Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;

Работа содержит 1 файл

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности .docx

— 104.47 Кб (Скачать)

(ценности, идеалы, уровень  притязаний, требования). Подводя итоги   по  этому

пункту, можно заключить, что практически любой  феномен  бытия  человека  (в

том  числе  и  сама  самооценка)  может  быть   им   самооценен,   то   есть

содержательное поле самооценки бесконечно.

      3)  В  самооценке  выделяют  следующие   операции:   самопознания   как

построения образа "Я – реальное" (12), сопоставление  оцениваемого  качества

со стандартом (76),  каузальная  атрибуция  результата  сопоставления  (76);

реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат  (17).  Каузальная

атрибуция результата рассматривается как дополнительная  процедура,  которая

может быть применима  как к результату  сопоставления,  так  и  к  результату

самоотношения, если они чем-то не  удовлетворяют  оценивающего  себя.  Тогда

оказывается, что  в самооценке присутствуют  лишь  два  типа  фундаментальных

операций:  сопоставление  и  самоотношение,  которые,  помещаемые  в  разные

контексты,  приобретают   разное   звучание   (например   на   сопоставлении

базируется  проектирование  "Я  -  реального"  на  "Я  -  идеальное",   А.В.

Петровский),  самокритика.  В  качестве  своей  основы  самоотношение  имеет

самоприятие (Л.В. Бороздина), самодовольство и недовольство собой (7).

      Самооценка  является доминирующей, а её  выражением  считается  уровень

притязаний, заключает  Л.В.  Бороздина  (12).  То  есть  уровень  притязаний

считается проявлением  самооценки  в  действии  личности.  Подобная  проблема

возникает  и  в  различении  понятий  самооценки  и  мотивации   достижения.

Например, Х. Хекхаузен  утверждает,  что  "мотив  достижения  выступает  как

система самооценки" (69).

      По  данным Е.А.Серебряковой (60), представления   о  своих  возможностях

делают  субъекта  неустойчивым  в  выборе  целей:   его   притязания   резко

повышаются после  успеха и столь же резко падают после неудачи.

      Уровень  притязаний  — характеризует: 1) уровень  трудности,  достижение

которого является общей целью серии будущих  действий  (идеальная  цель);  2)

выбор  субъектом  цели  очередного  действия,  формирующейся  в   результате

переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний  в

данный  момент);  3)  желаемый  уровень  самооценки  личности  (уровень  Я).

Стремление к повышению  самооценки  в  условиях,  когда  человек  свободен  в

выборе степени  трудности очередного  действия,  приводит  к  конфликту  двух

тенденций —  тенденции  повысить  притязания,  чтобы  одержать  максимальный

успех, и тенденции  снизить их, чтобы избежать  неудачи.  Переживание  успеха

(или неуспеха), возникающее  вследствие достижения (или недостижения)  уровня

притязаний, влечет за собой  смещение  уровня  притязаний  в  область  более

трудных (или более  легких) задач. Снижение трудности избираемой  цели  после

успеха  или  ее  повышение  после  неудачи   (атипичное   изменение   уровня

притязаний) говорят  о  нереалистичном  уровне  притязаний  или  неадекватной

самооценке (94).

      У.  Джемс выдвинул свой постулат  относительно самооценки(8,с.162):

      «Самооценка  прямо пропорциональна  успеху  и  обратно  пропорциональна

притязаниям, то есть  потенциальным  успехам,  которых  индивид  намеревался

достичь», в виде формулы это может быть представлено таким образом:

                   Самооценка = притязания / возможности.

      Истоки  умения  оценивать  себя  закладываются   в  раннем  детстве,  а

развитие и совершенствование  его происходит в течение  всей  жизни  человека

(81).

      Со  слов Р. Бернса, многие психологи  считают, что структура личности  и

основы самооценки формируются в  первые пять лет  жизни человека (8).

      Обычно  мнение о себе основывается  на  отношении  к  нам   других  людей

(21). Можно выделить  несколько источников формирования  самооценки,  которые

меняют вес значимости на разных этапах становления личности:  оценка  других

людей;  круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение  с

другими; - сравнение  реального и идеального Я (86).

      Самооценка  формируется  и  на  базе  оценки  результатов  собственной

деятельности,  а  также  на  основе  соотношения  реального   и   идеального

представлений о  себе (47).

      Низкая  самооценка может быть обусловлена  многими причинами : её  можно

перенять в детстве  у своих родителей, не  разобравшихся  со  своими  личными

проблемами ; она  может развиться  у  ребёнка  из-за  плохой  успеваемости  в

школе ; из-за насмешек сверстников или  чрезмерного  критицизма  со  стороны

взрослых  ;  личностные  проблемы,  неумение  вести  себя   в   определённых

ситуациях также  формируют у человека нелестное  мнение о себе (68).

      Санфорд  и Донован, подтверждая сказанное   Ч.Т.Фолкэном,  говорят,  что

оценка пришла со стороны - от  родителей,  "которые  делали  вам  замечания,

говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над  вашими  рыжими

волосами, вашим носом  или  тем,  что  вы  не  могли  быстро  справляться  с

математикой… Никто  не может  приобрести  низкую  самооценку  в  изоляции,  -

указывает  Санфорд,  -  и  никто  из  нас  не  в  состоянии  изменить  ее  в

одиночестве...» (86).

      Р.Бернс  аналогично высказывается  по  этому  поводу:  «Если  родители,

выступающие для  ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с  ним

любовь, уважение и  доверие, ребёнок привыкает сам  относиться к  себе  как  к

человеку, достойному этих чувств» (8, с. 157).

      Первым, кто выделил  тип  семейной  ситуации,  формирующей  у   ребёнка

положительную Я - концепцию, был Скотт (8). Исследовав 1800  подростков,  он

установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера  взаимного  уважения  и

доверия между родителями и детьми, готовность принять друг  друга,  в  жизни

более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив,  подростки

из семей, где царит  разлад, менее приспособлены.

      Вирджиния  Н.Квинн высказывается по данному  вопросу так: «Дети с низкой

самооценкой не уверены  в себе, у  них  слабо  развито  чувство  собственного

достоинства. У них  чаще возникают трудности при  общении  с  другими  детьми,

которые, в свою очередь, неохотно их  принимают.  В  результате  у  детей  с

негативными «Я» - концепциями  часто возникают поведенческие  проблемы,  из-за

чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры  и  другие

групповые лидеры. А  это  ещё  больше  «подрывает»  самооценку  таких  детей.

Бывали случаи, когда  проблемы с  «Я»  -  концепцией,  возникавшие  в  первом

классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка» (21, с.285).

      Таким  образом,  высокая  самооценка  развивается  у  детей   в  семьях,

отличающихся сплочённостью  и  солидарностью  (8).  «Более  позитивно  здесь

отношение матери к  мужу.  В  глазах  ребёнка  родителям  всегда  сопутствует

успех.  Он  с  готовностью  следует  задаваемым  ими   образцам   поведения,

настойчиво и успешно  решает встающие перед ним повседневные задачи, так  как

чувствует  уверенность  в  своих  силах.  Он  менее  подвержен   стрессу   и

тревожности, доброжелательно  и реалистично  воспринимает  окружающий  мир  и

себя самого» (8,с.149-150).

      У  мальчиков с высокой самооценкой  уровень притязаний выше  (8).  Таким

образом, дети с высокой  самооценкой ставят перед собой  более высокие цели  и

чаще добиваются успеха. И, наоборот,  для  детей  с  заниженной  самооценкой

характерны  весьма  скромные  цели  и   неуверенность   в   возможности   их

достижения.

      Куперсмит  (там  же,  с.150)  так  описывает   мальчиков   с   высокой

самооценкой: «…они  независимы, самостоятельны, коммуникабельны,  убеждены  в

успехе  любого   порученного  им  дела.  Эта  вера  в   себя   помогает   им

придерживаться  своего мнения,  позволяет  в  спорных  ситуациях  отстаивать

свои  взгляды  и  суждения,  делает  их  восприимчивыми   к   новым   идеям.

Уверенность в себе,  наряду  с  ощущением  собственной  значимости,  рождает

убеждённость  в  своей  правоте  и  смелость  в  выражении  убеждений.   Эта

установка и соответствующие  ожидания   обеспечивают  им   не  только  более

независимый  статус  в  социальных  отношениях,  но  и  немалый   творческий

потенциал, способность  к энергичным и  позитивным  социальным  действиям.  В

групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию.  По  собственному

признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь  с новыми  людьми,

готовы выразить своё  мнение,  зная,  что  оно  будет  встречено  враждебно.

Важной особенностью детей с высокой самооценкой  является то, что они  меньше

заняты своими внутренними  проблемами».

      «Высокая  самооценка,-  говорит  Р.Бернс,-  (8,  с.  151)  обеспечивает

хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду  показать

свою  ценность,  не  прилагая  особых  усилий.  Ребёнок  приобрёл  в   семье

способность к сотрудничеству, уверенность в том,  что  он  окружён  любовью,

заботой и вниманием. Всё это создаёт  прочную  основу  для  его  социального

развития». Мы видим, что авторы солидарны  в  своём  мнении  о  формировании

самооценки в детском  возрасте, который, тем не менее, закладывает  основу  на

всю последующую  жизнь индивида; например,  И.Ю.Кулагина,  В.Н.Колюцкий  (31)

подчёркивают, что  у детей с завышенной или заниженной  самооценкой  изменить

её уровень крайне сложно.

      Куперсмит  отмечает,  что  для  формирования  положительной  самооценки

необходимы  три  условия:  полное  внутреннее  принятие  родителями   своего

ребёнка, ясные  и  последовательные  требования,  уважение  индивидуальности

ребёнка в рамках установленных ограничений  (8).

      Чак  Т. Фолкэн (68) говорит, что если  человек занимается любимым делом,

со  временем  он  приобретает  опыт  и  мастерство,  которыми  имеет   право

гордиться. Это одно из условий составляющих  нормальную  самооценку.  Каждый

человек создаёт  для себя образ  идеального  "Я".  Оно  обладает  качествами,

имеющими  ценность  в  глазах  родителей,  сверстников,  учителей  и  людей,

Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности