Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Для младшего школьника семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Целью моей работы является исследование влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.

Работа содержит 1 файл

Стиль род воспит выст посл.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

1.2. Стили семейного воспитания. По данным исследования Д.В.Берко, воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания. Рассмотрим стили семейного воспитания.

Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень  с детьми. Ребенку предоставляется  полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Демократический стиль. Демократические  родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно-послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

1.3 Общее понятие самооценки

Самооценка – это оценка личностью  самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [32]. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в собственном мнении.

Человек может оценивать себя адекватно  и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, оптимальной и неоптимальной, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремиться реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях.

1.4 Особенности самооценки ребенка школьного возраста

Новая роль ребенка  предъявляет особые требования к его  повседневной жизни. У него появляются новые представления  о том, как вести  себя на улице, каковы его обязанности  по отношению к  товарищам. С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в отношении всего того, что связанно со школой. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Ребенок не рождается  на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом  возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития (24).

1.5 Роль воспитания в развитии самооценки

Большое значение в становлении  самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются  в семьях, где родители уделяют  им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Родители задают и исходный уровень  притязаний ребенка – то, на что  он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем  притязаний, завышенной самооценкой  и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях, быстро смиряются  с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Выводы

Изучая научную  литературу я выяснила, что самооценка является неотъемлемой частью  «Я- концепции». Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция». Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.

Основными факторами  влияющими на формирование самооценки детей  младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей  и их отношение  к учебной деятельности. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

II Практическая часть.

Экспериментальное исследование влияния родительского воспитания на самооценку младшего школьника

2.1 Описание исследования

Экспериментальное исследование проводилось  на базе МОУ лицей в 2009-2010 уч. г. Общее количество испытуемых –50 человек.

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление  уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.) В исследовании принимало участие 25 человек. Для изучения влияние родительского воспитания на самооценку младшего школьника нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 25 человек

2.2 Анализ результатов исследования

Мы получили следующие результаты: из общего количества детей:

32 % имеют высокий уровень самооценки;

56 % имеют средний уровень самооценки;

     12 % имеют низкий уровень  самооценки.

Наглядно эти данные представлены на рисунке 1.

 

Для изучения влияния родительского  воспитания на самооценку младшего школьника, мы воспользовались опросником «Анализ семейного воспитания» по Э. Г. Эйдемиллеру и В. Юстицкис. Для того чтобы нам было понятно, по каким критериям нам определять особенности воспитания младшего школьника, легче всего разграничивать семьи на стили воспитания, то есть на какой системе воспитания строится семья.

Установив стиль семейного воспитания данной семьи, мы сможем утверждать об особенностях воспитания, посредством  которых возможно определить качества личности младшего школьника. В опроснике мы возьмём только первые одиннадцать шкал.

5 семей (5 баллов) испытывают сложности,  как правильно воспитывать младшего  школьника. Об этом говорит  шкала № 11 (5 баллов), суммированные  положительные ответы равны пяти, число баллов достигло диагностического значения. Эта шкала позволяет говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания, свидетельствует о переходах родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка.

Либеральная семья (9 семей) не требует  особого приклада сил на то, чтобы  воспитывать своего ребёнка. Конечно, ребёнок в этом семье предоставлен самому себе. Можно подозревать, какие качества могут быть сформированы у младшего школьника. В этом случае ребёнку «можно всё». После исследования родители говорили почему-то, что у них недостаточно количества времени на реализацию полноценного воспитания ребёнка в семье. 9 из 25 семей имеют количество баллов (5 баллов), превышающее диагностическое значение по шестой шкале (4 балла) и по восьмой шкале (3 балла). В таблице показано следующим образом:

Шестая шкала демонстрирует нехватку обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Выражения родителей заключаются в том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому. Такие семьи относятся к категории либеральных семей.

Авторитарная семья (3 семьи) не связывает  акцент на «правильное» воспитание, грамотное  наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника, ставит под угрозу развитие и воспитание ребёнка. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей. Здесь мы можем говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что есть родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. 3 из 25 семей (5 баллов) превышают седьмую шкалу (4 балла) – это чрезмерность запретов. 2 из этих 3 семей имеют количество баллов (4 балла), которое достигло показатель диагностического значения четвёртой шкалы (4 балла). Результаты приведены ниже в таблице:

По седьмой шкале ребенку  «все нельзя». Ему предъявляется  огромное количество обязанностей, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

По четвертой шкале воспитание представляет собой не в полной мере стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьёй, в её любви.

1 из этих 3 семей (5 баллов) превышает  седьмую шкалу (4 балла) – это  чрезмерность запретов и имеет  показатель (5 баллов), превышающая диагностическое значение по 9 шкале (4 балла). Результаты показаны ниже в таблице:

По девятой шкале характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

Мы видим, что 8 семей относят  себя к демократическому стилю воспитания, семьи (4 балла), которые достигли показатель диагностического значения по десятой  шкале (4 балла). Известно будет предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Этот момент особо важен для воспитания младшего школьника. Результаты приведены ниже в таблице:

По десятой шкале родители склонны  обходиться без наказаний или  применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение.

Результаты представлены в рисунке 2.

Рисунок 2

 

По представленной диаграмме видно, что 12 % авторитарных семей, где затормаживается  благоприятное, всестороннее воспитание ребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка. 30 % либеральных семей, в которых родители не принимают активное участие в воспитании младшего школьника. 26 % семей, где присутствует отчаянность в воспитании своего ребёнка, есть только неопределённость в выборе методов воспитания, верного пути развития. 32 % составляют демократические семьи, атмосфера внутри которых царит позитивная для осуществления полноценного воспитания.

Можно сделать вывод, что в процентном соотношении вершину берут авторитарные и либеральные семьи, нежели демократические семьи. Согласно гипотезе, мы видим, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье. Если это авторитарная семья, то,  в большинстве случаев закладываются негативные черты личности, формируется низкий уровень самооценки. Тоже самое можно охарактеризовать и относительно либеральной семьи, где авторитет родителей не играет роли, у детей таких родителей формируется средний уровень самооценки. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом, в таких семьях мы наблюдаем детей с высокой самооценкой. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания младшего школьника. Наша гипотеза оказалась верной, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку младшего школьника.

Информация о работе Влияние стиля родительского воспитания на самооценку младшего школьника