Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа
ктуальность: В современном обществе постоянно происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, что увеличивает интерес к проблеме конфликтов. Такое увеличение внимания к данной теме обусловлено многочисленными потребностями современного человека. Конфликты неизбежны, так как они являются необходимым условием общественного развития. Выяснение причины конфликтов касается того, что влияет на их протекание и исход. Практически все общественные науки обращаются к вопросу человеческих возможностей и особенностей.
Введение 3
Глава 1. Категории темперамента и конфликта в психологической науке 5
1.1. Психологические характеристики и подходы к изучению темперамента 5
1.2. Свойства и особенности темперамента 10
1.3. Представления о конфликте в психологической науке 11
1.4. Особенности организационного конфликта 14
1.5. Стратегии и тактики поведения в конфликте 20
1.6. Проявление психологических свойств темперамента в деятельности и конфликтном взаимодействии 22
Глава 2. Методологические принципы и методы исследования 32
2.1. Цель, гипотеза, объект, предмет, задачи 32
2.2. Методологический подход и принципы исследования 32
2.3.Методы, использованные в исследовании 33 Заключение 26 Выводы 31
Список литературы 33
Оглавление
Введение
Глава 1. Категории темперамента и конфликта в психологической науке 5
1.1. Психологические характеристики и подходы к изучению темперамента 5
1.2.
Свойства и особенности
темперамента
1.3.
Представления о конфликте
в психологической науке
1.4. Особенности
организационного конфликта
1.5.
Стратегии и тактики
поведения в конфликте
1.6. Проявление
психологических свойств
темперамента в деятельности
и конфликтном взаимодействии
Глава 2. Методологические принципы и методы исследования 32
2.1. Цель,
гипотеза, объект, предмет,
задачи
2.2.
Методологический подход
и принципы исследования
2.3.Методы,
использованные в исследовании
Список
литературы
Влияние типа темперамента на поведение личности в организационном конфликте
Введение
Актуальность: В современном обществе постоянно происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, что увеличивает интерес к проблеме конфликтов. Такое увеличение внимания к данной теме обусловлено многочисленными потребностями современного человека. Конфликты неизбежны, так как они являются необходимым условием общественного развития. Выяснение причины конфликтов касается того, что влияет на их протекание и исход. Практически все общественные науки обращаются к вопросу человеческих возможностей и особенностей.
Важным из этих свойств личности, которые исследует психология, является темперамент, т.к. темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.
Считается, что свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Появляется вопрос, как индивидуальные особенности, в частности темперамент, влияют на поведение человека в той или иной конфликтной ситуации.
Изменения
сложившихся норм деятельности,
переход к новым
Деятельность отечественных предприятий, практика работы зарубежных организаций показывает, что современным руководителям и специалистам необходимы знания и навыки в области психологии и управления конфликтов.
Поэтому представляет научный и практический интерес более подробное изучение психологических основ конфликта, использование современных достижений в данной области на практике при управлении персоналом и организациями в целом. Для минимизации отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.
Проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. А.М. Муталимовой в 1998 году было проведено исследование на выявление взаимосвязей свойств темперамента и особенностей межличностных отношений. Однако влияние свойств темперамента на поведение в конфликтной ситуации изучено недостаточно.
Исследованием конфликтов, их динамикой, диагностикой и управлением занимались ряд зарубежных ученых: Р. Дарендорф (2002), Л. Козер (2001), В. Зигерт (1990), Л. Ланг (1990), Р. Блейк (1964), Д. Моутон (1964), М. Дойч (1997), Г.Дж. Скотт (1994) и др. Продолжателями разработки в этой области являются многие современные российские авторы, такие как: Ф.М. Бородкин (1989), Н.И. Гуткина (1986), Э.А. Уткин (1998), А.Г. Здравомыслов (1996), В.Н. Кудрявцев (1991), О.Н. Громова (1993) и другие.
Теоретической основой нашей работы явились фундаментальные труды по изучению темперамента, созданные такими учеными, как: Б.Г. Ананьев (1968), Л.С. Выготский (1996), Гиппократ, В.С. Мерлин (1967), В.Н. Мясищев (1995), В.Д Небылицын. (1967), И.М. Сеченов (1997), Б.М. Теплов (1997). И работы в области конфликтологии: А.Я. Анцупов (1992), О.Н. Громова (1993), А.К. Зайцев (2001), А.Г. Здравомыслов (1996), В.П. Шейнов (1996) и др.
Гипотеза. Темперамент как индивидуальная особенность личности, ярко характеризующая поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, такими, например, как уровень агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в организационном конфликте.
Таким образом, целью нашего исследования явилось исследование зависимости стиля поведения в организационном конфликте от свойств темперамента.
Задачи:
1. провести теоретический обзор литературы по исследуемой проблеме;
2. раскрыть точки зрения на природу темперамента в психологической науке;
3. выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от свойств темперамента.
Объектом исследования выступил темперамент, как психологическая категория.
Предметом исследования послужило влияние психологических свойств темперамента на поведение в организационных конфликтных ситуациях.
Методом данной работы был выбран теоретический анализ литературы.
Методологической основой данного исследования является системный подход (Л.Ф. Берталанфи, 1957; Б.Г. Ананьев, 1977; М.В. Ломов, 1975).
В своей работе мы опираемся на следующие методологические принципы:
1. принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, 1940);
2. принцип развития (С.Л. Рубинштейн, 1940);
3. личностный принцип (Б.Г. Ананьев, 1977; С.Л. Рубинштейн, 2001);
4. принцип системности
(М.В. Ломов, 1975).
Глава 1. Категории темперамента и конфликта в психологической науке
1.1.Психологические характеристики и подходы к изучению темперамента.
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента. Но, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей. Особенности темперамента проявляются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главным является то, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Требования ситуации, мотивы, различные установки и привычки личности также влияют на динамические проявления человека.
Таким образом, динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности.
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний [25].
Темпераментом часто называют центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.
Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека [29].
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [24].
Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
Корнями эта физиологическая ветвь учения уходит в античный период. Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.), который описал четыре типа темперамента. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» жизни. Соответсвенно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. Phlegma – флегма) и меланхолический (от греч. melan chole - черная желчь).
Однако Гиппократ не связывал темперамент с психической жизнью человека.
Информация о работе Влияние типа темперамента на поведение личности в организационном конфликте