Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;

Работа содержит 1 файл

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности .docx

— 104.47 Кб (Скачать)

признаки, которые  постепенно  или  скачкообразно  приводят  к  качественным

новообразованиям    в    самосознании.    Каждая    сторона     самосознания

детерминирована образом  жизни, ведущей деятельностью  и  общением,  а  также

уровнем развития психики  индивида.

      Исходя  из вышеизложенного понимания   самосознания,  раскрывающего   его

содержательный аспект, можно вычленить  следующее:  человек  как  социальное

существо  осознаёт  себя  членом  общества,  группы:  возрастной,   половой,

профессиональной,  семьи  и  так  далее,  свой  социальный   статус,   роли,

социальные связи  с  другими  людьми.  Объектом  самосознания  является  сама

личность,  как  познающий  субъект,   которая   осознаёт   свои   личностные

особенности: направленность и отношения,  психические  состояния,  процессы,

свойства,  характер,   способности;   проявления   собственной   активности:

поступки,  взаимоотношения  с  окружающим  миром;  осознаёт  себя  субъектом

познания,  общения  и  труда.   Осознаёт   свои   индивидуальные   свойства:

особенности внешнего облика, функции своего тела,  особенности  соматической

организации и так  далее.

      Теперь  мы обратимся к анализу Я  - концепции  – содержательной  стороны

самосознания. 

                            1.4.1. Я – концепция. 

      У.  Джемсу  принадлежит первая концепция  личностного Я, рассматриваемая

в контексте самопознания.  С  его  точки  зрения  глобальное,  личностное  Я

является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих  -   Я  -

сознающего  и   Я  –  как  объекта.  Эти  две  стороны  самосознания  всегда

существуют  одновременно.   В  состав  Я  –   как   объекта   включаются   :

материальное Я (одежда, дом,  семья),  физическое  Я  (тело),  социальное  Я

(общественное  признание   человека,  его   репутация),   духовное   Я   (сам

"мыслящий" субъект).  Джемс  рассматривает  действующее   Я  –  как  субъекта

мысли, но при характеристике эмпирического Я  выходит  за  пределы  сознания

(17).

      Учёными  выделяются различные аспекты   в  изучении  "Я".  Р.Мейли  (37)

выделяет три аспекта  в изучении "Я":

     1)  Центрация   большинства  психических   функций  и  явлений.  Человек

        чувствует себя субъектом своих  действий, своего восприятия, мыслей,

        чувств  и отражает свою тождественность  и неразрывность с тем,  чем

        он был ранее.

     2) Совокупность  объектов, определяющих "содержание  Я" или его поле.

     3) "Защитные  механизмы". В более  общем   смысле  под  ними  понимается

        совокупность небиологических   побуждений, направленных на защиту, а

        также укрепление чувства своей  силы и ценности.

      И.С.  Кон (27) выделяет следущие аспекты  проблемы "Я":

     1) "Я"  – идентичность (самость).  Человек   при  изменениях  окружающей

        среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и  воспроизводя

        собственную структуру.

     2)  "Эго"  –  (субъективность).  С   данным   представлением   связана

        субъективность сознания, понятие   действующего  лица,  наблюдателя,

        которое получило название Я.  При изучении данного аспекта   внимание

        исследователей направлено  на  процессы  и  механизмы  сознательной

        саморегуляции поведения.

     3) Образ  Я. При  изучении  Я  -  образов   рассматриваются  конкрентные

        процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок,

        структурные компоненты Я-образов  и динамика их  изменения,  роль  и

        значение самосознания в общем  балансе психической деятельности.

      Вышеуказанные   аспекты  проблемы  "Я"  являются   взаимосвязанными   и

предполагают друг друга: "Идентичность  психики   и  поведения  индивида  не

возможна  без  какого–то  единого  регулятивного  начала,  которое   требует

самосознание. "Эго" как регулятивный механизм  предполагает  преемственность

психической деятельности и наличие информации о  себе.  "Образ  Я"  как   бы

достраивает  идентичность   и   субъективность   личности   и   одновременно

корректирует её поведение" (25, с.9).

      Общее  в позициях Мейли и Кона  состоит в том, что они выделяют "Я"  как

субъекта,  активного,  действующего,  а  также   объектное   "Я".   Объектом

рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания "Я".  Также  выделяют

аспект  проблемы  "Я"  –  идентичность  (самость).  Человек  отражает   свою

тождественность, неразрывность  с тем, чем он был ранее.

      В  процессе отражения человеком  самого  себя  формируется   Я  -  образ.

"Наряду  с  "Я"  как  субъектом  активным,  действующим  и  субъективным,  -

подчёркивает И.С. Кон, - необходимо  выделять  "Я"  как  объект  восприятия,

мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я,  или  образ  Я,

понятие Я, или Я  – концепцию".  И.С.   Кон  (26)   понимает  "образ  Я"  как

социальную установку (установочную  систему),  позволяющую  представить  его

структуру не как  случайный  набор  компонентов,  а  как  некоторуя  систему

когнитивных, эмоциональных  и поведенческих признаков.

      Образ  Я рассматривается Чесноковой  И.И. (72) в  контексте самосознания

личности. Самосознание выступает как особо сложный  процесс  опосредованного

познания  личностью  себя,  развёрнутый   во  времени.  Обобщённый  образ  Я

формируется в процессе интеграции множества единичных,   конкретных  образов

в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В  нём  отражены  общие,

специфические и  существенные  черты  данного  субъекта.  Образ  Я  является

определённым итогом процесса  самопознания.  Обобщённый  образ  Я  является,

согласно  автору,   тождественным   понятию   Я.   Понятие   Я   влияет   на

мировосприятие, обусловливает  основную линию поведения личности.

      Другой  подход к пониманию  Я –  образа  характерен для Н.И.  Непомнящей

(41,  42).  Образ   Я  рассматривается  как   сторона  ценности,   в   которой

выделяются  две  стороны:  значимость  для  субъекта   определённых   сторон

действительности; представление  о самом себе или "образ  Я".  Автор  данного

подхода  рассматривает  становление образа Я  как ценности, определяет  связь

образа  Я  личности  с  направленностью,  с  ценностными  ориентациями,  что

является  достоинством  данного  подхода.  Ограниченность  данного   подхода

состоит в том, что  автор строит свою концепцию, базируясь  на  исследованиях

по умственному  развитию детей.

      Большой   интерес   представляет   подход   к   изучению   образа   Я,

разрабатываемый в  рамках  концепции  общения  М.И.Лисиной  (34),  в  котором

рассматривается становление  образа Я на ранних этапах онтогенеза.  Основными

факторами  формирования представления о себе являются ведущая  деятельность,

характерная   для   каждого   возрастного   этапа    психического   развития

ребёнка, и форма  его общения с окружающими  людьми, причём эти факторы  тесно

взаимосвязаны между  собой. Составляющими структуры  образа Я как  целостного

образования   являются  два  компонента:  когнитивный  (знание  о  себе)   и

аффективный (отношение  к себе), они находятся в неразрывном  единстве   (61).

На  начальных  этапах  онтогенеза  аффективная  сторона   отношения  к  себе

преобладает над  когнитивной,  по  мере  развития  формируется   аффективно-

когнитивное единство образа Я.

      А.Н.Крылов (30) рассматривает в теоретическом  плане образ Я как фактор

развития личности,  образ  Я  формируется  в  результате  интериоризации  её

внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой,  согласно

автору, интериоризированное  общение.

      Таким  образом, можно заключить, что  имеется  разнообразие в   понимании

Я - образа.

      В   зарубежных  исследованиях   преимущественно   рассматриваются    не

разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид (7)  считал,

что становление  человеческого Я как целостного психического явления есть  не

что  иное,  как  происходящий    "внутри"   индивида   социальный    процесс

формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид  осознаёт и  принимает

те представления, которые  существуют  у  других  людей  относительно  него.

Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe"  -   обобщённой

оценки  индивида  другими  людьми.  Он  считал   "Мe"   образуют   усвоенные

человеком установки (значения и ценности), а " I " –  это то, как  человек  в

качестве субъекта  психической деятельности воспринимиает  ту  часть  своего

Я,  которая  представлена  как   "Мe".  "I"  и  "Мe"   образуют   собственно

личностное Я (Self) (цит.:  Бернс  Р.,  7,с.51-52).  Он  считает  социальное

окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.

      У  Р. Бернса  Я - концепция понимается  как  совокупность установок  "на

себя". В установке  выделяются  три  составляющих  компонента:  когнитивный,

эмоционально-оценочный  и поведенческий. Применительно  к  Я  -  концепции  он

конкретизует эти  элементы установки так:

     1) Образ  Я – это представления индивида  о  себе.  В  него  включаются

        ролевые,  статусные,   психологические   характеристики   индивида,

        жизненные цели. Одни характеристики  Я  –  образа  обладают  большей

        значимостью, другие меньшей.

     2)  Самооценка  –  аффективная  оценка  данного  представления.  В   Я–

        концепции представлена не только  констатация, описание черт,  но  и

        вся совокупность их оценочных   характеристик  и  связанных   с  ними

        переживаний.

     3) Потенциальная  поведенческая реакция, т.е. те  конкретные  действия,

        которые могут быть вызваны  образом Я и самооценкой.

      У  Бернса Я – концепция  представлена  в виде иерархической  структуры.

Её вершину составляет глобальная  Я  –  концепция,  включающая  всевозможные

грани    индивидуального    самосознания.    Это     чувство     собственной

Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности