Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45

Работа содержит 1 файл

вкр.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

 Формы скрытой тревожности встречаются существенно реже, названы «масками». В качестве таких масок выступают:

  • агрессивность;

  • чрезмерная зависимость;

  • апатия,

  • лживость;

  • лень;

  • чрезмерная мечтательность.

          Повышенная тревожность влияет  на все сферы психики ребенка:  аффективно-эмоциональную, коммуникативную,  морально-волевую, когнитивную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Причины тревожности у детей, ее влияние на развитие личности и деятельности детей

 

Вопрос о причинах тревожности открыт. Как соматические, так и психические признаки тревоги известны каждому из личного опыта. Чаще всего, соматические признаки проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, возрастании общей возбужденности, снижении порогов чувствительности. Такие знакомые каждому ощущения, как внезапный прилив тепла к голове, холодные и влажные ладони также являются сопутствующими признаками появления тревоги.

Психологические и поведенческие  реакции тревоги еще более  разнообразны, причудливы и неожиданны. Тревога, как правило, влечет за собой затруднение принятия решений, нарушение координации движений. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что человек невольно сам причиняет себе боль.

В целом причиной тревоги может  быть все, что нарушает у ребенка чувство уверенности, надежность в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность, раздираемая конфликтами. С целью спасения от страха, беспокойства, чувства беспомощности и изоляции, у индивида появляется определение «невротические» потребности, которые она называет невротическими чертами личности, усвоенными в результате порочного опыта.

Ребенок, испытывая к себе враждебное и безразличное отношение окружающих, охваченный тревогой, вырабатывает свою систему поведения и отношения к другим людям. Он становится злобным, агрессивным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх.

Для каждого периода развития характерны свои преобладающие источники беспокойства. Так, для двухлетнего ребенка  источником тревоги является разлука  с матерью, у шестилетних детей  – отсутствие адекватных образцов идентификации с родителями. В подростковом возрасте – боязнь быть отвергнутым сверстниками. Тревога толкает ребенка на такое поведение, которое может избавить его от неприятностей и страха.

Что касается педагогического  процесса, то чувство тревоги неизбежно  сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. По закону Йеркса-Додсона оптимальный уровень тревожности повышает продуктивность деятельности. Сама ситуация познания чего-либо нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги.

Полностью снять состояние  тревоги, можно лишь устранив все  трудности познания, что нереально, да и не нужно.

Боязнь одиночества  порождает тревогу, которая просто подхлестывает школьника, заставляя  его напрягать все свои силы, чтобы  оправдать ожидания взрослых и поддержать свой престиж в их глазах. Однако, работа в состоянии значительного перенапряжения душевных сил способна принести лишь кратковременный эффект, который обернется эмоциональным срывом, развитием школьного невроза и другими нежелательными последствиями. На смену эмоциональной неустойчивости в младших классах, в средних 6-8 классах приходят вялость и безразличие. Внимательный педагог легко может понять, насколько конструктивна тревога ребенка, понаблюдав за ним в ситуации, требующей максимальной активности всех его наличных возможностей. Важно, чтобы задача была нестандартная, но, в принципе, допустимой для ребенка. Если он впадает в панику, уныние, начинает отказываться, даже не вникнув в задачу, значит, уровень тревожности высок, тревога деструктивна. Нужно внимательно вникнуть в ситуацию, начинать перебирать возможные варианты решения, в том числе, и неожиданные, увлечь заданием.

Итак, конструктивная тревога  придает оригинальность решению, уникальную замыслу, она способствует мобилизации эмоциональных, волевых и интеллектуальных ресурсов личности.

Деструктивная же тревога  вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в  своих способностях и силах. Но тревога  дезорганизует не только учебную  деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений в поведении. Существуют и другие механизмы отклонения в развитии личности ребенка. Однако, психологи-консультанты утверждают, что, большая часть проблем, по поводу которых родители к ним обращаются, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитанию в своей основе связано с тревожностью ребенка.

Причиной возникновения  тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот; противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.

А.М. Прихожан [8] считает, что противоречивые внутренние состояния души ребенка могут быть вызваны:

  1. Противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то, позволяя, то, грубо запрещая одно и тоже);
  2. Неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям и стремлениям ребенка;
  3. Негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное зависимое положение.

Во всех трех случаях возникают  чувство «потери опоры», утрата прочных  ориентиров в жизни, неуверенность  в окружающем мире.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно  заметить заметную разницу в поведении  на занятиях и вне занятий. Вне  занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряженны. Отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют  склонность к вредным привычкам  невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают  волосы. Манипуляции с собственным  телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте  – неправильное воспитание и неблагоприятные  отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»).

Детская тревожность  может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Еще одна ситуация – это  ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого.

В подобных ситуациях  тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

Можно согласиться с  выводом А.М. Прихожан [7], о том, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Устойчивая тревожность оказывает негативное влияние на деятельность и развитие личности детей. Это происходит даже в тех случаях, когда школьник сознательно использует тревожность в своих целях. Во многом это происходит за счет того, что тревожность придает деятельности выраженный приспособительный характер.

Нередко тревожные дети испытывают потребность в переживании  тревожности, поскольку оно отражает привычное представление о себе, привычную самооценку, привычное  эмоциональное самочувствие. В ситуации неопределенности, неустойчивости малейшая неопределенность может резко усилить эти переживания. У школьников резко ухудшается состояние здоровья, они переходят в более низкие по уровню группы здоровья, возникает вегето - сосудистая дистония. У тревожных учащихся значительно чаще, чем у других школьников, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях (контрольные, экзамены и т.п.). Хорошая или относительно хорошая успеваемость часто достигается нерациональными, не соответствующими возможностям школьников методами за счет неоправданно высоких трудовых, в том числе временных затрат.

Проблемы тревожных  детей разнообразны: с одной стороны, это неуспеваемость или неумение наладить контакты со значимыми людьми, с другой – снижение самооценки, уверенности в себе, чувство вины, острое переживание каждой неудачи, «разрастание» негативного эмоционального опыта, возможность невротических реакций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Методы изучения тревожности у детей

 

В психолого – педагогической литературе приводятся различные методы изучения тревожности у школьников.

Анкета – вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются и преследуют достижение запрограммированной исследователем цели. В отличие от интервью анкетированный опрос чаще всего осуществляется  заочно, вне присутствия анкетера, что требует тщательного отбора формулировок вопросов и вариантов ответов, соблюдения определенного порядка в постановке вопросов и соответствующего графического оформления.

Надежность данных анкетного  опроса проверяется двумя путями: 1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц (устойчивость информации) и 2) контролем этих данных другими методами: опросом третьих лиц, наблюдением, анализом доступных документов и т.д.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования - от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных   методов психологического исследования. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, получаемых в живом двустороннем общении с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе ее хода и результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно наблюдением.

Эксперимент – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство исследователя в ситуацию, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.

Наблюдение – способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в

события, лишь отслеживает  их изменение. Один из основных эмпирических методов  психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом  и целенаправленном восприятии психических  явлений для изучения их специфических  изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторный анализ и т.д.).

Возможно также использование тестов.

Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий