Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, наблюдается бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. [7]

      Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

      1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

          1) необходимость реконструкции телесного  образа «Я» и построение мужской  и женской идентичности;

          2) постепенный переход к взрослой  сексуальности.

      2. Когнитивное развитие. Развитие  интеллектуальной сферы подростка  характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

           1) развитием способности к абстрактному  мышлению;

           2) расширением временной перспективы.

      3. Преобразование социализации. Преобладающее  влияние семьи в отрочестве  постепенно заменяется влиянием  группы сверстников, выступающей   источником референтных норм  поведения и получения определенного  статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

            1) освобождение от родительской  опеки;

            2) постепенное вхождение в группу  сверстников.

      4. Становление идентичности. Становление  психосоциальной идентичности, лежащее  в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

             1) осознание временной протяженности  собственного «Я», включающей  детское прошлое и определяющей  проекцию себя в будущее;

             2) осознание себя как отличного  от интериоризованных родительских образов;

             3) осуществление системы выборов,  которые обеспечивают цельность  личности (профессии, половой идентичности  и идеологических установок).[7]

      Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

      Общественно-полезная деятельность является для подростка  той сферой, где он может реализовать  свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны  взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фельдштейн).[30]

      Подростку присуща сильная потребность  в общении со сверстниками. Ведущим  мотивом поведения подростка  является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большое значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

      Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти  за рамки ученических дел в  другую сферу, имеющую социальную значимость.

      Именно  в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.[7],[30]

      Формирование  самосознания подростка заключается  в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

      Самосознание  есть последняя и самая верхняя  из всех перестроек, которыми подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).[30]

      Подростковый  кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Л.С. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные (14-15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности подростка.   

               Даже для здоровых подростков  характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии. [7],[30]

               Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально – ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.[25] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Коллектив сверстников

      Практически во  всех  источниках  возникает сложность при употреблении понятия  коллектив, под которым в  педагогической литературе может  пониматься:  общешкольный  коллектив  города,  ученический коллектив школы,  ученический  коллектив  параллелей  классов,  ученический коллектив класса  а  также  коллективы  клубного  типа  (кружки,  секции), добровольные общества и микрогруппы. и.т.д.  Вероятнее всего такой  разнобой употребления   латинского    термина   «коллективус»   связан    с    весьма неоднозначным переводом его понятия (сборище,  толпа,  совместное  собрание, объединение, группа). Проблему с интерпретацией этого  латинского  термина затрагивает и И.П. Подласый: «Неудивительно, что оно  стало  нечётким.  Ясно лишь то, что коллектив –  это  группа  людей».  Но  в  отличие  от  перевода латинского  термина,  в  современной  литературе  при  употреблении  термина  коллектив  доминирует  не   5    а   2  значения.   Согласно   первому   под коллективом  понимается  любая  организованная  группа  людей,  согласно  же второму под коллективом понимается только, высокоорганизованная  группа.[21]

      В случае если определение группы и  коллектива совпадают  то  под  ним  можно понимать реально существующее образование, в котором  люди  собраны  вместе, объединены каким-то  общим    признаком,    разновидностью совместной деятельности, или помещены в какие-то идентичные условия,  обстоятельства  и определённым  образом  сознают  свою  принадлежность  к  этому  образованию.

      Классификация групп достаточно разнообразна, но наибольшее  распространение приобрела разработанная  Г.А.Андреевой.[3]

      На  её основании можно выделить несколько разновидностей групп: 1)  Условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые.

          Определяя  коллектив   как   группу,   в   которой   взаимодействие   и взаимозависимость индивидов  опосредуется  общественно-ценным  и  личностно-значимым содержанием совместной деятельности А.В. Петровский выделяет  основные признаки развитого коллектива:

          1  идейная общность,

          2 сплочённость членов коллектива  на основе общественно  значимых  целей деятельности.

          3 взаимная требовательность и  ответственность

          4 управляемость. Коллектив как  самоуправляемая система

          5 устойчивость

          6 взаимопомощь

          7 обеспечение всестороннего развития  и реализации целей  каждого   члена коллектива.

      И. П. Подласый выделяет следующие важные признаки коллектива:

          1  Общую социально значимую  цель,

          2  Общую совместную деятельность,

          3 Отношение ответственной зависимости   (специфические  отношения, связанные с переживаниями по поводу совместной деятельности и её оценкой).

          4   Общий выборный руководящий  орган.

          На основании чего И. П.  Подласый  мог  прийти  к  выводу  о  том,  что

      ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей  социально значимой целью, деятельностью,  организацией  этой  деятельности,  имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей  ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном  равенстве  всех  членов  в  правах  и обязанностях.[1]

      Группа  сверстников – это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими- либо признаками обособления, т.е. обладающие «Мы»-чувством.

      Количественные  границы группы сверстников – от 2-3 до 5 членов – в дружеских группах, в приятельских – до 7-9, в асоциальных и антисоциальных – до 20, а в формальных(в классе) – до 30-40 членов.

      Группы  сверстников образуются чаще всего  на основании пространственной близости их членов; совпадении индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополучию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной организации (класс, отряд и др.).

      В группе складываются межличностные  субъективно переживаемые отношения  между ее членами. Они объективно проявляются в характере и  способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе.

      Во– первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.

      Ну  и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не воспринимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, а третируют как угодно.

      Характеристика  состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст (школьный класс одновозрастной, стихийные группы часто разновозрастные), пол(группы младших подростков чаще однополые, а юношей- смешанные), социальный состав(только школьники , только учащиеся ПТУ).[26]

      Потребность общения со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и достигает своего пика в подростковом возрасте. Группа сверстников является референтной для подростка.

      Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у  них эмоциональной подвижности над способностью к торможению; в чрезвычайно сильной тяге к  разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах имеющих взрывной характер и закрытых от взрослых.

Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков