Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Объект: подростки 13-14 лет.
Предмет: влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков.
Описательная гипотеза: в коллективе сверстников существуют причины возникновения агрессивности у подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………………5
1.1 Основные теоретические подходы к пониманию проблемы агрессии………5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста……………………………..14
1.3 Коллектив сверстников…………………………………………………….......19
Выводы………………………………………………………………………….......23
2 СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА СВЕРСТНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ………………………………………………….24
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………24
2.2 Изучение агрессивных тенденций у подростков 13-14 лет………………….26
2.3 Изучение межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников….27
Выводы………………………………………………………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

      Условия становления агрессивного поведения.

      Обобщая многочисленные данные по этой проблеме можно выделить три основных фактора становления агрессивных форм поведения.

      1. Семья как фактор агрессивного поведения.

      Свои  первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают в  семье.

      2. Следующим значимым фактором  становления агрессивных форм  поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Агрессивное поведение связано и с положением  ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.

      3. Третьим фактором усвоения ребенком  моделей агрессивного поведения  являются средства массовой информации  и, прежде всего, кино и телевидение.  Достаточно убедительными являются  данные экспериментального изучения  влияния демонстрации сцен насилия на склонность к агрессивному поведению.[1]

      Во  время регулярных просмотров телепередач  ребенок видит, как их герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, подросток вспоминает агрессивные  действия, избираемые телеперсонажами для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют проявление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют эту агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации, что стимулирует фрустрацию и как следствие этого усиление агрессивных тенденций. Круг замкнулся.[2]

      Ситуативные предпосылки агрессивности.

         На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и ситуативные. К числу таких основных факторов можно отнести следующие:

       1.   Оценка другими людьми. Было  установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Так, например, экспериментально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (скажем, тренер по восточным единоборствам), то дети проявляли больше актов агрессивного характера. Если в этой же ситуации наблюдателем  оказывалось лицо, воспринимаемое детьми как противник агрессии (скажем, учитель), то их поведение отличалось большей сдержанностью. Причём следует отметить такую закономерность: как только агрессивный наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался или достигал исходного уровня.

      2.     Намеренность агрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит  извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит. Кроме того, если человек, к примеру, осознаёт, что конфликт или другой инцидент оказался непреднамеренным, и понимает, что произошла ошибка. То гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии у него  могут быстро пройти.

       3.    Восприятие агрессии. Широкое  распространение видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребёнка более агрессивным и жестоким. Однако, как считают некоторые детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательными и восходят к древнему педагогическому мифу о tabula rasa. В видеофильмах ребёнок бессознательно реализует определённые свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом способствует образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут решить их в реальной жизни.

          В рамках теории социального  научения существует противоположные  данные, которые свидетельствуют  о том, что переживания, вызываемые  пассивным наблюдением агрессии  и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечений, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель, особенно если он ребёнок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается, что просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как малоагрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

          Кроме того, например, дети из  семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные телепередачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отличают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

          4.   Желание возмездия. Как  уже отмечалось, часто агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция, на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо. Так, например, ребёнок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие совершают неблаговидные поступки. Ответное причинёние страданий своему обидчику (явные, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий ослабляют у ребёнка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии.

          Существуют так же некоторые  данные, которые свидетельствуют о наличии прямой зависимости между возможностью осуществить возмездие и агрессии. Было определено, что при отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной мотивации в результате фрустрации повышается, а уровень мотивации торможения агрессии снижается.

          Более того, полученные экспериментальные  данные позволяют сделать предположение,  что агрессивное кино негативно  действует только на человека, подвергшегося агрессии и думающего  о возмездии, поскольку некоторые  его сюжеты могут не только  привести к возникновению замещающего переживания, но возбуждать и умножать надежды на отмщение обидчику, а следовательно, приводить к усилению агрессивной мотивации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Общая характеристика подросткового возраста.

      Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

      В психолого – педагогической литературе стало традиционно обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный».Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Это общение, эта система отношений является следствием не какой либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности, а выступает, лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально – значимых отношений взрослых, сверстников, как ситуация совместного переживания непонятности ими.[25]

      Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные потребности подростка – стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

      Переходность  подросткового возраста включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения  делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

      Границы и содержание «подростничества» тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.[30]

      Подростковый  возраст как «переходный» в полной мере  разворачивается только в  индустриальном обществе, где возникает  большая контрастность детства  и взрослости, выраженный разрыв в  нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

      Впервые описал психологические особенности  подросткового возраста С.Холл, который  указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность  в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как о кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. С.Холл разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста – «чувство индивидуальности».[7], [30]

      К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами – миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей  в период смены «жизненных пространств». [30]

      Развитие  личности подростка было проанализировано З. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой.

      В отечественной психологии основы понимания  закономерностей развития в подростничестве  заложены в работах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.). Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. [7],[30]

      Отечественные психологи акцентируют внимание так же на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет  подходящих для решения задач  подросткового возраста «пространств» («мест» общения и продуктивной деятельности), поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться. [30]

      Как уже отмечалось, подростковый возраст  является по сути кризисным. Для этого  существуют как внешние, так и  внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

      Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье; подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Информация о работе Влияние коллектива сверстников на проявление агрессивных тенденций у подростков