Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа
Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33
Склонность человека к
Согласно теории фрустрации, агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.[2] , [30]
Теория социального научения говорит: для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое – чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе – чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.[16]
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.
Агрессивные действия
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального
4.Наличие подходящего объекта
агрессивного поведения,
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия - неоднородна по своей природе.
Типы и виды агрессии.
Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение
Инструментальную агрессию
Различают агрессию и по
А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физическое действие против кого-либо).
2.
Раздражение (вспыльчивость,
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).
5. Негативизм (оппозиционное поведение). [24]
Развитие агрессивности.
Агрессивные
действия можно наблюдать уже
с самого раннего возраста. В первые
годы жизни агрессия проявляется
почти исключительно в
В более позднем возрасте на
первый план всё активнее
В дальнейшем ребёнок
В дальнейшем проявления
Влияние ближайшего окружения
и процессов осознания
Сторонники различных теорий объясняют это по-разному. Психоаналитическое направление, опирающее на постулат о врождённости тенденций к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывает, что у мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. В рамках бихевиористического направления также отмечается большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. На основе анализа ряда экспериментальных исследований было установлено, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек – убывают. Комментируется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается, и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень драчливы.
Кросскультурные исследования
Впоследствии при переходе от
младшего школьного к
Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей.
Подростковые акты жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность как бы стирается.[17]
Существуют и половые различия в силе проявления агрессивных реакций. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной, и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек — «вовнутрь».
Традиционные представления о
мужской и женской
Кроме того, если в процессе
развития ребенок не научается
контролировать свои
Таким образом, уже с самого раннего возраста детям присуща биологическая сторона агрессии. В последствии мальчикам присущи прямые способы агрессии, проявляющиеся в физической агрессии, а девочкам – не прямые способы агрессивности, порождающие вербальную, косвенную агрессию, негативизм. Недостаточное внимания родителей по предупреждению и преодолению их ребёнком высокой степени агрессивности приводит к психологическим травмам, деструктивным поступкам, конфликтам, уничтожению в ребёнке
«Я» - как личности,
«Я» - как человека,
«Я» - как индивида,
«Я» - как индивидуальности, а так же внутреннее неуважение и неудовлетворение ребёнка самим собой и окружающими.
Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков