Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель исследования - определить значение социального положения и роли в группе.
Задачи:
• Определить сущность и свойства социальной роли;
• Выделить виды социальных ролей;
• Рассмотреть общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации;
• Обосновать базы и методы исследования социального положения;
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие cоциальной роли и социального положения ………..8
1.1 Явление социальной роли в группе ………………………………….8
1.2.Виды социальных ролей ………………………………………….....13
Глава 2. Эмпирическое исследование ………………………………….22
2.1 Обоснование базы и методов исследования ……………………….22
2.2 Описание результатов исследования ……………………………….
2.3. Рекомендации к выработке системы организации и построения
социальных ролей в коллективе …………………………………
Заключение ………………………………………………………...
Список источников и литературы ……………………………………...
Московский психолого-
Черняховский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
тема
«СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
И РОЛЬ В ГРУППЕ»
Содержание:
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие cоциальной роли и социального положения ………..8
1.1 Явление социальной роли в группе ………………………………….8
1.2.Виды социальных ролей ………………………………………….....13
Глава 2. Эмпирическое исследование ………………………………….22
2.1 Обоснование базы
и методов исследования …………………
2.2 Описание результатов исследования ……………………………….
2.3. Рекомендации к выработке системы организации и построения
социальных ролей в коллективе …………………………………
Заключение ………………………………………………………...
Список источников и литературы ……………………………………...
Введение.
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Цель исследования - определить значение социального положения и роли в группе.
Задачи:
· Определить сущность и свойства социальной роли;
· Выделить виды социальных ролей;
· Рассмотреть общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации;
· Обосновать базы и методы исследования социального положения;
Объектом исследования является эмпирический анализ определения социального положения и ролей в разных группах.
Предметом исследования является определение понятий социальное положение и социальная роль.
Методы исследования включают:
1. Теоретический анализ
литературы по проблеме
2. Эмпирические методы:
а) Методика социометрического измерения (Дж. Морено).
б) Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
в) Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (Р.О. Немов).
3. Методы математической
и статистической обработки
а) х2 - критерий;
б) критерий Стьюдента.
Понятие «социальная роль» было обозначено в античной философии. Четкая разработка этого понятия была осуществлена в начале XX века в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее - Т.Парсонса, Р.Мертона, Т.Шибутани, Р.Липтона и др.[9, стр.457]. В дальнейшем оно получило отражение в теориях функционализма и интеракционизма (конвенциальные и межличностные роли). В функциональном понимании определение социальной роли дано Р.Липтоном через статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И.С. Коном, В.А. Ядовым и др.[15, стр.58].
Еще Аристотель ввел обозначение, которое можно назвать социальной ролью - homo politicus - так античный философ назвал человека, участвующего в общественной жизни, в управлении, в отличие от животного или раба. Ральф Дарендорф, следуя этим идеям, разработал аналогичную типологию личностей[10, стр.112]. Дарендорф указывал, что личность есть продукт развития культуры, и ввел общий социальный тип «homo sociologicus». Типичные виды: Homo faber - в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик - личность, несущая бремя (наделенная важной общественной функцией); Homo consumer - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом; Homo universalis - человек, способный заниматься разными видами деятельности; Homo soveticus - человек, зависящий от государства.
В рамках
микросоциологии одно из
Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец - сосед). Статус - это положение человека в контексте социальных отношений, связей. Он может быть временным или устойчивым, постоянным [16, стр. 217].
В работах
«Лица в толпе», «Одинокая толпа»
Д.Рисменом была предложена
Т.Адорно,
К.Хорни в своих работах
Э.Эриксон,
в русле «Я-концепции» отмечал
новую деталь: значимый, авторитетный
“другой” очень важен для
развития личностного ролевого
поведения. Вот почему
Э.Берн
в своей книге «Игры, в
Типы
конвенциальных и
В
отечественной социологической
и социально-психологической
Роль
в такой интерпретации
По мнению П.Сорокина, ролевая концепция многое объясняет в социологии личности, но не дает целостного представления обо всей совокупности социальных функций индивида. «Вне драмы не может быть роли; ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни делал изолированный индивид, никакое из его действий не представляет собой ни социального явления, ни его простейшего образования. Роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы»[23,стр.85].
Глава 1. Понятие социальной роли и социального положения.
1.1. Явление социальной роли в группе.
Малая социальная группа.
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы.
Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы - подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы - подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
Виды и функции малых групп:
· По роду деятельности (промышленные, учебные, любительские);
· По способу возникновения: формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел). Неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел) ;
· По степени развития межличностных отношений: От дифференциальных групп до коллектива ;
· По значимости индивида группы членства (все люди в группе), референтные группы (значимый для индивида круг общения)
Функции групп - для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
Групповая динамика.
Групповая динамика включает следующие процессы:
· сплочение или разобщение групп;
· процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
· становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида.
Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой. Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.
Управление - набор действий, включающих:
· целеполагание (в т.ч. принятие решений)
· координацию совместных действий
· контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.
Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).