Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Для младшего школьника семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Целью моей работы является исследование влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

Стиль род воспит выст посл.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Мы считаем, что данная проблема объясняется современным состоянием общества, где без материальной состоятельности  не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет – это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что младший школьник ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самооценка человека - это его  самоощущение, отношение к себе и  представление о себе. Человек, чья  самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи, где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений.

Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что  семья играет весьма решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного  возраста. Об этом демонстрирует наша экспериментальная часть исследования, где видно, что особенности воспитания определяются в семье. Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется стилем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Семья является тем ядром, которое  закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья  открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми).  

Список литературы

  1.  Азбука социального психолога.
  2. Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
  3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», 4 2001.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал.- 1992.

  1. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
  2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
  1. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки//Вопросы психологии. 1989. №1.

  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.- Ростовна-Дону: Феникс, 2003.

  1. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
  2. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. М., Просвещение, 1990.
  3. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Владос, 2003. -573с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  6. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» 3, 2002.
  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 736с.

  1. Энциклопедический словарь: В 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.- СПб., 1892.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние стиля родительского  воспитания на самооценку младшего школьника

Водолевская Татьяна  Александровна

Муниципальное общеобразовательное  учреждение лицей 10-ХБ класс

Научный руководитель: Ахметова Светлана Аглямовна педагог-психолог

 

 

Рецензия

 

Данная работа носит исследовательский характер. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника.

Исследовательская работа состоит из введения, теоретической части, практической и заключения. Во вступлении автором четко сформулирована цель исследования, определены задачи, обозначена актуальность выбранной темы. В основной части работы раскрыты понятия «семья», «самооценка», рассмотрены стили воспитания. Автор в полной мере знаком с современным состоянием проблемы влияния стиля родительского воспитания на самооценку младших школьников.

В заключительной части подтверждена гипотеза что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку младшего школьника.

Теоретическая значимость заключается в том, что в работе проанализирован, обобщен,  систематизирован теоретический и практический материал по данной проблеме, а также показано, как взаимоотношения в семье влияют на формирование самооценки школьника.

 Практическая значимость работы  заключается в том, что данная работа может представлять интерес для учителей, психологов, родителей, проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния межличностных отношений в семье на различные стороны личности младшего школьника.

Работа рекомендована  для участия в слете НОУ

 

 

Председатель  экспертной группы

 школьного научного общества  _________________  _________________                 (подпись)            (Ф.И.О.)

 

 

 

         М.П.                                                                                         

 

                                                        

 

 

Приложение  1

Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

 

Тип воспитания

Выраженность черт воспитательного  процесса

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запретов

Строгость санкций

П (Г+,Г-)

У

Т

З

С

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+

-

+

-

+

+

Повышенная моральная ответственность

+

-

+

+

-

+

-

Эмоциональное отвержение

-

-

+

-

+

-

+

-

Жестокое обращение

-

-

+

-

+

+

Гипопротекция

-

-

-

+

-

+

-


 

ПРИМЕЧАНИЕ:

+ означает чрезмерную выраженность  соответствующей черты воспитания;

– недостаточную выраженность;

± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или  невыраженность.

 

Приложение 2

Методика самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна

Целью данной методики является выявление  уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

 Материалом для исследования  послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую  процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность


 

 

Высота самооценки определяется с  помощью условного разбиения  шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом  0-2.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Таблица 1. Результаты исследования самооценки качеств личности

 

 

Порядковый №

Качества личности

Средний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность

1

4

2,5

3

4,5

4

3,5

5

3,8

Средний

2

3,5

3

2,5

2,6

3,5

1,5

3

2,8

Низкий

3

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

Высокий

4

3,5

4,5

2,7

4,5

5

4

5

4,1

Высокий

5

2,5

2

2

4,5

3,5

2

4,5

2,9

Низкий

6

2

2,5

2,5

5

2,5

3

5

3,2

Средний

7

3,5

4,5

5

5

4

4,5

5

4,5

Высокий

8

4

3,5

2,5

4,5

4,5

3,5

4,5

4

Высокий

9

3,5

3

3

4,5

4

3,5

4,5

3,7

Средний

10

3,5

4,6

5

4,5

2,6

3,5

4,5

3.5

Средний

11

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4,5

3,5

3,7

Средний

12

3,5

3

3

5

2,5

3

4,5

3,5

Средний

13

3

2

3

5

4

5

5

3,8

Средний

14

3,5

4,2

2,5

4,5

4,3

5

4,7

4,1

Высокий

15

4,5

2,3

3

5

4,5

3

5

3,9

Средний

16

4,5

4

2,5

4

4,5

4,5

5

4,1

Высокий

17

4,5

2,5

3,5

2

4,5

3

5

3,1

Средний

18

3,5

2

3,5

4,5

4,5

5

5

4

Высокий

19

3,5

2,5

2

5

2,5

3

5

3,4

Средний

20

5

3

2,5

3,5

2,5

4,5

5

3,7

Средний

21

3,5

3

3

5

2,5

3,2

5

3,6

Средний

22

3,5

2,5

3

4

4,5

4,5

2,5

3,5

Средний

23

4,5

4,5

5

5

4,5

3,7

5

4,6

Высокий

24

4

3,5

2,3

5

3,5

0,5

4,3

3,3

Средний

25

2,5

2

2

2,3

1,3

5

4,5

2,8

Низкий

В целом по классу

3,65

3,09

2,95

4,33

3,72

3,64

4,63

   

Информация о работе Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника