Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;
признаки, которые постепенно или скачкообразно приводят к качественным
новообразованиям в самосознании. Каждая сторона самосознания
детерминирована образом жизни, ведущей деятельностью и общением, а также
уровнем развития психики индивида.
Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывающего его
содержательный аспект, можно вычленить следующее: человек как социальное
существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой,
профессиональной, семьи и так далее, свой социальный статус, роли,
социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама
личность, как познающий субъект, которая осознаёт свои личностные
особенности: направленность и отношения, психические состояния, процессы,
свойства, характер, способности; проявления собственной активности:
поступки, взаимоотношения с окружающим миром; осознаёт себя субъектом
познания, общения и труда. Осознаёт свои индивидуальные свойства:
особенности внешнего облика, функции своего тела, особенности соматической
организации и так далее.
Теперь мы обратимся к анализу Я - концепции – содержательной стороны
самосознания.
1.4.1. Я – концепция.
У. Джемсу принадлежит первая концепция личностного Я, рассматриваемая
в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное Я
является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих - Я -
сознающего и Я – как объекта. Эти две стороны самосознания всегда
существуют одновременно. В состав Я – как объекта включаются :
материальное Я (одежда, дом, семья), физическое Я (тело), социальное Я
(общественное признание человека, его репутация), духовное Я (сам
"мыслящий" субъект).
Джемс рассматривает
мысли, но при характеристике эмпирического Я выходит за пределы сознания
(17).
Учёными выделяются различные аспекты в изучении "Я". Р.Мейли (37)
выделяет три аспекта в изучении "Я":
1) Центрация большинства психических функций и явлений. Человек
чувствует себя субъектом
чувств и отражает свою
он был ранее.
2) Совокупность объектов, определяющих "содержание Я" или его поле.
3) "Защитные механизмы". В более общем смысле под ними понимается
совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а
также укрепление чувства
И.С. Кон (27) выделяет следущие аспекты проблемы "Я":
1) "Я" – идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей
среды сохраняет некоторую
собственную структуру.
2) "Эго" – (субъективность). С данным представлением связана
субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя,
которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание
исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной
саморегуляции поведения.
3) Образ Я. При изучении Я - образов рассматриваются конкрентные
процессы и механизмы
структурные компоненты Я-
значение самосознания в общем
балансе психической
Вышеуказанные аспекты проблемы "Я" являются взаимосвязанными и
предполагают друг друга: "Идентичность психики и поведения индивида не
возможна без какого–то единого регулятивного начала, которое требует
самосознание. "Эго" как регулятивный механизм предполагает преемственность
психической деятельности и наличие информации о себе. "Образ Я" как бы
достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно
корректирует её поведение" (25, с.9).
Общее
в позициях Мейли и Кона
состоит в том, что они
субъекта, активного, действующего, а также объектное "Я". Объектом
рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания "Я". Также выделяют
аспект проблемы "Я" – идентичность (самость). Человек отражает свою
тождественность, неразрывность с тем, чем он был ранее.
В процессе отражения человеком самого себя формируется Я - образ.
"Наряду с "Я" как субъектом активным, действующим и субъективным, -
подчёркивает И.С. Кон, - необходимо выделять "Я" как объект восприятия,
мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я,
понятие Я, или Я – концепцию". И.С. Кон (26) понимает "образ Я" как
социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его
структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторуя систему
когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.
Образ Я рассматривается Чесноковой И.И. (72) в контексте самосознания
личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного
познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я
формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов
в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие,
специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является
определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый образ Я является,
согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на
мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.
Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей
(41, 42). Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой
выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон
действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного
подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь
образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что
является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода
состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях
по умственному развитию детей.
Большой интерес представляет подход к изучению образа Я,
разрабатываемый в рамках концепции общения М.И.Лисиной (34), в котором
рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными
факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность,
характерная для каждого возрастного этапа психического развития
ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно
взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного
образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и
аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве (61).
На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе
преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-
когнитивное единство образа Я.
А.Н.Крылов (30) рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор
развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её
внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно
автору, интериоризированное общение.
Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании
Я - образа.
В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не
разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид (7) считал,
что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не
что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс
формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид осознаёт и принимает
те представления, которые существуют у других людей относительно него.
Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe" - обобщённой
оценки индивида другими людьми. Он считал "Мe" образуют усвоенные
человеком установки (значения и ценности), а " I " – это то, как человек в
качестве субъекта психической деятельности воспринимиает ту часть своего
Я, которая представлена как "Мe". "I" и "Мe" образуют собственно
личностное Я (Self) (цит.: Бернс Р., 7,с.51-52). Он считает социальное
окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.
У Р. Бернса Я - концепция понимается как совокупность установок "на
себя". В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный,
эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я - концепции он
конкретизует эти элементы установки так:
1) Образ
Я – это представления
ролевые, статусные, психологические характеристики индивида,
жизненные цели. Одни характеристики Я – образа обладают большей
значимостью, другие меньшей.
2) Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я–
концепции представлена не
вся совокупность их оценочных
переживаний.
3) Потенциальная
поведенческая реакция, т.е.
которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
У
Бернса Я – концепция
Её вершину составляет глобальная Я – концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной
Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности