Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа
Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33
Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и характер общения подростков со всеми категориями партнеров в различных сферах жизнедеятельности определяются решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъекта жизнедеятельности.
Во-первых, общение со сверстниками – очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.[17]
Во-вторых,
это специфический вид
В-третьих,
это специфический вид
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления, и аффиляции, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на подростка. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.
При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.
Общественное мнение
Общественное мнение
Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём.
Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить общественную похвалу вовсе не следует рассматривать как проявление тщеславия и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное мнение, уважает, ценит его.
Однако подросткам не всегда
присущи положительные
Выводы к главе 1:
В подростковом возрасте нередко встречаются формы агрессивного поведения, определяемых в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».
Проблема агрессивности есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования.
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции развития.
Подростку присуща сильная
Центральная точка всего
Группы сверстников образуются
чаще всего на основании
Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению; в чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах имеющих взрывной характер и закрытых от взрослых.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на подростка. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста.
Общественное мнение
Находясь в атмосфере общественного
мнения коллектива, школьник
испытывает на себе его влияние.
Глава 2
Социально - педагогическое исследование влияния коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков
2.1 Организация и методы исследования
Социально-педагогическое исследование представляет собой систему логически последовательных методических и организационных, технических процедур и операций, связанных между собой единой целью – получить достоверные знания о социально-педагогическом явлении или процессе для их последующего использования в практике социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическое исследование обладает рядом статистических особенностей:
-преобладание умственного труда
-творческий характер деятельности
-специфические
особенности социально-
Социально-педагогическое исследование по данной теме может включать в себя следующие этапы:
1. Подбор и анализ литературы
2.
Обоснование методологии и
3. Экспертная оценка методик
4. Проведение методик
5.
Анализ и обработка
6. Выводы
В исследовании использовались следующие методики:
1.Вопросник «Басса – Дарки»Методика Баса – Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получить данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.
Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми опрашиваемый согласен, и «нет» – около тех, с которыми опрашиваемый не согласен.
2. Социометрическая методика.
Предметом исследования социометрической методики являются межличностные и межгрупповые отношения (статус).
Эта
методика позволяет определить положение
испытуемого в системе
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы (межличностное взаимодействие).
С
помощью социометрии можно
-измерение степени сплочённости-разобщённости в группе.
-выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии.
-обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплочённости и эффективности деятельности.
Инструкция: Каждый испытуемый должен выбрать 3 человека в соответствии с критериями выбора (могут быть отрицательные или положительные). Затем составляется социоматрица группы – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. На основе социоматрицы составляется социограмма, которая даёт возможным наглядное представление социометрии в виде схемы.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – “звезды” 5 и более выборов,
2 – “предпочитаемые” – 3-4 выбора,
3 – “принятые” – 1-2 выбора,
4
– “непринятые” – 0 выборов.
Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков