –
Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к
тем
или иным социальным ситуациям.
Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: “Надо помочь другу в беде, потому что он прав”. В сознании повелительный стимул — “надо”, а из неосознаваемого установка:
“не надо, опасно” — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом, звучит внушенная отцом установка: “товарища надо выручать из беды любой
ценой”. Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности. (Я.Л.Коломинский, 1988)
Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать.
Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше). Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. (Я. Л. Коломинский, 1988).
Цель
программы: создание условий для
снижения болезненных переживаний
страха, улучшение социальной адаптации
ребенка.
Для достижения этих целей необходима
реализация следующих задач:
- создание атмосферы психологической
безопасности на занятиях;
- отражение и вербализация чувств и переживаний
ребенка, актуализируемых в процессе рисования;
- повышение уровня самооценки и уверенности
в себе.
Ориентировочное количество занятий 8
– 10.
Продолжительность занятий от 15 минут
два раза в неделю на начальном этапе до
1,5 часов 1 раз в неделю на заключительном
этапе.
Возраст детей: 6 –9 лет.
Форма проведения – индивидуальная и
групповая.
Программа включает в себя следующие блоки:
Диагностический блок. Цель: диагностика
особенностей развития личности ребенка,
выявление конкретных страхов, формирование
общей программы психологической коррекции
(при групповой форме проведения), либо
индивидуальной.
Установочный блок. Цель: снятие тревожности,
повышение мотивации к взаимодействию
с психологом.
Коррекционный блок. Цель: оптимизация
развития ребенка, овладение адаптивными
способами взаимодействия с окружающими
и собой.
Блок оценки эффективности коррекционных
воздействий. Цель: измерение динамики
реакций, закрепление позитивной самооценки.
Основной используемый метод коррекции
страхов в нашей программе - рисование.
«Рисование, как и игра – это не только
отражение в сознании детей окружающей
действительности, но и её моделирование,
выражение отношения к ней. Поэтому через
рисунки можно лучше понять интересы детей,
их глубокие, не всегда раскрываемые переживания
и учесть это при устранении страхов. Рисуя,
ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям,
желаниям и мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими
неприятными и травмирующими образами.
Отождествляя себя с положительными и
сильными, уверенными в себе героями, ребенок
борется со злом: отрубает дракону голову,
защищает близких, побеждает врагов и
т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности
постоять за себя, а есть ощущение силы,
геройство, т.е. бесстрашие и способности
противостоять злу и насилию.
В первую очередь, посредством рисования
удается устранить страхи, порожденные
воображением, т.е. то, что никогда не происходило,
но может произойти в представлении ребенка.
Затем по степени успешности идут страхи,
основанные на реальных травмирующих
событиях, но произошедших достаточно
давно и оставивших не очень выраженный
эмоциональный след в памяти ребенка.»
[2, с.128-134]
Содержательное описание основных блоков
Диагностический блок. Прежде чем помочь
детям в преодолении страхов, необходимо
выяснить, каким конкретно страхам они
подвержены. Выяснить спектр страхов можно
специальным опросом при условии эмоционального
контакта с ребенком, доверительных отношений
и отсутствия конфликта. Беседа ведется
неторопливо и обстоятельно, перечисляя
страхи и ожидая ответов «да – нет» или
«боюсь – не боюсь». При стереотипном
отрицании всех страхов просят давать
развернутые ответы типа «не боюсь темноты»
или «боюсь темноты», а не «нет» и «да».
Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи
по памяти, только иногда поглядывая в
список, а не зачитывал его (см. список
страхов в книге Захарова А.И. «Дневные
и ночные страхи у детей»).
Установочный блок. Итак, после установления
контакта переходят к беседе, цель которой
– выявление страхов. После проведенного
опроса ребенку предлагают нарисовать
страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый
страх на отдельном листе». Не нужно требовать
жестко от детей быстрого рисования всех
страхов, как и стопроцентного выполнения
плана рисования. Гораздо лучше поддержать,
посочувствовать, напомнить и при затруднениях
напомнить детям свои варианты. Рисование
страхов можно продолжить и дома.
Коррекционный блок. После чего необходимо
обсуждение каждого из страхов. Порядок
предъявления для обсуждения рисунков
не имеет значения. Каждый рисунок показывается
всем присутствующим (при групповой форме)
либо в индивидуальной беседе с психологом,
в то время как ребенок рассказывает о
том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует
свой страх. Раньше это было трудноосуществимо,
страх возникал от одного лишь представления
и не мог быть обозначен словами. Подобная
преграда только повышала внутреннее
напряжение и удерживала страх в фиксированном
состоянии. Теперь же ребенок может свободно
говорить о страхе, осознанно управляя
им в разговоре с человеком, которому он
верит и который может понять его переживания.
После просмотра первого рисунка следует
спросить: «Ты нарисовал этот страх, а
теперь скажи, боишься его или нет?». В
дальнейшем фраза постепенно укорачивается:
«Боишься или перестал?». Сочетание «…
а теперь…» в какой-то мере обозначает
призыв, выражение надежды, ободрение
и оптимистический настрой при обсуждении
рисования страхов.
После обсуждения страхов называются
и показываются те рисунки, в отношении
которых достигнут положительный эффект.
Автора надо похвалить, дружески похлопать
по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать,
что рисунки с его бывшими страхами останутся
у психолога, который, таким образом, «принял»
их к себе, освободив от них ребенка.
После обсуждения необходимо провести
активную игру, в которой все участвуют,
но так, чтобы ребенок сумел выиграть,
что еще больше повышает его уверенность
в себе. В конце встречи рисунки, на которых
изображены оставшиеся страхи, отдаются
обратно со словами: «А теперь нарисуй
так, чтобы было видно, что ты не боишься,
и принеси мне опять свои рисунки». Это
подразумевает, что нужно нарисовать не
только объект страха, как в первый раз,
но и обязательно себя небоящимся. Происходит
мобилизация всех психических ресурсов
ребенка на деятельное противодействие
страхам в жизнеутверждающей, активной
позиции Творца.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены
в виде специально сделанных дома масок,
фигурок из пластилина, конструкции из
подручных материалов. Когда подобные
поделки – плод совместной деятельности
детей и родителей, результаты устранения
страхов, как правило лучше, особенно при
участии отца.
Блок оценки эффективности коррекционных
воздействий. На последней встрече после
игры-разминки (возможно с использованием
различных предметов, отражающих прежние
страхи – маски, куклы) проводится обсуждение
домашнего задания с установкой: «Сейчас
мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать,
боишься ли ты теперь или не боишься».
Положительный результат каждый раз подкрепляется
похвалой. За обсуждением следует опять
игра, успехи в которой поощряются наградой
в виде игрушки, книжки.
Эффект устранения страхов через рисование
достаточно выражен и устойчив и составляет
50% при изображении страхов по типу «боюсь»
и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении
себя в активной, противостоящей страху
позиции. Если ребенок и первый раз рисует
себя, а не только источник страха, то эффект
сразу выше. Если же автор не включает
себя и на втором рисунке, где он «обязан»
быть по инструкции, то это указывает или
на исключительную интенсивность страха,
или на его навязчивый характер, что обычно
сочетается при фобии. Оставшиеся страхи,
а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть
по сочиненным на их тему историям.
Задание дается следующим образом: «Сочини
какую-нибудь фантастическую или вспомни
реальную историю, в которой найдет отражение
твой страх (называются оставшиеся страхи).
Твоя история будет проиграна и к ней можно
сделать несколько рисунков, иллюстрирующих
происходящие события, а также ты можешь
изготовить маски страшных персонажей
или вылепить их». Дошкольники делают
это устно, а школьники излагают историю
на бумаге.
Безусловным фактором является терпение
при работе с детьми по устранению страхов,
так как не всегда удается достичь незамедлительных
результатов. В немалой степени это зависит
и от способности самих детей перестраивать
отношения и наполнять свою жизнь новым
содержанием. Нередко ожидаемый эффект
снижается из-за быстрой утомляемости
ребенка, нервно-психических и частых
заболеваний.
Кроме того, фактором, препятствующим
избавлению детей от страхов, будет неблагополучное
нервно-психическое состояние самих родителей
и конфликты в семье. В этом случае необходима
предварительная помощь родителям и нередко
всей семье в целом.
Мы провели беседу с учащимися второго
класса общеобразовательной школы. Выявили,
что больше всего учащиеся боятся темноты,
одиночества, боятся опоздать в школу.
Разработанную программу работы со страхами
мы апробировали индивидуально с мальчиком
9 лет. Из бесед с мальчиком и мамой, а также
из анализа рисунков обозначены основные
страхи – уколов, кошмарных снов, одиночества
и темноты, основой которых является страх
смерти. Год назад у мальчика внезапно
умер отец, к которому он был эмоционально
привязан. В настоящее время днем он старается
не находиться дома, пока там ни кого нет,
а вечером «липнет» к матери, объясняя
это тем, «что скучно, нечем заняться».
После установления контакта с ребенком,
ему было предложено нарисовать свои страхи.
Рисунки были выполнены либо черным карандашом,
либо черным фломастером. Рисунок «кошмарный
сон» содержал черное большое пятно с
красными включениями, слева изображение
скелета. После обсуждения этого рисунка,
при котором мальчик вербализовал переживание
смерти отца, свое состояние в тот день,
после отражения чувств психологом, ему
было предложено изменить рисунок так,
чтобы было видно, что он не боится.
Изменения в рисунке: превращение темного
пятна в тучу, из которой идет дождь, справа
от нее в окне виден мальчик («мальчик
в окне – это я»), наблюдающий за дождем,
на рисунке скелета была нарисована улыбка,
волосы. На вопрос: «Боишься ты или не боишься
теперь?», ребенок ответил: «не боюсь».
Положительная динамика была отмечена
и мамой мальчика через 3 недели после
начала работы с ним: «Я пришла домой с
работы, а он дома, обычно он ждал моего
прихода домой у бабушки в соседнем подъезде.
Может теперь заниматься самостоятельно
чем-то в своей комнате.»
Таким образом, можно отметить эффективность
и устойчивость метода рисования в устранении
страхов у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Заключение
В заключение хочется сказать, что главное
условие успеха при проведении занятий
– это желание работать с детьми и упорство
в достижении целей.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего
мира, а также положительный пример родителей,
самокритичное признание своих недостатков
и их преодоление, перестройка неправильных,
неадекватных отношений с ребенком, гибкость
и непосредственность в воспитании, уменьшение
тревожности, излишней опеки и чрезмерного
контроля создает необходимые предпосылки
для успешного устранения страхов.
И немаловажные рекомендации родителям:
решиться помочь детям полностью избавиться
от страхов – это значит принять активное
участие в их жизни. Достигается это совместной
деятельностью, прогулками, детскими спектаклями,
рисованием красками, увлекательными
походами и различными спортивными мероприятиями.
Любая возня с родителями и сверстниками,
подвижные игры, смех, шутки, как и чтение,
разыгрывание сказок и несложных, придуманных
детьми историй, способны создать эмоционально
лучшие условия для детства, не омраченного
страхами, с которыми не может справиться
ребенок.
Информация о работе Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников