Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;
(ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому
пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в
том числе и сама самооценка) может быть им самооценен, то есть
содержательное поле самооценки бесконечно.
3) В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как
построения образа "Я – реальное" (12), сопоставление оцениваемого качества
со стандартом (76), каузальная атрибуция результата сопоставления (76);
реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат (17). Каузальная
атрибуция результата
рассматривается как
может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату
самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда
оказывается, что в самооценке присутствуют лишь два типа фундаментальных
операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные
контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении
базируется проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", А.В.
Петровский), самокритика. В качестве своей основы самоотношение имеет
самоприятие (Л.В. Бороздина), самодовольство и недовольство собой (7).
Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень
притязаний, заключает Л.В. Бороздина (12). То есть уровень притязаний
считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема
возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.
Например, Х. Хекхаузен утверждает, что "мотив достижения выступает как
система самооценки" (69).
По данным Е.А.Серебряковой (60), представления о своих возможностях
делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко
повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.
Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение
которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)
выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате
переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в
данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в
выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух
тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный
успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха
(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня
притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более
трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после
успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня
притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной
самооценке (94).
У.
Джемс выдвинул свой постулат
относительно самооценки(8,с.
«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна
притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался
достичь», в виде формулы это может быть представлено таким образом:
Самооценка = притязания / возможности.
Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека
(81).
Со
слов Р. Бернса, многие психологи
считают, что структура
основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека (8).
Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей
(21). Можно выделить
несколько источников
меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других
людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с
другими; - сравнение реального и идеального Я (86).
Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной
деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального
представлений о себе (47).
Низкая
самооценка может быть
перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными
проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в
школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны
взрослых ; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых
ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (68).
Санфорд
и Донован, подтверждая
оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания,
говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими
волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с
математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, -
указывает Санфорд, - и никто из нас не в состоянии изменить ее в
одиночестве...» (86).
Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу: «Если родители,
выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним
любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к
человеку, достойному этих чувств» (8, с. 157).
Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка
положительную Я - концепцию, был Скотт (8). Исследовав 1800 подростков, он
установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и
доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни
более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки
из семей, где царит разлад, менее приспособлены.
Вирджиния
Н.Квинн высказывается по
самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного
достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми,
которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с
негативными «Я» - концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за
чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие
групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей.
Бывали случаи, когда проблемы с «Я» - концепцией, возникавшие в первом
классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка» (21, с.285).
Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях,
отличающихся сплочённостью и солидарностью (8). «Более позитивно здесь
отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует
успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения,
настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как
чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и
тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и
себя самого» (8,с.149-150).
У
мальчиков с высокой
образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и
чаще добиваются успеха. И, наоборот, для детей с заниженной самооценкой
характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их
достижения.
Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой
самооценкой: «…они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в
успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им
придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать
свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.
Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает
убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта
установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более
независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий
потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В
групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному
признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми,
готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно.
Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше
заняты своими внутренними проблемами».
«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (8, с. 151) обеспечивает
хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать
свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье
способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью,
заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального
развития». Мы видим, что авторы солидарны в своём мнении о формировании
самооценки в детском возрасте, который, тем не менее, закладывает основу на
всю последующую жизнь индивида; например, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (31)
подчёркивают, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить
её уровень крайне сложно.
Куперсмит отмечает, что для формирования положительной самооценки
необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего
ребёнка, ясные и последовательные требования, уважение индивидуальности
ребёнка в рамках установленных ограничений (8).
Чак
Т. Фолкэн (68) говорит, что если
человек занимается любимым
со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право
гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку. Каждый
человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами,
имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей,
Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности