Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:45, реферат
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Для младшего школьника семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Целью моей работы является исследование влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.
Мы считаем, что данная проблема
объясняется современным
Заключение
Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи, где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений.
Подводя итоги выполненной нами
работы, мы убедились в том, что
семья играет весьма решающую роль
в воспитании ребёнка младшего школьного
возраста. Об этом демонстрирует наша
экспериментальная часть
Семья является тем ядром, которое
закладывает основание в
Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника
Водолевская Татьяна Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 10-ХБ класс
Научный руководитель: Ахметова Светлана Аглямовна педагог-психолог
Рецензия
Данная работа носит исследовательский характер. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника.
Исследовательская работа состоит из введения, теоретической части, практической и заключения. Во вступлении автором четко сформулирована цель исследования, определены задачи, обозначена актуальность выбранной темы. В основной части работы раскрыты понятия «семья», «самооценка», рассмотрены стили воспитания. Автор в полной мере знаком с современным состоянием проблемы влияния стиля родительского воспитания на самооценку младших школьников.
В заключительной части подтверждена гипотеза что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку младшего школьника.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по данной проблеме, а также показано, как взаимоотношения в семье влияют на формирование самооценки школьника.
Практическая значимость
Работа рекомендована для участия в слете НОУ
Председатель экспертной группы
школьного научного общества _________________ _
М.П.
Приложение 1
Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Тип воспитания |
Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции |
Полнота удовлетворения потребностей |
Степень предъявления требований |
Степень запретов |
Строгость санкций | |
П (Г+,Г-) |
У |
Т |
З |
С | |
Потворствующая гиперпротекция |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Доминирующая гиперпротекция |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ |
Повышенная моральная |
+ |
- |
+ |
+ - |
+ - |
Эмоциональное отвержение |
- |
- |
+ - |
+ - |
+ - |
Жестокое обращение |
- |
- |
+ - |
+ |
+ |
Гипопротекция |
- |
- |
- |
+ - |
+ - |
ПРИМЕЧАНИЕ:
+ означает чрезмерную
– недостаточную выраженность;
± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.
Приложение 2
Методика самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".
На примере оценки качества "здоровье"
ребенок с помощью
|
Честность |
Сообразительность |
Трудолюбие |
Щедрость |
Любознательность |
Общительность |
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.
Приложение 3
Таблица 1. Результаты исследования самооценки качеств личности
Порядковый № |
Качества личности |
Средний балл |
Уровень | ||||||
Доброта |
Честность |
Сообразительность |
Трудолюбие |
Щедрость |
Любознательность |
Общительность | |||
1 |
4 |
2,5 |
3 |
4,5 |
4 |
3,5 |
5 |
3,8 |
Средний |
2 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2,6 |
3,5 |
1,5 |
3 |
2,8 |
Низкий |
3 |
4,5 |
4 |
2,6 |
4,5 |
4,5 |
5 |
5 |
4,3 |
Высокий |
4 |
3,5 |
4,5 |
2,7 |
4,5 |
5 |
4 |
5 |
4,1 |
Высокий |
5 |
2,5 |
2 |
2 |
4,5 |
3,5 |
2 |
4,5 |
2,9 |
Низкий |
6 |
2 |
2,5 |
2,5 |
5 |
2,5 |
3 |
5 |
3,2 |
Средний |
7 |
3,5 |
4,5 |
5 |
5 |
4 |
4,5 |
5 |
4,5 |
Высокий |
8 |
4 |
3,5 |
2,5 |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
4,5 |
4 |
Высокий |
9 |
3,5 |
3 |
3 |
4,5 |
4 |
3,5 |
4,5 |
3,7 |
Средний |
10 |
3,5 |
4,6 |
5 |
4,5 |
2,6 |
3,5 |
4,5 |
3.5 |
Средний |
11 |
3,5 |
2,5 |
2,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
3,7 |
Средний |
12 |
3,5 |
3 |
3 |
5 |
2,5 |
3 |
4,5 |
3,5 |
Средний |
13 |
3 |
2 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3,8 |
Средний |
14 |
3,5 |
4,2 |
2,5 |
4,5 |
4,3 |
5 |
4,7 |
4,1 |
Высокий |
15 |
4,5 |
2,3 |
3 |
5 |
4,5 |
3 |
5 |
3,9 |
Средний |
16 |
4,5 |
4 |
2,5 |
4 |
4,5 |
4,5 |
5 |
4,1 |
Высокий |
17 |
4,5 |
2,5 |
3,5 |
2 |
4,5 |
3 |
5 |
3,1 |
Средний |
18 |
3,5 |
2 |
3,5 |
4,5 |
4,5 |
5 |
5 |
4 |
Высокий |
19 |
3,5 |
2,5 |
2 |
5 |
2,5 |
3 |
5 |
3,4 |
Средний |
20 |
5 |
3 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
4,5 |
5 |
3,7 |
Средний |
21 |
3,5 |
3 |
3 |
5 |
2,5 |
3,2 |
5 |
3,6 |
Средний |
22 |
3,5 |
2,5 |
3 |
4 |
4,5 |
4,5 |
2,5 |
3,5 |
Средний |
23 |
4,5 |
4,5 |
5 |
5 |
4,5 |
3,7 |
5 |
4,6 |
Высокий |
24 |
4 |
3,5 |
2,3 |
5 |
3,5 |
0,5 |
4,3 |
3,3 |
Средний |
25 |
2,5 |
2 |
2 |
2,3 |
1,3 |
5 |
4,5 |
2,8 |
Низкий |
В целом по классу |
3,65 |
3,09 |
2,95 |
4,33 |
3,72 |
3,64 |
4,63 |
Информация о работе Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника