Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:10, реферат
В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию возрастает необходимость разработки специальных приемов коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовой основой получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является Конвенции о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие международные и государственные документы.
Введение
1. Виды мышления и его развитие в дошкольном возрасте
2. Особенности наглядных форм мышления у детей с ЗПР
Заключение
Список литературы
Введение
1. Виды мышления и его развитие в дошкольном возрасте
2. Особенности наглядных форм мышления у детей с ЗПР
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях перехода
ко всеобщему среднему образованию
возрастает необходимость разработки
специальных приемов коррекционного обучения
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Нормативно-правовой
основой получения образования
детьми с ограниченными возможностями
здоровья является Конвенции о правах
ребенка, Закон Российской Федерации
«Об образовании» и другие международные
и государственные документы.
Понятие «задержка
психического развития» употребляется
по отношению к детям с
Обучение детей
с задержкой психического развития
(ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за
смешанного, осложненного характера
их дефекта, в котором задержка развития
высших корковых функций часто сочетаются
с эмоционально-волевыми расстройствами,
нарушениями деятельности, двигательной
и речевой недостаточностью.
У детей с
задержкой психического развития поражение
происходит, когда развитие мозга не
закончено, что приводит к нарушениям
последующих этапов созревания мозга,
к своеобразной постнатальной дизонтогении.
Это составляет основу аномалии психического
развития данной категории детей, определяет
характерную возрастную динамику и неравномерность
психического, двигательного и речевого
развития.
Таким образом,
выраженность диспропорций и неравномерно
нарушенный темп развития являются главными
особенностями познавательной деятельности
и нередко всей личности ребенка.
Одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников, - отставание в развитии мышления. В различных исследованиях описаны трудности, которые испытывают дети с ЗПР при выполнении задач проблемного характера, отмечается инертность их мыслительных процессов, несформированность антиципирующего анализа, недостаточность подвижности мыслительных операций. Большинство авторов подчеркивают неоднородность развития мыслительных операций у детей с ЗПР. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. С. 63. Все это указывает на необходимость дифференцированного подхода к анализу мышления у детей с учетом формы и степени тяжести ЗПР.
1. Виды мышления и его развитие в дошкольном возрасте
С.Л. Рубинштейн
определяет мышление как «опосредованное
- основанное на раскрытии связей, отношений
- и обобщенное познание объективной
реальности». «Мышление - это, по существу
своему, познание, приводящее к решению
встающих перед человеком проблем
или задач».
Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления:
1) предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет;
2) наглядно - образное
(иногда называют просто
3) словесно - логическое
(понятийное), в котором мы пользуемся
словом (понятием).
Предметно-действенное
мышление (наглядно-действенное). В
филогенетическом развитии это мышление
считается исходным пунктом всех
других видов человеческого мышления.
Особенность данного вида мышления
заключается в том, что с его помощью нельзя
решить поставленную задачу без участия
практических действий. К функциям наглядно-действенного
мышления относятся:
· выявление
наиболее близко лежащих к «поверхности»,
но все же скрытых свойств предметов
и явлений. Благодаря практическим
преобразованиям, которые человек совершает
в процессе этого вида мышления, он накапливает
факты о познаваемых им объектах;
· возможность
в обобщенной форме овладевать практическими
преобразованиями, лежащими в основе
выделения самых разнообразных и скрытых
свойств предметов;
· овладение
обобщенным умением получать факты.
В процессе предметно-действенного
мышления, следовательно, формируется
база для последующего использования
полученной информации, как в различных
видах деятельности, так и для формирования
различных представлений и понятий.
Образное мышление
(наглядно-образное). Наглядно-образное
мышление позволяет познавать реальный
мир без участия практических
действий и осуществляется в идеальном
плане. Образное мышление «схватывает»
наглядную ситуацию одновременно, нередко
интуитивно, то есть без развернутого
анализа и рассуждения. При этом оно обладает
способностью отображения в чувственной
форме движения, взаимодействия сразу
нескольких предметов.
Если не требуется
словесного ответа, то выводы словесно
и не формулируются. Вообще слово в образном
мышлении является лишь средством выражения,
интерпретации выполненных в образах
преобразований. Процесс образного мышления,
осуществляемый в форме образов, протекает
быстро, достаточно свернуто. Решение
наступает как бы внезапно, в виде озарения,
своеобразной мысленной пространственной
картины. Поэтому к отличительным признакам
образного мышления, кроме одновременности,
нужно добавить импульсивность и синтетичность.
Спецификой образного мышления является
наполнение его результатов личностным
содержанием и смыслом.
Образы гораздо
теснее, чем слово, связаны с чувственным
отношением человека к окружающему
миру, к его переживаниям. В образе
представлены не только перцептивные
признаки и свойства объекта, но и эмоционально-личностное
отношение к ним, чего часто нельзя обнаружить
при оперировании понятиями.
В понятиях, особенно
научных, фиксируется общественно-
Причин тому
несколько. Во-первых, это бедность
результативного образа. Действительно,
существует множество ситуаций, когда
образ в результативном выражении
(рисунке, предметной конструкции, схематическом
изображении, словесном описании и т.п.)
оказывается намного беднее, чем был в
момент его создания, оперирования им.
Это явление связано с тем, что человек
не владеет достаточно точными средствами
для выражения содержания имеющегося
у него образа. Поэтому должен быть запас
созданных образов. Чем их больше и они
богаче, тем больше возможностей у человека
для их видоизменения, преобразования,
то есть успешного оперирования ими.
Во-вторых, на понимание
представленного образа оказывает
существенное влияние близость личностных
смыслов, которыми наполнены соответствующие
образы у передающего и воспринимающего
информацию.
В-третьих, люди
различаются по способности создавать
и оперировать образами. Для одних
достаточно представлений, чтобы легко
и свободно создавать образы и оперировать
ими. Эта способность связана с развитием
у взрослого человека произвольности
всех психических процессов. Но бывают
люди, которым, по их индивидуальным особенностям,
требуется для легкости и свободы создания
образа обязательно наличие еще и наглядной
основы.
Наглядно-образное
мышление является основой для понятийного
(словесно-логического) мышления. В
нее уже заложены основы логического
анализа, но только начальные.
Словесно-логическое
мышление (или понятийное). Довольно
часто этот вид мышления называют вершиной
развития мышления человека. Используя
этот вид мышления, человек может анализировать,
сравнивать явления, предметы, ситуации,
оценивая предмет, ситуацию, явление, как
со своей точки зрения, так и с других точек
зрения. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях
его исследования. - М., 1978. С. 55 - 59.
Весь путь развития
мышления ребенка связан с процессом
формирования предметности его деятельности.
У ребенка становление
Являясь целенаправленной деятельностью, мышление всегда выступает как решение определенной проблемы. Процесс решения мыслительной задачи имеет несколько этапов:
- постановка вопроса или ориентировка в условиях задач;
- создание гипотез возможного решения;
- осуществление
решения и проверка его
Все эти этапы
представляют собой произвольную, целеустремленную
деятельность, в которой раскрываются
знания, умения, способности личности
и волевые и эмоциональные качества.
С. Л. Новоселова
выделяет ведущую роль процесса ориентировки
в условиях задач в развитии мышления
дошкольников. Новоселова С. Д. «Генетически
ранние формы мышления. М.,1986. С. 218. От уровня
ориентировки зависит и овладение самим
предметным действием, и степень обобщения
ребенком своего опыта предметной деятельности.
Решение мыслительной задачи невозможно
без ориентировки в её целях и условиях,
в которых нужно непосредственно действовать.
Результативность
решения наглядно-действенных
Включение предмета
в новые связи С. Л. Рубинштейн
рассматривал как один из основных
способов мышления. Используемый детьми
метод проб и ошибок, который в
предметных жизненных обстоятельствах
является необходимым и единственным,
вооружает приемами поиска правильного
решения задач, способами апробирования
познаваемого объекта. Рубинштейн С.Л.
О мышлении и путях его исследования. -
М., 1978. С. 75.
При возникновении
ошибок ребенок должен владеть элементарными
приемами анализа, извлечения полезной
информации и исправления этих ошибок.
Каждое последующее действие строится
с учетом результата предыдущего. Этот
способ играет свою специфическую роль
в развитии мыслительной деятельности
ребенка.
С течением времени
ребенок переходит к более
высокому, зрительному типу ориентировки
в задаче.
Таким образом,
умение ребенка решать задачи в наглядно
- действенном плане приближает его
к решению данных задач в наглядно
- образном плане.
Опыт, накапливаемый
ребенком в решение наглядно-
Становление наглядно-образного
мышления у детей начинается с того, что
у них появляется способность оперировать
конкретными образами предметов при решении
тех или иных задач. Развитие образного
отражения действительности у дошкольников
идет как по линии совершенствования и
усложнения структуры отдельных образов,
обеспечивающих обобщенное отражение
предметов и явлений, так и по линии формирования
системы конкретных представлений о том
или ином предмете.
Н. Н. Поддъяков
отмечает, что основная линия развития
наглядно - образного мышления заключается
в умении дошкольника оперировать образами
предмета или хотя бы его частями. Ребенок
должен уметь произвольно актуализировать
эти образы. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника.
- М., 1977. С. 72.
Таким образом,
развитие наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления осуществляется взаимосвязано
с формированием словесно-логического
мышления. Уже в процессе решения наглядно-практических
задач у детей возникают зачатки понимания
причинно-следственных связей между действием
и реакцией на это действие. Именно в дошкольном
возрасте простейшие логические операции
анализа и синтеза начинают оказывать
влияние на развитие познавательных процессов.
2. Особенности наглядных форм мышления у детей с ЗПР
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
Информация о работе Виды мышления и его развитие в дошкольном возрасте