Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа
Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13 - 14 лет
На данном этапе исследования задачей было изучение агрессивных тенденций у подростков 13 - 14 лет с помощью вопросника Басса – Дарки. (Приложение 1)
По
результатам исследования агрессивных
тенденций были выявлены следующие
данные:
Таблица
1. Уровень агрессивности у подростков
№ | Показатель | Количество человек в группе | % в группе | |
1 |
индекс
агрессивности |
низкий уровень | 12 | 23 |
средний уровень | 26 | 50 | ||
высокий уровень | 14 | 27 | ||
2 |
индекс враждебности |
низкий уровень | 7 | 13 |
средний уровень | 14 | 27 | ||
высокий уровень | 31 | 60 |
Как
видно из таблицы 1 у испытуемых преобладает
средний уровень агрессивности(
Полученные
результаты свидетельствуют о том, что
в подростковом возрасте мы можем наблюдать
средний и высокий уровень агрессивности.
Можно сделать вывод о том, что в подростковом
возрасте сочетание неблагоприятных
биологических, психологических,
семейных и других социально-психологических
факторов искажает весь образ
жизни подростков. Характерным для
них становится нарушение эмоциональных
отношений с окружающими людьми.
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников
На этом этапе для изучения межличностных взаимоотношений в подростковом коллективе сверстников использовалась социометрическая методика.
В
результате анализа данных исследования
по данной методике было выявлено:
Таблица
2. Уровень межличностного взаимоотношения
в коллективе
Показатель |
Количество человек в группе |
% в группе |
« Звезды» | 26 | 50 |
«Предпочитаемые» | 15 | 29 |
«Принятые» | 7 | 13 |
«Непринятые» | 4 | 8 |
Из таблицы 2 видно, что преобладающей статусной категорией является категория «Звезды»(50%); на втором месте – категория «Предпочитаемые»(29%); на третьем – «Принятые»(13%); на четвертом – «Непринятые»(8%).(Приложение 3)
Результаты
исследования показали, что не всем
подросткам хорошо «дышится» в коллективе
сверстников, не для всех в нем благоприятный
климат. В группе сверстников есть чрезвычайно
активные представители, которых обычно
считают ядром коллектива. В тоже время
в группе есть подростки, которые находятся
в подчинении у первых. Такая «поляризация»
вредно сказывается на развитии личности
и тех и других. У первых развиваются завышенная
самооценка, стремление во что бы то ни
стало быть впереди всех, жестокость и
агрессия по отношению к более пассивным
детям. У других развивается стремление
любой ценой обеспечить себе расположение
«главного», замкнутость, враждебность,
озлобленность, раздражение, обида. Такие
дети чувствуют себя неловко в группе
сверстников и часто с большой неохотой
идут туда.
Выводы к главе 2:
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в положении подростков в коллективе сверстников нет равенства: одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в психологической изоляции.
Таким образом, коллектив сверстников оказывает влияние на развитие личности подростков имеющих статус как «звезды», так и «непринятого».
У
подростков имеющих статус «звезды»
наблюдается завышенная самооценка,
деспотизм, жестокость. У «непринятые»
подростков отмечается замкнутость, враждебность,
озлобленность, агрессивность.
Заключение
В данной курсовой работе рассматривалась такая социально-педагогическая проблема как влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
В результате социально-педагогического исследования мы подтвердили гипотезу: если предупредить влияние таких причин агрессивности у подростков в коллективе сверстников, как: игнорирование личности подростка; эмоциональное отвержение подростка и провести занятия для развития межличностных отношений в коллективе, то количество агрессивных подростков сократится.
Таким образом, коллектив сверстников оказывает влияние на развитие личности подростков имеющих статус как «звезды», так и «непринятого».
У первых развиваются завышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость и агрессия по отношению к более пассивным детям. У других развивается стремление любой ценой обеспечить себе расположение «главного», замкнутость, враждебность, озлобленность, раздражение, обида.
В связи с этим были разработаны рекомендации по снижению уровня агрессивности у подростков:
-Быть
внимательными к нуждам и
-Демонстрировать детям модель неагрессивного поведения.
-Быть
последовательными в
-Наказание не должно унижать ребенка.
-Обучать
ребенка способом выражения
-Давать
ребенку возможность проявлять
сразу после событий его
-Обучать
распознаванию собственных
-Развивать способность к сопереживанию другим людям.
-Расширять
поведенческий репертуар
-Отрабатывать
навыки реагирования в
-Учить ребенка брать ответственность на себя.
-«Воинственность ребенка можно успокоить своим спокойствием.
-Находить
повод хвалить ребенка,
-Необходимо исключить использование строгих, в том числе физических, наказаний;
- Необходимо относится к подростку с вниманием, дарить ему достаточно ласки и тепла.
-Не допускать безразличия и незаинтересованности к детям.
-Оскорбление,
унижение как ответная реакция
на неблаговидные действия
- Необходимо помнить, что дисциплина не зависит от количества замечаний. Учитель, который ежеминутно делает замечания, не добьется дисциплины и послушания.
- Крик – это не довод и не руководство к тому, как себя следует вести
Данные
рекомендации могут быть полезными
как для родителей, так и для
учителей.
Список использованных источников:
1 Аверин,
В.А. Психология детей и
2 Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие/ под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь,2000.- :428с.
3 Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988. – 429с.
4 Бандура, А. Подростковая агрессия/ Бандура, А. Уолтерс, Р.- М,2000.
5 Берковец, А. Агрессия: причины последствия и контроль.- СПб.: Еврознак,2001.- 289с.
6 Бэрон, Р.Агрессия/ Бэрон, Р. Ричардсон, Д.- СПб.: Питер, 1991.
7 Возрастная психология: Учебное пособие для студентов/ О.Б. Дарвиш; под ред. Е.В. Клочко.- М.: Изд-во Владос-пресс, 2005.- 246с.
8 Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии/ С.Н. Ениколопов// Прикладная психология.- 2001.-№2.- с.60-72
9 Ильющиц, Л.В. Детская агрессия как социально- педагогическая проблема/Л.В. Ильющиц.// Сацыльна- педагагичная работа.- 2005.-№4.-С.48-52
10 Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон.- М.: Просвещение, 1989.- 192с.
11 Коновалов,
А. Коллектив как средство
12 Лоренц, К. Агрессия.- М.: Прогресс, 1994.
13 Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.- 128с.
14 Макаренко, А.С. Коллектив и личность/ А.С. Макаренко.- М.: «Знание», 1974
15 Макаренко, А.С. Пед. соч: в 8 т./ А.С. Макаренко.-М.: Педагогика, 1983
16 Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб.: 1999.- 39с.
17 Мустаева, А.В.Социальная педагогика: Учебное пособие/ А.В. Мустаева.- М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 528с.
18 Паренс, Г. Агрессия наших детей.- М.: 1997.-244с.
19 Педагогика/ С.А. Смирнов; под ред. С.А. Смирнова.- 3-е изд.- М.: «Академия», 1999.- 512с.
20 Петровский, А.В. Личность деятельность коллектива/ А.В. Петровский.-М.: Политиздат, 1981.- 156с.
21 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый.- М.: «Владос» ,1999.- 63с.
22 Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности/ А.А. Реан.- СПб.: 1996
Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков