Влияние самооценки на успешность деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение взаимосвязь самооценки и статусного положения младшего школьника в малой группе.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1.Рассмотреть понятие самооценки в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотреть самооценку младших школьников.
3.Раскрыть особенности взаимоотношений младших школьников в малой группе.
4.Подобрать методики для определения самооценки младших школьников и статусного положения в группе.
5.Провести экспериментальное исследование.
6.Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – самооценка и статусное положение младшего школьника.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние.
Гипотеза: самооценка младших школьников непосредственно влияет на статусное положение в группе.
Практическая значимость изучения взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и руководителями для формирования адекватной самооценки, обеспечивающей благоприятное эмоциональное состояние группы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ 5
1.1 ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.2 СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ 24
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.3 ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.4 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ.docx

— 46.57 Кб (Скачать)
1380 Психология Влияние самооценки на успешность деятельности Курсовая   37 2007   1000

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru 
 

Содержание 
 

Введение 3

Глава 1 Теоретическая основа проблемы взаимосвязи самооценки и статусного положения в малой группе 5

1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Специфика самооценки младших школьников 13

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и статусного положения в малой группе 24

2.1 Организация исследования 24

2.2 Описание методик исследования 24

2.3 Проведение исследования 27

2.4 Оценка результатов исследования 32

Заключение 35

Список литературы 37

 

Введение

     Внутренний  мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся  предметом особого внимания. Первоначально  вопрос о «Я» соотносился главным  образом с познанием человеком  самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается  только мыслительными свойствами. В  состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

     Известно, что самооценка является тем компонентом  самосознания, который включает в  себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.  
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

     Завышенные  оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как  самоуверенность, высокомерие, некритичность  и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и  самой личности формирует в ней  робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное  эмоциональное состояние, стимулирует  деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

     Актуальность  темы. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека.  
Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры уровня притязаний представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности, в нашем исследовании ребенка, поэтому тему данной работы следует считать актуальной.

     Целью данного исследования является изучение взаимосвязь самооценки и статусного положения младшего школьника в малой группе.

     Поставленная  цель привела к решению следующих  задач:

     1.Рассмотреть  понятие самооценки в психолого-педагогической  литературе.

     2.Рассмотреть  самооценку младших школьников.

     3.Раскрыть особенности взаимоотношений младших школьников в малой группе.

     4.Подобрать  методики для определения самооценки  младших школьников и статусного  положения в группе.

     5.Провести  экспериментальное исследование.

     6.Сделать  соответствующие выводы.

     Объект  исследования – самооценка и статусное положение младшего школьника.

     Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние.

     Гипотеза: самооценка младших школьников непосредственно влияет на статусное положение в группе.

     Практическая  значимость изучения взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и руководителями для формирования адекватной самооценки, обеспечивающей благоприятное эмоциональное состояние группы.

 

Глава 1 Теоретическая основа проблемы взаимосвязи  самооценки и статусного положения в малой  группе

1.1 Понятие самооценки  в психолого-педагогической  литературе

     Наши  самооценки - это своеобразные когнитивные  схемы, которые обобщают прошлый  опыт личности и организуют новую  информацию относительно данного аспекта «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

    Проблема  возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем  становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент  развития самосознания, т.е. осознание  человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к  другим людям и самому себе.

    Самооценка  в отечественной психологии изучалась  в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти  исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [4], А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].

    В другой группе исследований рассматриваются  более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями  самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной [41], Е.И.Савонько [62], Е.А.Серебряковой [63], В.А.Горбачевой [26].

    Л.С.Выготский  предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

    Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что  на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия  лишает выводы конкретности, не позволяет  достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

    Достаточно  очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

     Неоднозначны  и критерии самооценки. Индивид оценивает  себя двумя путями:

  • путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
  • путем сравнения себя с другими людьми.

     Чем выше уровень притязаний, тем труднее  их удовлетворить. Удачи и неудачи  в какой-либо деятельности существенно  влияют на оценку индивидом своих  способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

//////

     Самооценка  и достижения.

     Проявления  здоровой самооценки:

  • Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни. 
  • Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам). 
  • Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п. 
  • Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу "совершенства". 
  • Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой). 
  • Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется. 
  • Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни. 
  • Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное. 
  • Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других. 
  • В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока. 
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом. 
  • Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса. 

     Бранден отмечает и физические корреляты  здоровой самооценки:

  • Глаза живые и яркие. 
  • Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни). 
  • Естественное положение подбородка - в "созвучии" со всем телом. 
  • Мышцы нижней челюсти расслаблены. 
  • Плечи держатся прямо, но расслаблены. 
  • Кисти рук расслаблены и спокойны. 
  • Руки также спокойны и расслаблены. 
  • Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная. 
  • Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности). 
  • Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное. 

Информация о работе Влияние самооценки на успешность деятельности