Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа
Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.
Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45
Департамент образования города Москвы
ГОУ Педагогический колледж № 5
Специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий
Выпускная квалификационная работа
студентки Колгановой Анны Александровны
V курса,
54 группы
очного отделения
Научный руководитель:
Новикова Наталья Евгеньевна
Рецензент:
Абызова Елена Юрьевна
Отметка:
2010
Оглавление
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……...
1.3. Причины тревожности, ее
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности
посредством информационно-коммуникационных
технологи.....................
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
«XX век – век тревоги». Немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это центральная проблема современной цивилизации. С другой – психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.
Некоторый уровень тревожности свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Но часто она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.
Ребенок как самая
чувствительная часть социума подвержен
разнообразным отрицательным
В последние годы, наиболее
распространенными явлениями
Готовность к школьному обучению - еще один важный аспект жизни школьника. От его решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Учение – деятельность, предъявляющая особые требования к личности ребенка. Недостаточно только накопить необходимый запас знаний и усвоить специальные умения и навыки. Учебная деятельность возможна только на фоне эмоциональной устойчивости ребенка.
Более 60 % детей младшего школьного возраста испытывают устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы и нежелание туда идти.
На сегодняшний день проблема детской тревожности не уступает по своей сложности, многогранности и актуальности другим проблемам. Тревожность – это показатель неблагополучия эмоционально – личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. В связи с тем, что ребенку самому трудно справится с тревожностью, образуется «замкнутый круг»: тревожность - снижение продуктивности деятельности - низкая оценка взрослых - усиление тревожности – разрушение деятельности.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов: С. Кьеркегора, К. Ясперса, З. Фрейда, К. Роджерса, , Л.И. Божович, , А.М. Прихожан, и др.
В связи с этим, исследование проблемы
тревожности у младших
Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач:
Объект исследования: проявление тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможности учета уровня тревожности младших школьников в учебном процессе
Было выдвинуто предположение, что учет уровня тревожности младших школьников возможен посредством информационно-коммуникационных технологий.
В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, естественный психолого-педагогический эксперимент.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей
В работе, будет сделана опора на понятие тревожности, которое дает Прихожан А.М. [7].
Тревожность – устойчивое личностное образование, переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, причем не только в психологии, но и в физиологии, философии, социологии. И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на не разработанность проблемы занимают значительное место при ее обсуждении. Один из главных вопросов – о сути тревожности как устойчивого образования, его причинах и формах. Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности у детей: школьной тревожности (Нежнова Т.А., Филиппова Е.В.), тревожности ожиданий в социальном общении (Кисловская В.Р.), а в последнее время к этому присоединились исследования так называемой «компьютерной» тревожности (Доронина О.В.).
В отечественной психологии
в последнее десятилетие
1.1. Тревожность как философская, психолого-педагогическая категория
В философии большое внимание уделялось переживанию страха. Уже у Диогена находят рассуждения о различиях между переживанием актуальной опасности и страха перед будущей опасностью. Сенека в «Письмах к Луцилию» отмечал, что предвидение открывает муки будущего, в то время как память воскрешает пережитые муки страха.
Наибольшее влияние
на психологические разработки тревожности,
тревоги оказали философия
Взгляды экзистенциалистов заложили основу такого направления современной психологической мысли, как гуманистическая психология.
В работах М. Хайдеггера [13] тревожность обусловлена основным направлением экзистенции - к пределу, к смерти, в «ничто». Тревога может спасти человека от навязанной пошлой формы существования, жизни в мире вещей, бегства от правды о своем существовании.
По К. Ясперсу[14], тревожность (экзистенциальный страх) – одна из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия в мир свободной воли. Тревожность – важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», то, что сохраняет суть человека, заставляет его обратиться к Богу или философии.
Таким образом, тревога оказывается той силой, которая защищает человека от переживаний беспомощности и беззащитности. Переживания беспомощности и незащищенности могут создать «ловушку страха» и загнать в нее и человека, и общество, и народ.
Анализ современных
Понимание тревожности было введено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З.
Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З. Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.
В индивидуальной психологии А. Адлер[1] предлагает новый взгляд на происхождение неврозов.
В основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. А. Адлер выдвигает условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:
- органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью;
- отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других, он не верит в свои силы. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.
Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий