Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и характер общения подростков со всеми категориями партнеров в различных сферах жизнедеятельности определяются решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъекта жизнедеятельности.

      Во-первых, общение со сверстниками – очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и  именно  через этот канал транслируется молодежная субкультура.[17]

      Во-вторых, это специфический вид межличностных  взаимоотношений. В   ходе   этого   общения вырабатываются навыки  социального  взаимодействия,  увеличивает  набор  его социальных ролей,  расширяется  представление  о  собственной  личности. По мнению Кона, «включение в общество  сверстников  расширяет   возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей»,  выражающийся словом «мы» («мы -Ивановы», «мы - мальчики», «мы - старшая группа»,  «мы - октябрята» и т. д.), усложняется и «образ Я». [10]

      В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только не только облегчают подростку  автономизацию от взрослых, но и  дает ему чрезвычайно важное чувство  эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.[17]

      Психология  общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления, и аффиляции, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

      Группа  сверстников  оказывает  значительное  влияние  на  подростка. Особенно значимой группа сверстников становится  в  подростковом  возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с  трудностями переходного  возраста.   Группа   сверстников   становится   для   подростка своеобразной школой жизненного опыта, который  не  могут  обеспечить  другие институты,  такие  как  семья  или  образовательные  учреждения.  В   первую очередь,  она  дает  опыт  «горизонтального»  общения,  то  есть  общения  с равными,  опыт  совместной  деятельности,  и  усвоения  связанных   с   этой деятельностью новых ролей.

      При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности  ребёнка. Используя реальную  возможность  высказать  критические  замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники   проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить  интересами  класса,  вскрывая  те или иные  недостатки,  негативные  стороны  личности  учащихся  коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания.  Общественное  мнение ученического  коллектива  при  этом  выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

          Общественное мнение коллектива  для подростка является критерием   оценки собственных поступков  и  собственного  поведения. Регулируя поведение  отдельного  члена  коллектива не только подробно, но и интенсивно. Хороший, товарищ  вызывает  уважение  и любовь коллектива. Коллектив выделяется  отдельными  своими  членами.  Но  в случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться  очень  сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.     Непрерывно  воздействуя на  личность   школьника,   выполняя   функции нравственного контроля за поведением  личности,  общественное  мнение  может предупредить возможные нарушения норм поведения. Такие средства воздействия на  личность  школьника,  как  деятельность, соревнование, внушение,  эффективно  влияют  на  него  постольку,  поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного  мнения,  то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной  ситуации, в которой находится данный школьник.

          Общественное мнение воздействует  одновременно и на сознание, и  на волю, и на чувства  ученика.  Под  его  воздействием  общее  настроение  неизбежно передается  человеку,  нередко  даже  помимо  его  желания,   и   при   этом захватывает всю сферу индивидуальной психики.

          Находясь  в  атмосфере  общественного   мнения   коллектива,   школьник испытывает  на  себе  его  влияние  и  не  будучи  специально  объектом  его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно  становится объектом  целенаправленного  воздействия  общественного  мнения   коллектива выраженного  в  форме  одобрения  или  осуждения.   Общественное   одобрение утверждает  человека  в  собственной  значимости,  приносит  ему   моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём. 

          Положительная оценка  коллективом   оказывает  благотворное  влияние   на внутренний мир и поведение личности потому,  что  человек  живёт  не  только материальным довольствием, но  и  душевными  радостями,  среди  них  немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого   общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление  заслужить  общественную похвалу  вовсе  не  следует  рассматривать  как   проявление   тщеславия   и себялюбие, так  как  оно  питается  не  эгоизмом,  а  выражает  нравственную зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное  мнение, уважает, ценит его.

          Однако подросткам не всегда  присущи  положительные  эмоции,  вызываемые поощрением  похвалой  их  товарищей. Реакцией  могут быть  и зависть,   и недоброжелательность.[14] 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы  к главе 1:

      В подростковом возрасте нередко встречаются  формы агрессивного поведения, определяемых в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

        Проблема агрессивности есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с  угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования.

        Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития.

        Подростку присуща сильная потребность  в общении со сверстниками. Ведущим  мотивом поведения подростка  является стремление найти свое  место среди сверстников. Причем  отсутствие такой возможности  очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям.

        Центральная точка всего переходного  возраста заключается в том,  что предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются  качества личности, связанные, прежде  всего с учебной деятельностью  и взаимоотношениями с окружающими.

        Группы сверстников образуются  чаще всего на основании пространственной  близости их членов; совпадении  индивидуальных интересов; наличия  ситуации, угрожающей личному благополучию.

        Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению; в чрезвычайно сильной тяге к  разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах имеющих взрывной характер и закрытых от взрослых.

        Группа сверстников  оказывает  значительное  влияние  на  подростка. Особенно значимой группа сверстников становится  в  подростковом  возрасте,  так  как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста.  

        Общественное мнение коллектива  для подростка является критерием   оценки собственных поступков   и  собственного  поведения.

        Находясь  в  атмосфере  общественного   мнения   коллектива,   школьник испытывает  на  себе  его  влияние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2

      Социально - педагогическое исследование влияния коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

      2.1 Организация и методы исследования

      Социально-педагогическое исследование представляет собой систему логически последовательных методических и организационных, технических процедур и операций, связанных между собой единой целью получить достоверные знания о социально-педагогическом явлении или процессе для их последующего использования в практике социально-педагогической деятельности.

      Социально-педагогическое исследование обладает рядом статистических особенностей:

      -преобладание  умственного труда

      -творческий  характер деятельности

      -специфические  особенности социально-педагогического  исследования и их учет в процессе исследования.

      Социально-педагогическое исследование по данной теме может  включать в себя следующие этапы:

      1. Подбор и анализ литературы

      2. Обоснование методологии и выбор  методик исследования

      3. Экспертная оценка методик

      4. Проведение методик

      5. Анализ и обработка результатов  исследования

      6. Выводы

      В исследовании  использовались следующие  методики: 

      1.Вопросник «Басса – Дарки»Методика Баса – Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получить данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

      Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми опрашиваемый согласен, и «нет» – около тех, с которыми опрашиваемый не согласен.

      2. Социометрическая методика.

      Предметом исследования социометрической методики являются межличностные и межгрупповые отношения (статус).

      Эта методика позволяет определить положение  испытуемого в системе межличностных  отношений той группы, к которой  он принадлежит. Исследование группы при  помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

      Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы (межличностное взаимодействие).

      С помощью социометрии можно решить следующие задачи:

          -измерение степени сплочённости-разобщённости в группе.

          -выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии.

          -обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.

      Методика  позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплочённости и эффективности деятельности.

      Инструкция: Каждый испытуемый должен выбрать 3 человека в соответствии с критериями выбора (могут быть отрицательные или положительные). Затем составляется социоматрица группы – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. На основе социоматрицы составляется социограмма, которая даёт возможным наглядное представление социометрии в виде схемы.

      Статус  ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной  из 4-х статусных категорий:

      1 – “звезды” 5 и более выборов,

      2 – “предпочитаемые” – 3-4 выбора,

      3 – “принятые” – 1-2 выбора,

      4 – “непринятые” – 0 выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков