Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45

Работа содержит 1 файл

вкр.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

На 3 комбинированном  уроке (тема: «Обобщение по разделу: «Природные зоны России») была проведена проверочная работа по разделу.

В начале урока ученики  услышали цель занятия: закрепить знания по природным зонам России и написать проверочный тест по разделу (репродуктивный метод). Перед тем, как учащиеся приступили к тесту, была проведена обобщающая беседа, в ходе которой была внесена уверенность в силы учащихся. Чтобы учащимся было легче вспомнить, особенности природных зон, образы животных и растений, использовалась презентация, которая была выстроена в соответствии с темами учебника: от зоны арктических пустынь до побережья Черного моря. Все ученики старались ответь в обобщающей беседе на вопросы учителя(фронтальный опрос по разделу; прием- устный опрос). Перед написанием теста ученики услышали как правильно выполнять работу (инструктаж) и перед тем, как ученики начали выполнять задание - слова поддержки.

При беседе с учащимися  активно себя проявляли Екатерина Т., Кирилл В., Матвей К. и Тимофей К. Ребята отвечали вопросы, делали выводы (для того, чтобы ученики делали выводы применялись индуктивный и дедуктивный метод).

Мария К. и Полина Л. старались  отвечать на вопросы, но иногда они  ошибались, но это не помешало девочкам дальше работать на уроке.

Особое внимание уделялось  учащимся, которые допускали ошибки в промежуточных опросах по темам  раздела. Это были Антон П., Максим С., Анастасия М., Амалия К. и Дмитрий С. Для этих ребят был использован прием похвалы: ведь в прошлый раз они не отвечали на эти вопросы.

После опроса, ученики 15 минут отвечали на тест по разделу.

Результаты теста показали, что 13 из 28 учащихся успешно выполнили  задание (среди учеников, получивших «отлично» были Матвей К., Тимофей К., Алена К., Екатерина Т., Кирилл В., Денис Р., Никита Г., Дария Э., Полина Т., Татьяна Ш., Алексей Я., Алексей Н., Вадим Д.).

На «4» работу выполнили 13 человек (Тимур А., Анна П., Мария П., Василиса С., Анна Т., Дмитрий С., Артем С., Михаил С., Алексей В.,  Максим С., Евгений Ф., Мария К., Владимир М.)

На «3» написали 2 ученицы (Амалия К. и Анастасия М.).

В ходе занятий ученики  проявляли интерес к интегрированным  урокам. Ребятам было интересно применение компьютера в обучающих целях. При проверке самостоятельной работы было видно, что при помощи информационно-коммуникативных технологий ученики гораздо лучше запоминают материал, что позволяет ученикам применять его не только в процессе учебы, но и в нешкольной деятельности.

 

 

 

 

 

 

2.3.Анализ результатов  работы.

 

  

На третьем, контрольном этапе, с целью проверки эффективности исследовательской работы, направленной на учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий у учащихся 4 «Г» класса, была проведена повторная диагностика, которая включала в себя следующие методики:

Выявление уровня обученности. Уровень обученности проверялся в беседе с классным руководителем, которая отметила, что учащиеся стали легче воспринимать новые понятия, легко могут переносить новые знания в другие условия (результаты представлены в приложении 5, таблица 2; приложение 6, гистограмма 2). Так же у учеников выросла активность и интересе к уроку окружающего мира с применением информационно-коммуникационных технологий. Для учеников применение информационно-коммуникационных технологий для учебного процесса редкость (в школе нет всех условий, чтобы обесчесть каждый класс информационно-коммуникационными технологиями). Такие уроки всегда вызывают интерес.

Для выявления уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий была повторно проведен тест на основе методики проективного типа Е.Амен. Данный тест проводился с каждым учеником индивидуально, тест выполнялся на компьютере. Ответы детей представлены в приложении (результаты представлены в приложении 2, таблица 2). Так же была повторно проведен тест на основе бланковой методики О.Кондаша (Приложение 3, таблица 2; приложение 4, гистограмма 2)

Результаты исследования показывают:

Высокий уровень тревожности – 2 человека (Анастасия М., Амалия К.).

Средний уровень тревожности – 19 человек (С. Василиса, Тимур А., Никита Г., Полина Л.,. Мария К, Полина Т., Владимир М., Антон П., Максим С., Алексей Н., Денис Р., , Дмитрий С., Артем С., Михаил С., Анна Т., Татьяна Ш., Евгений Ф., Дария Э. Екатерина Т.).

Низкий уровень тревожности  – 9 человек (Алексей В.,  Анна П., Кирилл В., Матвей К., Тимофей К., Алена К., Мария П., Алексей Я., Вадим Д.).

Наглядно динамика учета  уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий  представлены на гистограмме №1 и №2 (Приложение 4,   «Учет уровня тревожности у учащихся 4 «Г» класса посредством информационно-коммуникационных технологий») Так же наглядно представлена динамика уровня обученности на гистограмме №1 и №2 (Приложение 6, «Учет уровня обученности по предмету «Окружающий мир»).

На основе результатов  исследования были сделаны следующие выводы:

  • учебно-исследовательская работа показала необходимость планирования и проведения системы комбинированных занятий;
  • проведенная работа показала, что занятия посредством информационно- коммуникационных технологий должны проходить систематически, учитывая возрастные особенности школьников;
  • проведенная работа дала динамику развития у детей таких качеств, как уверенность в себе, активность, заинтересованность в разных видах деятельности, целеустремленность;
  • работу по учету посредством информационно- коммуникационных технологий можно совмещать с повышением уровня обученности учащихся

По результатам работы классному руководителю были даны следующие рекомендации:

  • классному руководителю необходимо иметь разработанную систему комбинированных уроков, направленную на учет уровня тревожности посредством информационно- коммуникационных технологий;
  • классному руководителю целесообразно использовать разные формы работы по снижению тревожности у детей (уроки, классные часы, игровые формы работы, викторины, праздничные вечера и др.), в которых так же можно применять информационно- коммуникационных технологий;
  • классный руководитель может совместно работать с медицинским персоналом и психологом учебного заведения, а так же родителей и администрацию школы.

Заключение

 

На каждом возрастном этапе ребенок  занимает определенное место в системе  общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и  деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.

В результате учебно-исследовательской работы были достигнуты поставленные цели, задачи. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены показатели уровня личностной и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. Так же была подтверждена гипотеза, что учет уровня  можно вести посредством информационно- коммуникационных технологий и его активным применением в учебном процессе.

          Контрольный этап позволил проследить динамику повышения уровня обученности и учет уровня тревожности посредством информационно- коммуникационных технологий у детей младшего школьного возраста.

Тревожность в младшем школьном возрасте является одной из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных школ. Особое значение имеет учет уровня тревожности посредством информационно- коммуникационных технологий в младшем школьном возрасте.

Таким образом, чтобы повысит уровень обученности и вести непрерывный учет уровня тревожности, следует увеличить применение информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения.

Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

В заключение еще раз  подчеркнем, что работа по учету уровня тревожности посредством информационно- коммуникационных технологий носит общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности.

Работу следует осуществлять на уроках, которые позволяют полностью раскрыться учащимся.

При учете уровня  у  учащихся 4 класса посредством информационно- коммуникационных технологий существенную роль играет обеспечение учащихся необходимым набором средств и способов действий в значимых для них ситуациях, выработка индивидуальных эффективных моделей поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 2002.
  2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2007.
  4. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2003.
  5. Захаров А. И. Неврозы у детей.  – М.; «Дельта», 2004.
  6. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  7. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 2000.
  8. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. Л. Свенцицкого - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008. – 512 с.
  9. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогич. общ-во России, 2001.
  10. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 2001.
  11. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр и доп.- М.; «Просвещение», 1972.
  12. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 240 с.
  13. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / УрГПУ. Екатеринбург, 2002.
  14. Плешаков А. А., Резниченко О. Л. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. – М.; Просвещение – 2009.
  15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
  16. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис. канд. психол. наук. <span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438__Char" style=" font-size: 14pt; text-decor

Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий