Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ 

      М. ТАНКА»

      ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

      КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 

      333 группа 
 
 
 

      Лихтар  Алеся Ивановна 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

      ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ  ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Научны  руководитель:

      старший преподаватель кафедры,

      ЗАХОЖАЯ НИНА НИКОЛАЕВНА 
 
 
 
 
 
 
 

      МИНСК, 2008

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5

1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5

1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14

1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19

Выводы………………………………………………………………………….......23

2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24

2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24

2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26

2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27

Выводы………………………………………………………………………….......28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение:

      Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

        Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных  процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.  Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. В центре внимания исследователей находятся следующие аспекты  проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

            Агрессивность формируется преимущественно  в процессе ранней социализации  в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее  благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность  данной темы.

      Область исследования: агрессивность в подростковом возрасте.

      Тема: Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.

      Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.

      Объект: подростки 13-14 лет.

      Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.

      Описательная  гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков:

      -игнорирование  личности подростка

      -эмоциональное  отвержение подростка

      Объяснительная  гипотеза: если предупредить влияние таких причин агрессивности у подростков в коллективе сверстников, как: игнорирование личности подростка; эмоциональное отвержение подростка и провести занятия для развития межличностных отношений в коллективе, то количество агрессивных подростков сократится.

      Задачи  исследования:

      1. Изучить историческое и современное состояние проблемы агрессивности в подростковом возрасте.

      2. Определить особенности подросткового  возраста.

      3. Раскрыть сущность, причины и  последствия агрессивного поведения  в подростковом возрасте.

      4. Разработать рекомендации по  совершенствованию практики социально- педагогической деятельности по профилактике агрессивности в подростковой среде.

      Используемые  методики :

      1. Вопросник «Басса – Дарки»

      2. Социометрическая методика

      База  исследования: СШ №196 г. Минска. В исследовании участвовало 52 ученика в возрасте 13-14 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1

      Теоретический анализ проблемы влияния коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

      1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии.

      Рост  агрессивных тенденции в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

      Агрессия  заложена в животных и в человеке природой. Агрессивное поведение  – это способ реагирования на внешнюю  угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивные проявления никак не связаны с  угрозой, когда они становятся постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь тем или иным способом проявляется во внешнем мире. И проблема, как правило, заключается не в наличии этого явления как такового, а в особенностях его проявления.[9]

      Термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы  исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Можно   выделить основные определения агрессии.

            Под агрессией понимаются акты  враждебности, атаки, разрушения, то  есть действия, которые вредят  другому лицу или объекту. Человеческая       агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением       силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.[29]

            Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые   стимулы.

            Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.[25]

            Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.[18]

            Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

      Первая: представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих  нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия –  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так  пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив       существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те       действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба. [4]

      Вторая: агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая       составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон[16] дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего      подобного обращения. По мнению этих авторов:

      -агрессия  обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное   причинение  вреда;[29]

      -в  качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

      -жертва  должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

            Из отечественных психологов  эту точку зрения разделяют  Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения,  которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения .

            В свете теории социального  научения, предложенной Бандурой, агрессия   рассматривается как некое специфическое  социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за  которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. [4]     

            Рассмотрев основные теоретические концепции агрессии, можно выделить основные определения этого явления:

            Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

            Это определение указывает на то, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими как злость; с мотивами – такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного  поведения.

            Необходимо разграничивать понятия  «агрессия» и «агрессивность».  Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. [8]     

Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков