Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 02:32, диссертация
Цель данной работы - проследить взаимосвязь уровня самооценки и
успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме
влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности;
2) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
3) выявить группы успешных и неуспешных в профессиональной
деятельности участников эмпирического исследования;
мотивационно-смысловой сферы закономерна. Она позволяет учитывать
количество и качество отклонений по этим личностным параметрам от
соответствующих шкал принятого культурного эталона как критерии
профессионального отбора.
Н.А. Гульянова пишет, что в процессе любой деятельности человек
получает подтверждение уже имеющемуся Я - образу, либо воспринимает в себе
что-то новое и по-новому. «Значимый неуспех,- говорит Н.А.Гульянова,-
снижает устойчивость Я – образа» (16, с.68).
С.В.Славнов отмечает (62), что операциональная сторона, включающая
личностные профессионально важные качества и представления о них, наиболее
существенна с точки зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда как
мотивационная сфера ("духовное наполнение профессии": увлечённость
"менталитетом" профессии, мотивация "высоких уровней достижения",
стремление к саморазвитию в профессии, "внутренний локус профессионального
контроля") имеет важнейшее значение для профессионального роста.
С.В.Славнов (там же) выявил в проведённом исследовании образа
успешного профессионала у опытных сотрудников следующие оценки по
личностным чертам: быстро и легко входит в контакт, хорошо контролирует
свои эмоции, наблюдателен, с адекватной самооценкой, широким кругозором и
др.; также, исследуя образ успешного профессионала у студентов, в образе
личностных черт он тоже выявил одной из них адекватную самооценку, и
стремление к
успешного профессионала у абитуриентов снова одним из пунктов выявлена
адекватная самооценка.
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий указывают, что осознание временной
перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе (31),
в своих силах и возможностях.
А.К. Маркова (36), исследуя успешность педагогической деятельности,
заключает, что наиболее важным для педагога является формирование
положительной самооценки в целом, так как у учителя, позитивно
воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность
своей профессией и эффективность работы в целом.
В исследовании Н.А. Лавровой (32) указаны авторы, считающие самооценку
важным компонентом влияния на успех в профессиональной деятельности: А.Р.
Фонарёв - «уверенность в себе» (с.179) - выделяет её одним из таких
факторов; Р.В. Овчарова считает неприемлемой низкую самооценку в
профессионально – важных личностных чертах психолога; А.Г. Васюк также
выделяет одной из важных характеристик врача адекватную самооценку.
Том Шрайтер (95) пишет: «То, как мы себя видим, определяет, как мы
думаем, и определяет решения, которые мы принимаем… Если вы зарабатываете
пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете самооценку на пятьдесят
долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц, то вы имеете
самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного автора мы
не вполне согласны, так как в жизни людей встречаются ситуации, когда
данное заключение себя не оправдывает.
Обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, выражаясь
словами Петровского А.В.: "Всё что сложилось и отстоялось в личности,
возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с
ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение
существенно важные ориентиры для своего поведения, всё время сверяет то,
что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их
мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека,
личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать
собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат
сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в
других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому
человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к
его личностным качествам, поступкам, проявлениям; всё это входит в
самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие" (46,
с.410).
Согласно
работам, проведённым
заключить: самооценка является центральным звеном произвольной
саморегуляции, определяет
направление и уровень
отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной
детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения
человека.
Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие
личности, её деятельность, поведение и взаимоотношения с другими людьми.
Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень
самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха
или неуспеха, достижения целей определённого уровня, то есть уровня
притязаний личности.
Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более
оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают
встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных
силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно
воспринимает окружающий мир и себя самого.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и
поддерживает его человеческое достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать
влияние на весь дальнейший ход жизни.
Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение
служащего к результату сопоставления реального и идеального "Я -
профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в
контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с
самим собой).
Ещё у С. Л. Рубинштейна (56) основной мыслью концепции субъекта и его
деятельности, основания которой заложены в статье 1922 года ("Принцип
творческой самодеятельности") является то, что человек и его психика
формируются и проявляются в деятельности. Согласно принципу единства
сознания и деятельности, деятельность человека обуславливает формирование
его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они
в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями её
адекватного выполнения.
Подводя итог первой части нашей работы, можно заключить, что
исследования, проведённые российскими и зарубежными авторами, показали
зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки
человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния
неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на социальное
поведение человека и его деятельность. Мы также попробуем проследить в
эмпирической части
нашего исследования выявленную закономерность.
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы влияния самооценки на уровень
успешности профессиональной
В данном исследовании принимали участие студенты 5 курса, вечернего
отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова, специализации «Психология менеджмента».
В эксперименте рассматривалась упешность их учебной деятельности, как
квазипрофессиональной, путём сопоставления их оценок и собственной оценки
успешности своей учебной деятельности с уровнем самооценки испытуемых.
В эксперименте учавствовало 31 человек. Успешными в профессиональной
(в данном случае
учебной) деятельности мы
же признано неуспешными. Остальные участники эмпирического исследования
были нами отсеяны, так как мы не могли их отнести ни к одной из
вышеуказанных групп по нижеприведённой причине.
Исследование проходило в аудиториях МГОПУ им. М.А. Шолохова, в
вечернее время, перед началом лекций. Испытуемым вслух зачитывалась
инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые
самостоятельно.
Успешными студентами мы признали таких, у которых в журнале за
последний год обучения (так как именно он результативен для показания
успешности предстоящей профессиональной деятельности) было не более двух
оценок «хорошо». Неуспешными – тех, у кого имелась хотя бы одна оценка
«удовлетворительно». Остальные студенты нами не рассматривались из-за
невозможности влиять на ход эксперимента, однако мы приведём таблицу, в
которой более подробно освещены эти данные.
Для большей наглядности заменим оценки «отлично» на «5», «хорошо» на
«4», «удовлетворительно»
на «3».
|№ п/п |ФИО |пол |возраст |оценки |считает ли сам студент|
| | | | | |успешной свою учебную |
| | | | | |деятельность |
|1 |ФТВ |ж |22 |544455555 |да |
|2 |ЮВВ |ж |28 |5455444555 |да |
|3 |АСЕ |ж |23 |5455544554 |да |
|4 |БДН |ж |20 |444555445 |да |
|5 |РНН |ж |21 |454545454 |да |
|6 |СЮН |ж |21 |454454455 |да |
|7 |ОДН |ж |22 |444445555 |да |
|8 |ОЕЛ |ж |38 |5555555555 |да |
|9 |ЗОВ |ж |27 |5555555555 |да |
|10 |ЛЛВ |ж |21 |555555555 |да |
|11 |СТА |ж |25 |5555555554 |да |
Информация о работе Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности