Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;
только как нечто
предлагал свой вариант "снятия" этой дихотомии: действительной
противоположностью является противоположность между образом и
процессом (последний может
внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако
ведущим в этом единстве является процесс, связывающий образ с
отражаемой действительностью (
процессе реального практического "переноса" одного способа
действий в другие условия, 47).
В нашем исследовании мы руководствуемся теорией деятельности,
разработанной А.Н. Леонтьевым.
1.2. Структура деятельности
В
теории деятельности А.Н.
деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности,
действий, операций.
Среди компонентов
— мотивы, побуждающие
субъект к деятельности;
— цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые
посредством действий;
— операции, с помощью которых деятельность реализуется в зависимости от
условий этой реализации
Действия — процесс взаимодействия с каким – либо
предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее
определенная цель.
С. Л. Рубинштейн (57, с. 465) писал, что действие, совершаемое
человеком, не является совершенно изолированным актом: "оно включается в
более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней
может быть понято".
Могут
быть выделены следущие
— принятие решения;
— реализация;
— контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание
образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной
программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В
каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально
выработанных средств и орудий.
Виды действий:
управляющие,исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные,
мнемические,умственные,
Операция (93) (лат. operatio — действие) —
исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей
и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи
которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения
общественно выработанными способами действий. В качестве операций
рассматривались, прежде всего, врожденные или рано
сформированные
перцептивные, мнестические
и интеллектуальные акты.
Та или иная деятельность может начать играть решающую
роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе
онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила
обозначение
"ведущая деятельность".
Ведущая деятельность — деятельность, при реализации
которой происходит возникновение и формирование основных
психологических новообразований человека на той или иной
ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой
ведущей деятельности (93).
Виды:
непосредственное общение
манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно – ролевая игра
дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально –
учебная деятельность юности (31).
А.Н.Леонтьев (31) выделил 3 признака ведущей деятельности:
1) в
рамках ведущей деятельности
возникают и дифференцируются
виды деятельности (например, ребёнок начинает учиться играя)
2) в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные
психические функции (в игре, к примеру, появляется творческое воображение)
3)от неё зависят наблюдаемые в это время изменения личности (в той же
игре ребёнок осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения
которые он производит в игровой ситуации, у него формируются этические
представления – начинается развитие морального сознания).
Схематически структура деятельности может быть представлена в таком
виде (31):
П (потребность) – деятельность – М (мотив , предмет потребности)
д (действия) – Ц (цель)
у
(условия достижения цели) – ОП
(операция – особая сторона
действия)
Как
показали исследования
Рубинштейна и др.) протекание и развитие различных психических процессов
существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов,
целей и средств осуществления.
В ходе исторического развития изменяются содержание и технические
средства деятельности
человека, что определяет и формирование
его сознания.
Профессиональная сфера является одной из основных сфер
жизнедеятельности человека, многие авторы отмечают её как ведущую область
самореализации личности: К.А.Альбуханова-Славская (1), Л.А. Коростылева
(29), А.К.Маркова (36), Н.С. Пряжников (52); Л. Росс, А. Нисбетт (54); Л.А.
Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко
(58), О.С. Советова (63).
3. Профессиональная деятельность
и предпосылки её успешности.
Среди
многообразных видов
место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект
деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду
труда, как главному
направлению становления
Н.В.Самоукина (59) даёт описание структуры профессиональной
деятельности:
термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и
имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как
деятельность и область проявления личности (24). Профессионал может
преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие
элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства,
приёмы работы.
Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Н.В.
Самоукина описывает её таким образом (59):
- заданные цели, представления о результате труда;
- заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и
ситуация неопределённости, любая система, например, социальная,
знаковая, художественно - эстетическая и др.);
- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно
различаются между собой);
- система
профессиональных служебных
функций);
- система прав;
- производственная
среда, предметные и
И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (30) пишут, что самоопределение, как
профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием
ранней юности.
Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной
деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности.
Э.Ф.Зеер (18) под профессиональным становлением субъекта понимает движение
личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление
субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования
профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную
профессиональную деятельность.
Е.А.Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути
профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации,
интернала, мастерства, авторитета, наставничества (24).
Фазы развития профессионала:
1) Фаза
оптанта или оптации. В
проблемой выбора профессии
осуществляет свой выбор.
подростками, и будущими выпускниками средней школы, и
профессионалами. Эта фаза завершается формированием
реалистического
появлением профессионального
2) Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней
профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной
деятельности происходят
направленности, информированности, умелости.
3) Фаза
адаптации молодого
социальных, деятельностных нормах учебного заведения и
производственного коллектива. В связи с этим специалист должен
понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение,
образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические"
тонкости профессии и должен
научиться соответствовать
Профессионал должен
4) Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает
значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную
Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности