Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Для младшего школьника семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Целью моей работы является исследование влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

Стиль род воспит выст посл.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 

(Тюменская область)город Нижневартовск

Научно-исследовательская  работа  
на VII городской Слёт  
научных обществ обучающихся образовательных учреждений города Нижневартовска

 

 

 

 

 

 

 

Влияние стиля родительского воспитания

на самооценку младшего школьника

 

Секция 8. Психология

 

 

Автор:

Водолевская Татьяна  Александровна

10 - ХБ класс

Муниципальное общеобразовательное 

учреждение  лицей

Руководитель:

Ахметова Светлана Аглямовна

педагог-психолог

Муниципальное общеобразовательное

учреждение  лицей

2011 год 


Влияние стиля родительского  воспитания на самооценку младшего школьника

Водолевская Татьяна  Александровна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область) город Нижневартовск

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 10-ХБ класс

 

АННОТАЦИЯ

 

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Для  младшего школьника семья – это  целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Целью моей работы является исследование влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Для исследования влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника были применены методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна и опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)

Исследование, проведенное мною, позволяет  показать, что семья играет решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. А полученные данные доказывают что семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила его развития.

Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств  определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. В работе проанализирован, обобщен,  систематизирован теоретический и практический материал по данной проблеме, а также показано, как взаимоотношения в семье влияют на формирование самооценки школьника.

Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для учителей, психологов, родителей, проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния межличностных отношений в семье на различные стороны личности младшего школьника.

 

 

Влияние стиля родительского  воспитания на самооценку младшего школьника

Водолевская Татьяна  Александровна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область) город Нижневартовск

Муниципальное общеобразовательное  учреждение лицей 10-ХБ класс

 

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Объектом исследования является самооценка детей младшего школьного возраста, а предметом зависимость самооценки младшего школьника от стиля семейного воспитания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку младшего школьника.

Метод исследования:

Экспериментальное исследование проводилось  на базе МОУ лицей в 2009-2011 г. Общее количество испытуемых – 50 человек.

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление  уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

 Пример шкалы:   высокое


 

 

                                                низкое

Высота самооценки определяется с  помощью условного разбиения  шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом  0-2.5.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в  индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено  достаточно времени для обдумывания.

Для изучения влияние родительского воспитания на самооценку младшего школьника нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Испытуемыми выступают родители.

Перед тем, как родитель начинал заполнять опросник, создавалась атмосфера доверительного психологического контакта. Родитель должен был быть заинтересован в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получал текст опросника и бланк регистрации ответов. В начале зачитывалась инструкция к опроснику, далее я убеждалась, что опрашиваемые ее правильно поняли. Так как в процессе заполнения инструктирование или пояснения не допускаются.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами , что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице (приложение 1) для установления типа негармоничного семейного воспитания.

Теоретико - методологическую основу исследования составили теоретические и практические  разработки ученых психологов, педагогов: Ш.А. Амонашвили Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А. И. Липкиной.

 

 

Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….6

1. Теоретическая часть.  Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста………………………….………………………..7-10

1.1 Понятие семьи и семейных отношений………………………………….…………………7

1.2 Стили семейного воспитания ……………………………………………………………….7

1.3 Общее понятие самооценки……………………………………………………………….8

1.4 Особенности самооценки младшего школьника………………………………………….9

1.5 Роль воспитания в развитии самооценки…………………………….……………………9

2. Практическая часть. Экспериментальное исследование влияния родительского воспитания на самооценку младшего школьника………………………………….…11- 15

2.1 Описание исследования………………………………………………………..……….….11

2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………….………..11

Заключение…………………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………….……………………………17

Приложение………………………………………………………………………………….19-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние стиля родительского  воспитания на самооценку младшего школьника

Водолевская Татьяна  Александровна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область) город  Нижневартовск

Муниципальное общеобразовательное  учреждение лицей 10-ХБ класс

Введение

 Самооценка влияет не только на отношение человека к жизни, на его сферу интересов и будущие перспективы, но и на отношение окружающих. Проявляясь в манере себя вести, разговаривать, самооценка часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.

Самооценка ребенка – это  не врожденная характеристика организма, а сложное личностное образование, которое подвержено процессам формирования и становления в структуре всех личностных характеристик. Развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с внешней средой на различных уровнях. Сердцевину одного из уровней составляет семья. Именно от нее в первую очередь зависит, каким вырастет ребенок, и какое место в обществе он займет.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Это - микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника.

Цель: исследовать влияние стиля семейного воспитания на самооценку ребенка.

Гипотеза исследования: стиль семейного воспитания и взаимоотношения между детьми и родителями влияют на самооценку ребенка.

Задачи исследования:

  1. изучить теоретический материал по проблеме;
  2. рассмотреть семейное воспитание, его сущность и роль в формировании личности ребенка, раскрыть стили семейного воспитания;
  3. провести исследование самооценки детей младшего школьного возраста;
  4. проанализировать семейное воспитание
  5. исследовать влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

 

 

  1. Теоретическая часть. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста

В этой части своей исследовательской  работы  проведем обзор изученной  литературы и определим главное в современном состоянии детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. В данной главе исследования будем опираться на разработки ученых психологов, педагогов Д.В.Берко, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А. И. Липкиной, М.И. Лисиной, Т. Чаматы

1.1  Понятие семьи  и семейных отношений

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка  основную, долговременную и важнейшую  роль.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности  ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Известно, что семья как малая  социальная группа является наилучшей  воспитательной средой. Однако, некоторые  факторы, связанные с воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

Информация о работе Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника