Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация

Описание работы

Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;

Работа содержит 1 файл

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности .docx

— 104.47 Кб (Скачать)
p>управления  от  структурно-содержательных   характеристик   самосознания   и

мотивационно-смысловой   сферы   закономерна.   Она   позволяет    учитывать

количество  и  качество  отклонений  по  этим   личностным   параметрам   от

соответствующих   шкал   принятого   культурного   эталона   как    критерии

профессионального отбора.

      Н.А.  Гульянова  пишет,  что  в   процессе  любой  деятельности  человек

получает подтверждение  уже имеющемуся Я - образу, либо воспринимает  в  себе

что-то  новое  и  по-новому.  «Значимый  неуспех,-  говорит  Н.А.Гульянова,-

снижает устойчивость Я – образа» (16, с.68).

       С.В.Славнов отмечает (62), что  операциональная   сторона,  включающая

личностные профессионально  важные качества и представления  о  них,  наиболее

существенна с точки  зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда  как

мотивационная   сфера   ("духовное   наполнение   профессии":   увлечённость

"менталитетом"   профессии,   мотивация   "высоких   уровней    достижения",

стремление к саморазвитию в профессии, "внутренний  локус  профессионального

контроля") имеет  важнейшее значение для профессионального  роста.

      С.В.Славнов  (там  же)  выявил  в  проведённом   исследовании   образа

успешного  профессионала  у  опытных   сотрудников   следующие   оценки   по

личностным чертам: быстро и легко  входит  в  контакт,  хорошо  контролирует

свои эмоции,  наблюдателен, с адекватной самооценкой, широким  кругозором  и

др.; также, исследуя образ успешного профессионала  у  студентов,  в  образе

личностных черт он  тоже  выявил  одной  из  них  адекватную  самооценку,  и

стремление к профессиональному  росту, как  и  в  своём  исследовании  образа

успешного профессионала  у  абитуриентов  снова  одним  из  пунктов  выявлена

адекватная самооценка.

      И.Ю.  Кулагина,  В.Н.  Колюцкий  указывают,  что  осознание  временной

перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности  в  себе  (31),

в своих силах  и возможностях.

      А.К.  Маркова (36), исследуя  успешность  педагогической  деятельности,

заключает,  что  наиболее  важным   для   педагога   является   формирование

положительной  самооценки  в   целом,   так   как   у   учителя,   позитивно

воспринимающего  себя,  повышается  уверенность  в  себе,  удовлетворенность

своей профессией и  эффективность работы в целом.

      В  исследовании Н.А. Лавровой (32) указаны  авторы, считающие самооценку

важным компонентом  влияния на успех в  профессиональной  деятельности:  А.Р.

Фонарёв - «уверенность  в  себе»  (с.179)  -  выделяет  её  одним  из  таких

факторов;  Р.В.  Овчарова   считает   неприемлемой   низкую   самооценку   в

профессионально –  важных  личностных  чертах  психолога;  А.Г.  Васюк  также

выделяет одной  из важных характеристик врача адекватную самооценку.

      Том  Шрайтер (95) пишет: «То, как мы  себя  видим,  определяет,  как   мы

думаем, и определяет решения, которые мы принимаем…  Если  вы  зарабатываете

пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете  самооценку  на  пятьдесят

долларов. Если вы зарабатываете  десять тысяч долларов в месяц, то вы  имеете

самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного  автора  мы

не вполне согласны, так как  в  жизни  людей  встречаются   ситуации,  когда

данное заключение себя не оправдывает.

      Обобщая  результаты  вышесказанного,  можно   подвести  итог,  выражаясь

словами Петровского  А.В.:  "Всё  что  сложилось  и  отстоялось  в  личности,

возникло благодаря  совместной с другими людьми деятельности и  в  общении  с

ними и для этого  предназначено. Человек включает в  деятельность  и  общение

существенно важные ориентиры для своего поведения,  всё  время  сверяет  то,

что он делает, с тем, что ожидают  от  него  окружающие,  справляется  с  их

мнениями, чувствами  и  требованиями.  Познавая  качества  другого  человека,

личность  получает  необходимые  сведения,  которые   позволяют   выработать

собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я"  есть  результат

сопоставления того, что личность наблюдает  в  себе,  с  тем,  что  видит  в

других людях. Человек, уже зная кое-что о себе,  присматривается  к  другому

человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что  и  тот  небезразличен  к

его  личностным  качествам,  поступкам,  проявлениям;  всё  это   входит   в

самооценку личности  и  определяет  её  психологическое  самочувствие"  (46,

с.410).

      Согласно  работам, проведённым  перечисленными  авторами, можно

заключить: самооценка является  центральным  звеном  произвольной

саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его

отношение к миру, к людям, к самому себе;  выступает  в качестве важной

детерминанты всех форм   и видов  деятельности  и социального поведения

человека.

      Она  выполняет регуляторную  и   защитную  функции,  влияя  на  развитие

личности, её деятельность, поведение и  взаимоотношения  с  другими  людьми.

Отражая степень  удовлетворённости  или  неудовлетворённости  собой,  уровень

самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия  собственного  успеха

или  неуспеха,  достижения  целей  определённого  уровня,  то  есть   уровня

притязаний личности.

      Люди  с  адекватной   либо   высокой   самооценкой   настроены   более

оптимистично, нежели те, у кого  самооценка  занижена;  они  успешно  решают

встающие перед  ними задачи, так  как  чувствуют  уверенность  в  собственных

силах. Такие люди менее подвержены стрессу  и  тревожности,  доброжелательно

воспринимает окружающий мир и себя самого.

      Верная  самооценка  дает  человеку   нравственное   удовлетворение   и

поддерживает его  человеческое достоинство.

      Основы  самовосприятия  закладываются   в  детстве  и  могут   оказывать

влияние на весь дальнейший ход жизни.

      Профессиональная   самооценка   рассматривается   как    самоотношение

служащего  к  результату  сопоставления  реального   и   идеального   "Я   -

профессионал",  формирующегося  в  результате  процесса  самооценивания   (в

контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении  с  другими  и  с

самим собой).

      Ещё  у С. Л. Рубинштейна (56) основной  мыслью концепции субъекта и   его

деятельности, основания  которой  заложены  в  статье  1922  года   ("Принцип

творческой  самодеятельности")  является  то,  что  человек  и  его  психика

формируются и   проявляются  в   деятельности.  Согласно  принципу  единства

сознания и деятельности, деятельность  человека  обуславливает  формирование

его сознания и самосознания, психических процессов, свойств  человека, а  они

в  свою  очередь  являются  регуляторами  его  деятельности,  условиями   её

адекватного выполнения.

      Подводя   итог  первой  части  нашей   работы,  можно   заключить,   что

исследования,  проведённые  российскими  и  зарубежными  авторами,  показали

зависимость успешности профессиональной деятельности  от  уровня  самооценки

человека.   Все   авторы   единогласны   во   мнении   негативного   влияния

неадекватной,  либо  заниженной  и  завышенной  самооценки   на   социальное

поведение человека и его  деятельность.  Мы  также  попробуем  проследить  в

эмпирической части  нашего исследования выявленную закономерность. 
 
 

 Глава 2.  Эмпирическое  исследование проблемы влияния  самооценки на уровень

                  успешности профессиональной деятельности. 

      В  данном исследовании принимали  участие студенты  5  курса,  вечернего

отделения МГОПУ  им. М.А. Шолохова, специализации  «Психология  менеджмента».

В  эксперименте  рассматривалась  упешность  их  учебной  деятельности,  как

квазипрофессиональной, путём сопоставления их оценок  и  собственной  оценки

успешности своей  учебной деятельности с уровнем  самооценки испытуемых.

      В   эксперименте  учавствовало 31 человек.  Успешными в профессиональной

(в данном случае  учебной) деятельности мы признали  12  из   них  и  столько

же  признано неуспешными.  Остальные  участники  эмпирического  исследования

были  нами  отсеяны,  так  как  мы  не  могли  их  отнести  ни  к  одной  из

вышеуказанных групп  по нижеприведённой причине.

       Исследование проходило  в   аудиториях  МГОПУ  им.  М.А.  Шолохова,  в

вечернее  время,  перед  началом  лекций.  Испытуемым   вслух   зачитывалась

инструкция,  после  чего  раздавались  бланки   для   ответов,   заполняемые

самостоятельно.

      Успешными  студентами  мы  признали  таких,  у  которых  в  журнале   за

последний год обучения  (так  как  именно  он  результативен  для  показания

успешности предстоящей  профессиональной деятельности)  было  не  более  двух

оценок «хорошо». Неуспешными – тех, у  кого  имелась  хотя  бы  одна  оценка

«удовлетворительно».  Остальные  студенты  нами  не  рассматривались   из-за

невозможности влиять на ход эксперимента,  однако  мы  приведём  таблицу,  в

которой более подробно освещены эти данные.

      Для  большей наглядности заменим  оценки «отлично» на «5»,  «хорошо»  на

«4», «удовлетворительно»  на «3». 
 

|№ п/п |ФИО    |пол |возраст   |оценки       |считает ли сам студент|

|      |       |    |          |             |успешной свою учебную |

|      |       |    |          |             |деятельность          |

|1     |ФТВ    |ж   |22        |544455555    |да                    |

|2     |ЮВВ    |ж   |28        |5455444555   |да                    |

|3     |АСЕ    |ж   |23        |5455544554   |да                    |

|4     |БДН    |ж   |20        |444555445    |да                    |

|5     |РНН    |ж   |21        |454545454    |да                    |

|6     |СЮН    |ж   |21        |454454455    |да                    |

|7     |ОДН    |ж   |22        |444445555    |да                    |

|8     |ОЕЛ    |ж   |38        |5555555555   |да                    |

|9     |ЗОВ    |ж   |27        |5555555555   |да                    |

|10    |ЛЛВ    |ж   |21        |555555555    |да                    |

|11    |СТА    |ж   |25        |5555555554   |да                    |

Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности