Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13 - 14 лет

      На  данном этапе исследования задачей  было изучение агрессивных тенденций у подростков 13 - 14 лет с помощью вопросника Басса – Дарки. (Приложение 1)

      По  результатам исследования агрессивных  тенденций были выявлены следующие  данные: 

            Таблица 1. Уровень агрессивности у подростков 
       

                    Показатель              Количество человек в группе              % в группе       
 
      1 
      
      индекс  агрессивности 
 
 
      
      низкий уровень       12              23       
      средний уровень       26       50
      высокий уровень       14       27
 
 
      2
 
 
      индекс враждебности
      низкий  уровень       7       13       
      средний уровень       14       27
      высокий уровень       31       60
 
 
 

      Как видно из таблицы 1 у испытуемых преобладает  средний уровень агрессивности(50%); на втором месте оказался высокий уровень(27%); на третьем – низкий уровень(23%). При этом на первом месте находится высокий уровень враждебности(60%); затем – средний уровень(27%); на последнем месте низкий уровень(13%).(Приложение 2)

      Полученные  результаты свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте мы можем наблюдать средний и высокий уровень агрессивности. Можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте сочетание   неблагоприятных   биологических,    психологических, семейных и других социально-психологических  факторов  искажает  весь  образ жизни подростков. Характерным для  них  становится  нарушение  эмоциональных отношений с окружающими  людьми. 
 
 
 

      2.3 Изучение межличностных  взаимоотношений  в коллективе сверстников

      На  этом этапе для изучения межличностных взаимоотношений в подростковом коллективе сверстников использовалась социометрическая методика.

      В результате анализа данных исследования по данной методике было выявлено: 
 

      Таблица 2. Уровень межличностного взаимоотношения  в коллективе 
 
 

 
      Показатель       
 
      Количество человек в группе       
 
      % в группе 
      
      « Звезды»              26              50       
      «Предпочитаемые»              15              29       
      «Принятые»              7              13       
      «Непринятые»              4              8       
 
 
 

      Из  таблицы 2 видно, что преобладающей  статусной категорией является категория  «Звезды»(50%); на втором месте – категория «Предпочитаемые»(29%); на третьем – «Принятые»(13%); на четвертом – «Непринятые»(8%).(Приложение 3)

      Результаты  исследования показали, что не всем подросткам хорошо «дышится» в коллективе сверстников, не для всех в нем благоприятный климат. В группе сверстников есть чрезвычайно активные представители, которых обычно считают ядром коллектива. В тоже время в группе есть подростки, которые находятся в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно сказывается на развитии личности и тех и других. У первых развиваются завышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость и агрессия по отношению к более пассивным детям. У других развивается стремление любой ценой обеспечить себе расположение «главного»,  замкнутость, враждебность, озлобленность, раздражение, обида. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут туда. 
 

      Выводы  к главе 2:

      В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в положении подростков в коллективе сверстников нет равенства: одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в психологической изоляции.

      Таким образом, коллектив сверстников  оказывает влияние на развитие личности подростков имеющих статус как «звезды», так и «непринятого».

      У подростков имеющих статус «звезды» наблюдается завышенная самооценка, деспотизм, жестокость. У «непринятые» подростков отмечается замкнутость, враждебность, озлобленность, агрессивность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В данной курсовой работе рассматривалась  такая социально-педагогическая проблема как влияние коллектива сверстников  на проявление агрессивных тенденций  у подростков.

      В результате социально-педагогического  исследования мы подтвердили гипотезу: если предупредить влияние таких причин агрессивности у подростков в коллективе сверстников, как: игнорирование личности подростка; эмоциональное отвержение подростка и провести занятия для развития межличностных отношений в коллективе, то количество агрессивных подростков сократится.

      Таким образом, коллектив сверстников  оказывает влияние на развитие личности подростков имеющих статус как «звезды», так и «непринятого».

      У первых развиваются завышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость и агрессия по отношению к более пассивным детям. У других развивается стремление любой ценой обеспечить себе расположение «главного»,  замкнутость, враждебность, озлобленность, раздражение, обида.

      В связи с этим были разработаны рекомендации по снижению уровня агрессивности у подростков:

      -Быть  внимательными к нуждам и потребностям  ребенка.

      -Демонстрировать  детям модель неагрессивного  поведения.

      -Быть  последовательными в наказаниях  ребенка (наказывать за конкретные поступки).

      -Наказание  не должно унижать ребенка.

      -Обучать  ребенка способом выражения гнева.

      -Давать  ребенку возможность проявлять  сразу после событий его вызвавших.

      -Обучать  распознаванию собственных эмоциональных  состояний и состояний окружающих  людей.

      -Развивать  способность к сопереживанию  другим людям.

      -Расширять  поведенческий репертуар ребенка.

      -Отрабатывать  навыки реагирования в конфликтных  ситуациях.

      -Учить  ребенка брать ответственность  на себя.

      -«Воинственность  ребенка можно успокоить своим  спокойствием.

      -Находить  повод хвалить ребенка, особенно  это хорошо спустя некоторое  время после наказания. Ребенок  убедится, претензии были к его  поступку, а не к личности в  целом.

      -Необходимо  исключить использование строгих, в том числе физических, наказаний;

      - Необходимо относится к подростку с вниманием, дарить ему достаточно ласки и тепла.

      -Не допускать безразличия и незаинтересованности к детям.

      -Оскорбление,  унижение как ответная реакция  на неблаговидные действия учеников  только усугубит ситуацию. Пренебрежение принципом доброжелательности освобождает подростка от необходимости быть вежливым и почтительным.

      - Необходимо помнить, что дисциплина не зависит от количества замечаний. Учитель, который ежеминутно делает замечания, не добьется дисциплины и послушания.

      - Крик – это не довод и  не руководство к тому, как  себя следует вести 

      Данные  рекомендации могут быть полезными  как для родителей, так и для  учителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:

1 Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин. – СПб.: 1998.- 356с.

2 Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие/ под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь,2000.- :428с.

3 Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988. – 429с.

4 Бандура, А. Подростковая агрессия/ Бандура, А. Уолтерс, Р.- М,2000.

5 Берковец, А. Агрессия: причины последствия и контроль.- СПб.: Еврознак,2001.- 289с.

6 Бэрон, Р.Агрессия/ Бэрон, Р. Ричардсон, Д.- СПб.: Питер, 1991.

7 Возрастная психология: Учебное пособие для студентов/ О.Б. Дарвиш; под ред. Е.В. Клочко.- М.: Изд-во Владос-пресс, 2005.- 246с.

8 Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии/ С.Н. Ениколопов// Прикладная психология.- 2001.-№2.- с.60-72

9 Ильющиц, Л.В. Детская агрессия как социально- педагогическая проблема/Л.В. Ильющиц.// Сацыльна- педагагичная работа.- 2005.-№4.-С.48-52

10 Кон,  И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон.- М.: Просвещение, 1989.- 192с.

11 Коновалов,  А. Коллектив как средство социализации  подростка/ А. Коновалов, О. Коновалова.- М.: Народное образование, 1989.- 37с.

12 Лоренц, К. Агрессия.- М.: Прогресс, 1994.

13 Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.- 128с.

14 Макаренко,  А.С. Коллектив и личность/ А.С. Макаренко.- М.: «Знание», 1974

15 Макаренко,  А.С. Пед. соч: в 8 т./ А.С. Макаренко.-М.: Педагогика, 1983

16 Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб.: 1999.- 39с.

17 Мустаева,  А.В.Социальная педагогика: Учебное пособие/ А.В. Мустаева.- М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 528с.

18 Паренс, Г. Агрессия наших детей.- М.: 1997.-244с.

19 Педагогика/ С.А. Смирнов; под ред. С.А. Смирнова.- 3-е изд.- М.: «Академия», 1999.- 512с.

20 Петровский, А.В. Личность деятельность коллектива/ А.В. Петровский.-М.: Политиздат, 1981.- 156с.

21 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый.- М.: «Владос» ,1999.- 63с.

22 Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности/ А.А. Реан.- СПб.: 1996

Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков