Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;

Работа содержит 1 файл

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности .docx

— 104.47 Кб (Скачать)

преемственности,  неповторимости.  Основываясь  на  том,  что  образ   Я   и

самооценка  образуют  неразрывное  единство,  и  предрасполагают  индивда  к

определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я  –  концепцию  как

совокупность  установок  индивида,  направленных  на  себя.  Выделяются  три

основные модальности  самоустановок:

     1)  Реальное  «Я»  –  это  установки,  связанные  стем   как   индивид

        воспринимает свои  актуальные  психологические  особенности,  роли,

        статус, то есть представления  о том, какой он есть на  самом деле.

     2)  Зеркальное  (социальное)  Я   –   это   установки,   связанные   с

        представлениями индивида о том,  каким его видят другие люди.

     3) «Идеальное»  Я – установки, связанные спредставлением  о  том,  каким

        он хотел бы быть.

      Я  – образ или Я – концепция  является важной характеристикой   личности.

Человек воспринимает различные характеристики  своего  «Я».  Эти  восприятия

организуются в  более или менее объективный, связанный, устойчивый  целостный

образ (37).

      Смысл   «образа  Я»  складывается  на  основе  соотнесения  собственных

свойств личности с  мотивом её деятельности  (39).  Существование  внутренних

преград, их противоборство в реальном или воображаемом  поступке  становится

основой саморефлексии  – главной составляющей смысла Я. Причём  саморефлексия

имеет  две  основные  стороны:  когнитивную  и  эмоциональную.   Когнитивная

проявляется в субъективном определении собственных черт,  в  их  самооценке,

эмоциональная –  в  формировании  эмоций  и  чувств,  направленных  на  себя

самого. 

           Итак, структура Я – концепции   схематически может быть

                    представлена нами следующим  образом: 
 
 

      Осветив  вопрос самосознания и Я –  концепции, мы можем перейти  к  более

всего занимающей нас  теме – самооценке. 
 

       1.4.2. Самооценка как фактор человеческой  личности и её истоки. 

      В  рамках Я  –  концепции,  как  содержательной  стороны   самосознания,

исследователи определяют самооценку как оценку личностью  самой  себя,  своих

возможностей, качеств, и места среди  других  людей  (46).  Петровский  А.В.

утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция  реального

"Я" на "Я"  идеальное" (там же, с.411).

      «Самооценка  – ценность, значимость, которой  индивид  наделяет  себя  в

целом  и  отдельные  стороны   своей   личности,   деятельности,   поведения

(47,с.343). Самооценка  выступает  как  относительно  устойчивое  структурное

образование,  компонент  Я  -  концепции,  самопознания,   и   как   процесс

самооценивания. Основу  самооценки  составляет  система  личностных  смыслов

индивида,  принятая  им  система  ценностей.  Рассматривается   в   качестве

центрального  личностного  образования  и  центрального   компонента   Я   –

концепции».

      Самооценка  интерпретируется как  личностное  образование,  принимающее

непосредственное  участие в регуляции поведения  и деятельности человека,  как

автономная характеристика личности, её центральный компонент,  формирующийся

при активном участии  самой личности и отражающий своеобразие  её  внутреннего

мира (81).

      Т.Шибутани (77, с.220) говорит о самооценке так:  «Если личность –  это

организация  ценностей, то ядром такого  функционального  единства  является

самооценка».

      Ведущая   роль  самооценке  отводится   в  рамках  исследования  проблем

самосознания: она  характеризуется как стержень  этого  процесса,  показатель

индивидуального  уровня  его  развития,  его  личностный  аспект,  органично

включённый в  процесс  самопознания.  С  самооценкой  связываются  оценочные

функции  самопознания,  вбирающие  в   себя   эмоционально   -    ценностное

отношение личности к себе, специфика понимания  ею самой себя (81).

      Б.Г.Ананьев  (3) высказал  мнение,  что  самооценка  является  наиболее

сложным   и   многогранным   компонентом   самосознания   (сложный   процесс

опосредованного  познания  себя,  развёрнутый  во   времени,   связанный   с

движением  от  единичных,  ситуативных  образов  через  интеграцию  подобных

ситуативных образов  в целостное образование –  понятие собственного Я  (85)),

являющимся прямым  выражением оценки  других  лиц,  участвующих  в  развитии

личности.

      Самооценку  рассматривают  и  как   элемент  самоотношения,  наряду   с

самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(48). Так И.С.  Кон  (26)

говорит  о  самоуважении,  определяя  его  как   итоговое   измерение   "Я",

выражающее меру приятия или неприятия индивидом  самого себя.

      А.Н.Леонтьев  предлагает осмыслить самооценку  через категорию "чувство"

как устойчивое  эмоциональное  отношение,  имеющее  "выраженный   предметный

характер, который  является  результатом  специфического  обобщения  эмоций"

(33, с.304).

      М.И.  Ковель  (Самооценка  как  основа  саморегуляции   и   внутренней

мотивации)  высказывается,  что  самооценка   является  основой   внутренней

мотивации и тесно  связана с процессом познания (84).

      Чтобы  понять отличие  самооценки  от  интроспекции,  процитируем   Ю.Б.

Гиппенрейтер (14), которая  показывает  различие,  говоря  словами  всемирно

известного  сказочника-,     Г.Х.  Андерсена  из  сказки  "Гадкий   утенок":

«Помните тот волнующий  момент, когда утенок, став молодым  лебедем,  подплыл

к царственным птицам  и  сказал:  "Убейте  меня!",  все  еще  чувствуя  себя

уродливым и жалким существом.  Смог  бы  он  за  счет  одной  "интроспекции"

изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили  бы  перед

ним головы".

      Структура  самооценки представлена двумя  компонентами –  когнитивным   и

эмоциональным. Первый отражает  знания  человека  о  себе  ,  второй  –  его

отношение к себе как меру удовлетворённости собой (81).

        В  деятельности  самооценивания  эти  компоненты   функционируют   в

неразрывном единстве: в чистом виде не может быть  представлено  ни  то,  ни

другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом  в  социальном

контексте, неизбежно  обрастают эмоциями, сила и напряженность        которых

                       определяется             значимостью   для   личности

оцениваемого содержания (81). 

           Основу когнитивного  компонента  самооценки  составляют  операции

сравнения  себя  с   другими   людьми,   сопоставление   своих   качеств   с

выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих  величин

/Л.И.Корнеева/. Э.И.  Суверова (МОСУ) (81).

             Самооценка характеризуется по  следующим параметрам:

     1) уровню  – высокая, средняя, низкая

     2) соотношению  с реальной успешностью –   адекватная  и неадекватная

     3) особенностям  строения – конфликтная и бесконфликтная

      По  характеру  временной  отнесённости   выделяются   прогностическая,

актуальная и ретроспективная  самооценка.

      В  психологическом словаре говорится:  «Самооценка   развитого  индивида

образует сложную  систему, определяющую  характер  самоотношения  индивида  и

включающую общую  самооценку,  отражающую  уровень  самоуважения,  целостное

принятие  или  непринятие   себя,   и   парциальные,   частные   самооценки,

характеризующие отношение  к отдельным сторонам  своей  личности,  поступкам,

успешности отдельных  видов  деятельности.  Самооценка  может  быть  разного

уровня осознанности»  (47, с. 343).

      Анализ  самооценки как  самооцениваний  деятельности  позволил  выявить

несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в  регуляции  активности

личности   на   самом   начальном   этапе   деятельности);    корректирующую

(направленную  на   контроль   и   осуществление   необходимых   подстроек);

ретроспективную   (используется   субъектом    на    заключительном    этапе

деятельности для  подведения итогов, соотнесения целей,  способов  и  средств

выполнения деятельности с её результатами (76)).

      Проанализируем  самооценку с помощью понятий  категорий  деятельности  -

результат, средство, операции:

      1)  В  качестве  результата  самооценки   исследователями   выделяются

         следующие характеристики:  в   результате  осуществления  самооценки

         индивид узнаёт превосходит ли  исполнение  стандарт,  равняется   ему

         или не достигает его (69); личность  сверяет себя с  эталоном  и,  в

         зависимости  от  результатов   проверки,  оказывается  довольна  или

         недовольна  собой   (45);   констатация   личностью   качественных,

         содержательных  особенностей  своего  Я,  своих   физических   сил,

         умственных способностей, поступков,  своего отношения к окружающим  и

         себе  (76);  самооценка  бывает  двух   родов:   самодовольство   и

         недовольство собой (17); самооценка  отвечает на вопрос: "не  что   я

         имею, а чего это стоит, что  это значит " (8, с.99).

      Таким   образом,  результатом  самооценки  является  либо   констатация

некоторых качеств, либо результат сопоставления  этих  качеств  с  некоторым

эталоном, либо результат  некоторого эмоционально-чувственного отношения.

      2) Для  изучения  вопросов  самооценки  большое  значение  также   имеют

         исследования средств самооценки.

      В   качестве  средств  или  стандартов  самооценки  применяются   такие

параметры как: ценностные ориентации и идеалы  личности  (А.В.  Петровский),

мировоззрение  (С.Л.  Рубинштейн),  уровень  притязаний   (Л.И.Божович,   Х.

Хекхаузен и др.), "Я" - концепция (Е.Т. Соколова, В.В. Столин),  требования,

предъявляемые коллективом (Е.И. Савонько).

      Итак,  в  функции  средств  самооценки  могут   вступать   два   типа:

когнитивные  (Я  -  концепция  или  её  отдельные  стороны)  и   аффективные

Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности