Развитие личности в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного отношения к себе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Цель контрольной работы - описать особенности развития личности дошкольного возраста и новообразования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.1. Игра как ведущая деятельность 5
1.2. Развитие самосознания 6
1.3. Развитие эмоционально – волевой сферы 7
1.4. Развитие мотивационно-потребностной сфера 11
1.5. Новообразования дошкольного возраста 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Работа содержит 1 файл

дошкольники.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Удмуртский государственный университет»

институт  психологии и педагогики

кафедра общей психологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету

 «Возрастная психология»

на тему «Развитие личности в дошкольном возрасте» 
 
 

                                             Выполнила:

                                             студентка группы

                                             3С-031000-31(К)

                                             Несмелова Е.П.

                                             Проверила:

                                             Лобаскова

                                             Марина Михайловна 
           
           
           

Ижевск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Дошкольное  детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного отношения к себе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

      Цель  контрольной работы - описать особенности развития личности дошкольного возраста и новообразования.

      Предметом исследования является личностное развитие в дошкольном возрасте. Безусловно, что дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

1.1. Игра как ведущая деятельность

     Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

     Главное изменение в поведении состоит  в том, что желания ребенка  отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

     Структура сюжетно-ролевой игры:

     В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

     В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием  игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

     Роль  игры в развитии психики ребенка.

     1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

     2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

     3) В игре интенсивно развиваются  все психические процессы, формируются  первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

     4) Формируются новые мотивы и  потребности (соревновательные, игровые  мотивы, потребность в самостоятельности).

     5) В игре зарождаются новые виды  продуктивной деятельности (рисование,  лепка, аппликация)

1.2. Развитие самосознания

     На  фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Это проявляется в повышении осознанности мотивов собственной деятельности, в том, что ребёнок более объективно может оценить свои поступки и в какой-то степени личностные качества. Начатки самосознания обнаруживаются в самооценке ребёнка, содержание которой - качество умений, связанных с выполнением предметно - практических действий, и моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. Не менее важное значение имеет открытие и осмысление ребёнком своих собственных переживаний и осмысленная ориентировка в них. Самооценка и осознание своих переживаний составляют важные стороны самосознания ребёнка, которое формируется к концу дошкольного возраста в качестве основного новообразования.

     Формирование  самооценки тесно связано с новым  осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются  индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно  связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением.

     Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и  стану большим» с системой положительных  и самых невероятных ожиданий. Осознание себя во времени имеет  и другую сторону: ребёнок начинает интересоваться началом и концом своей жизни.

     Первое  проявляет себя в вопросах, откуда он взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своем  появлении на свет. Второе дает целый  спектр разнообразнейших детских страхов (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.), связанных с концом жизни.

     Не  менее важный компонент детского самосознания - психосексуальная идентификация, т.е. осознание ребёнком своей половой принадлежности, переживание себя как мальчика или девочки. Они уже знают, как должны вести себя, и какими должны быть мальчики и девочки вообще, поэтому девочки стремятся делать что-то типично женское, а мальчики - типично мужское.

     На  основе всех перечисленных элементов  к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая схема образа «Я» («Я-концепция»).

       

1.3. Развитие эмоционально – волевой сферы

     Дошкольный  возраст, как писал А.Н. Леонтьев, -  это «период первоначального  фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.    

 Для  дошкольного детства характерна  в целом спокойная эмоциональность,  отсутствие сильных аффективных  вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.

     В старшем дошкольном периоде изменяется структура самих эмоциональных  процессов. Ребенок начинает радоваться и печалится не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и относительно того, что еще ему предстоит сделать. В ходе онтогенеза в эмоции постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Они становятся «умными», интеллектуализируются, а познавательные процессы в свою очередь приобретают аффективный характер, обогащаются чувством.     

 Уже  в дошкольном возрасте можно  наблюдать проявление таких интеллектуальных  чувств ребёнка, как любопытство,  удивление, чувство нового, стремление утвердиться в истине, любознательность. Развитию этих чувств, способствует внимательное отношение родителей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно поэкспериментировать, своевременное и частое включение в познавательное и личностное общение, непосредственное участие в детских забавах, играх, совместные наблюдения, чтение, экскурсии и т. д.     

 Действия  ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.        

 В  дошкольном возрасте ребенок  включается в новые системы  отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные  с формирующейся самооценкой,  самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Мотивы 5-6 – летних детей приобретают силу и значимость: они могут подавить свои непосредственные побуждения, благодаря сильной мотивации, выполняющей роль ограничителя. Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка.

     Дети  в этом возрасте усваивают этические  нормы, принятые в обществе; учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять им свое поведение, у них появляются этические переживания.

     В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную  устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

     Развитие  волевой регуляции поведения  у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

     В детские годы начинает формироваться  регулирующая сторона сознания человека, способность к целенаправленным действиям и поступкам, связанным с преодолением препятствий, его воля.

     Воля  не дана от рождения, она возникает  как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания. В младенческом периоде и раннем детстве формируются  предпосылки волевого действия, возникают первые целенаправленные движения, предметно-орудийные действия, цепочка действий. Ребёнок учится выполнять требования взрослых на основе понимания их речи, он овладевает движениями своих рук, ног, туловища. Но заметные сдвиги в развитии воли наблюдаются в дошкольном возрасте. Меняются как сами волевые действия, так и их значение, место в общем поведении ребёнка. Именно в этот период у детей появляется способность самостоятельно определить цель своего действия и добиться её, организовать выполнение намеченного. Не следует ждать (и требовать) частых проявлений воли у 3-летнего малыша. Действия у младшего дошкольника, как и ребёнка раннего возраста, в основном импульсивные, проявление волевых действий наблюдается у них лишь в наиболее благоприятных обстоятельствах. Однако в дальнейшем, особенно в старшем дошкольном возрасте, таких волевых действий становится всё больше, увеличивается и продолжительность волевого усилия ребёнка. Однако в целом возможности воли ребёнка-дошкольника не следует преувеличивать. Они ограниченны, пока ребёнок ещё часто находится в плену эмоций.

     Развитие  волевых действий дошкольника тесно  связано с формированием соподчинения их мотивов. Выделение ребёнком наиболее значимых мотивов, формирование направленности стимулируют сознательное стремление дошкольника к достижению поставленной цели.

     Эмоции  и чувства плохо поддаются  волевой регуляции. Взрослым полезно  помнить об этом, сталкиваясь с  нежелательными или неожиданными для  них детскими эмоциями. Чувства ребенка  в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Информация о работе Развитие личности в дошкольном возрасте