Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

            Склонность человека к агрессивным  действиям пытались объяснять  по-разному. Одной из первых  возникла точка зрения, согласно  которой у животных и у человека  существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на  инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая     бесплодными попытки приостановить этот процесс.[29]

               Согласно теории фрустрации, агрессия  – это не автоматически возникающее в  недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий,  возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает,   что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых,  фрустрация всегда влечет за собой агрессию.[2] , [30]

             Теория социального научения говорит: для того чтобы агрессивное       поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо       чтобы существовало два условия: первое – чтобы     препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе – чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.[16]

            Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения   связана с когнитивной теорией научения.

            Агрессивные действия рассматриваются  не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных  и других процессов:

            1. Оценки субъектом следствий  своего агрессивного поведения  как       положительных.

            2.Наличие фрустрации.

            3.Наличие эмоционального перевозбуждения  типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

            4.Наличие подходящего объекта  агрессивного поведения, способного  снять напряжение и устранить фрустрацию. [22]

            Говоря о причинах агрессии  нужно учитывать, что агрессия - неоднородна по своей природе.

      Типы и виды агрессии.

            Во-первых, различают реактивную  и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не  обязательно подвергается нападению.

            Наиболее важно различение враждебной  и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как   вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия  используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

            Инструментальную агрессию Фешбах  подразделяет на индивидуально  и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или  антисоциальной и просоциальной агрессии.

             Различают агрессию и по механизму  возникновения и действия, а механизм  и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком  ситуации, в частности – намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со   стороны других людей и самооценки.[16]

      А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

      1. Физическая агрессия (физическое  действие против кого-либо).

      2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).           

      3. Вербальная агрессия (угрозы, крики,  ругань и т.д.).

      4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).

      5. Негативизм (оппозиционное поведение). [24]

      Развитие  агрессивности.

      Агрессивные действия можно наблюдать уже  с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется  почти исключительно в импульсных приступах упрямства, часто не поддающихся  управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребёнка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности.

         В более позднем возрасте на  первый план всё активнее выдвигаются  конфликты и ссоры с родственниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полугодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребёнка отчётливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связанно с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребёнка, а именно «удержанием и отпусканием» (по Э.Эриксону). Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1.5 – 2-летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем.   Представлена только общая картина, но следует признать, что на её композицию могут влиять различные факторы, которые могут вносить некоторые изменения в поведение детей: пол детей, разница в возрасте между детьми, количество игрушек, условия, в которых дети играют (дома, во дворе, в детском саду) и пр.

         В дальнейшем ребёнок постепенно  научается контролировать свои  агрессивные импульсы и выражать  их в приемлемых рамках. Проявления  агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытьё, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.

         В дальнейшем проявления агрессивности  во многом связаны с процессами  полоролевой идентификации ребёнка  или особенностями «эдиповой  ситуации» в семье. В частности,  использования техники «Doll- play» (когда ребёнок играет в куклы, представляющие членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле «отца», а наименьшая – к кукле «матери», у девочек – наоборот.

         Влияние ближайшего окружения  и процессов осознания собственной  половой принадлежности на формирование  агрессивных форм поведения очень  хорошо можно проследить, если  сравнить поведение мальчиков  и девочек. В частности, отмечается, что если в двухлетнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плачь, визг и взаимные шлепки, то к четырем годам фрустрация, неудачи вызывает у них не одинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.

         Сторонники различных теорий объясняют это по-разному. Психоаналитическое направление, опирающее на постулат о врождённости тенденций к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывает, что у мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. В рамках бихевиористического направления также отмечается большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. На основе анализа ряда экспериментальных исследований было установлено, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек – убывают. Комментируется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается, и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень драчливы. 

         Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые  и часто встречаемые формы детской агрессии, как то реакции обидеть или ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов час.29% из них составляют непосредственные ответные реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество. Здесь можно отметить существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками восьми, одиннадцати и пятнадцати лет. Так, было обнаружено, что девочки двух старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличии от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к одиннадцатилетнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии.

          Впоследствии при переходе от  младшего школьного к юношескому  возрасту соотношение таких поведенческих  реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессия и негативизм, существенно меняется. У мальчиков  на протяжении всех возрастных  этапов устойчиво доминирует физическая агрессия и негативизм, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия. В возрастном аспекте следует отметить общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций, как у мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем примечательно временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 14 и 16 годам. У девочек – ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14-летнем возрасте, а косвенная агрессия и негативизм  имеют постоянные тенденции к нарастанию.

              Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

      Подростковая  агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей.

      Подростковые  акты жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность как бы стирается.[17]

          Существуют и половые различия  в силе проявления агрессивных  реакций. Мальчики отличаются  преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной, и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек — «вовнутрь».

          Традиционные представления о  мужской и женской агрессивности  сказываются и на дальнейшем  поведении: и мальчики, и девочки  в той или иной степени научаются  подавлять собственные агрессивные  побуждения, однако мальчики все  же имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности.

          Кроме того, если в процессе  развития ребенок не научается  контролировать свои агрессивные  импульсы, то в дальнейшем это  грозит преимущественной ориентацией  на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском. Так, например, установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом – в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет – к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении, и половых связях.

      Таким образом, уже с самого раннего возраста детям присуща биологическая сторона агрессии. В последствии мальчикам присущи прямые способы агрессии, проявляющиеся в физической агрессии, а девочкам – не прямые способы агрессивности, порождающие вербальную, косвенную агрессию, негативизм. Недостаточное внимания родителей по предупреждению и преодолению их ребёнком высокой степени агрессивности приводит к психологическим травмам, деструктивным поступкам, конфликтам, уничтожению в ребёнке

          «Я» - как личности,  

          «Я» - как человека,

         «Я» - как индивида,

         «Я» - как индивидуальности, а так же внутреннее неуважение и неудовлетворение ребёнка самим собой и окружающими.

Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков