Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45

Работа содержит 1 файл

вкр.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Психологический тест – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида – объекта наблюдения.

Тесты служат в основном для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.

Шкала явной  тревожности для детей предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8 – 12 лет. Шкала была разработана американскими психологами А. Кастанедой, Б. Маккандлес в 1956 году на основе Шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, предназначенной для взрослых. Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке.

Шкала личностной тревожности предназначена для учащихся 10-16 лет. Была разработана А.М. Прихожан [7] в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «Б» - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинаковая.

Методика диагностики  школьной тревожности предназначена для учащихся 6-9 лет. Методика относится к числу методик проективного типа. Была разработана А.М. Прихожан на основе методики Е. Амен в 1980-1982 гг. Экспериментальный материал – 2 набора по 12 рисунков. Набор «А» предназначен для девочек, набор «Б» - для мальчиков. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Выбор диагностических  методик может варьироваться  и дополняться. Но даже с помощью  описанных форм изучения тревожности  можно получить достаточный объем  информации, которая будет необходима для реализации практической работы по коррекции тревожности у учащихся 4 класса.

На основе анализа изученной психолого – педагогической литературы были выделены следующие показатели тревожности:

  • общей;
  • школьной;
  • самооценочной;
  • межличностной;
  • магической.

В соответствии с показателями определены уровни тревожности у младшего школьника:

Высокий уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.

Средний уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.

Низкий уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.

 

 

 

 

1.5. Учет уровня  посредством информационно-коммуникационных  технологи

 

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы  и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Процесс информатизации образования в настоящее время  затронул все аспекты учебно-воспитательного  процесса и деятельности школы как  образовательного учреждения.

В настоящее время, не для кого не секрет, что компьютер является эффективным средством обучения на уроке. Какова же методика его применения? Существует несколько направлений применения компьютера на уроке: применение готовых пакетов программ по конкретным  темам на уроках;  использование компьютерных технологий: текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, баз данных, использование своих собственных программ, использование ресурсов Internet.

Можно использовать компьютер  на различных этапах урока: ознакомления с новым материалом, этапе тренировки, закрепления пройденного материала, для контроля. Тогда учащиеся будут работать с ними какое –то определенное время на уроке. Также возможно продумать весь урок с применением компьютера, и тогда речь будет идти о нетрадиционных типах урока. В методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике три основных:

  • компьютер, как средство контроля заданий;
  • мультимедиа – технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;
  • персональный компьютер, как средство самообразования.

Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения, использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет:

  • представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;
  • автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
  • осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  • существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения;
  • получить доступ и оперировать большим объемом информации;
  • формировать информационную культуру, в том числе обучать детей находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире.

Анализ результатов работ учителей начальной школы позволяет говорить о более высоком уровне освоения навыков при использовании компьютерных программ по сравнению с традиционным обучением, что способствует обеспечению успешности ребенка в когнитивной сфере, его психологического комфорта.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные  результаты, необходима правильная организация  работы учебного процесса:

- компьютерные задания  должны быть составлены в соответствии  с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- учащиеся должны уметь  обращаться с компьютером на  уровне, необходимом для выполнения  компьютерных заданий;

- учащиеся должны заниматься  в специи альном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).

Успешность ребенка - это та почва, которая даст добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков. Таким образом, создаются условия развития личностной сущности школьника. В рамках исследования совместно с психологами проводятся исследования уровня тревожности (бланковая методика О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан) и самооценки (по Р.В. Овчаровой). Данные результатов диагностики свидетельствуют, что во время уроков с применением информационных технологий повышается мотивация учения, ребенок чувствует себя увереннее в своих знаниях, наблюдается уменьшение показателей уровня школьной тревожности.

Кроме того, в ходе наблюдений за школьниками во время проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий выявлены положительный настрой, раскованность, желание трудиться. Формирование благоприятного климата как одного из ведущих условий развития личности заключается именно в таком постоянном воссоздании атмосферы безопасных, помогающих отношений, когда нет страха, а есть интерес и желание учиться.

Педагоги в процессе наблюдений отмечают такие важные показатели обогащения образовательной среды  уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, как повышение интереса к предмету, направленность урока на конкретного ребенка, подчеркнутое оценивание сегодняшних результатов ученика, расширение информационного поля ребенка, эмоционально-образная поддержка обучения. Учащиеся и родители положительно оценивают применение компьютера на уроках, так как дети с удовольствием работают  с учебным материалом.

 

 

Вывод

 

Современное научное  знание демонстрирует всевозрастающий  интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где  данная проблема занимает центральное  положение и анализируется в  психологическом   и   во многих других аспектах.

Надежной основой для  исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой  ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.

В последние годы, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей.

Психологическое   самоощущение    детей,    поступающих    в    школу,

характеризуется  нехваткой  любви,  теплых  надёжных  отношений   в   семье, эмоциональной привязанности. Проявляются  признаки  неблагополучия,  напряженности   в   контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

      В последние  годы по сравнению  с   предшествующим  периодом  количество  детей  с  устойчивой  тревожностью  и  постоянными  интенсивными   страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и  страхов у детей свидетельствуют  специальные  экспериментальные  исследования.

Исследованием проблемы тревожности занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых К. Роджерс, А.М.Прихожан, Р. С. Немов, Л. И. Божович и др.

В психолого-педагогической литературе приводятся различные методы изучения тревожности у школьников: анкета, беседа, эксперимент, наблюдение, психологический тест.

Достаточно глубоко данную проблему в отечественной науке изучала А.М.Прихожан. Данным автором были выделены категории тревожности, формы тревожности.

Причиной тревоги может  быть все, что нарушает у ребенка  чувство уверенности, надежность в  его взаимоотношениях с родителями. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам. Одна из важнейших причин, вызывающих детскую тревожность, - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками.

Так же, в последнее  время, в учебном процессе часто стали применяться информационно-коммуникационные технологии.  Педагоги отмечают, что в процессе таких уроков ученики раскрепощаются, чувствуют себя более комфортно, их интерес к предмету повышается, а результаты в процессе учебы улучшаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня  посредством информационно-коммуникационных технологий

 

2.1 Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса

 

Опытно-исследовательская работа по учету уровня проводилась в период педагогической практики в 4 “Г” классе на базе ЦО 1874 СЗАО г.Москвы.

В классе 30 ученика: 14 девочек и 16 мальчиков (Список класса -приложение 1).

Общая характеристика класса. Средний возраст учащихся в классе 9 лет и 6 месяцев. Класс активный и дружный. Ребята много уделяют внимания и учебной деятельности, и внеклассным и внешкольным мероприятиям. В учебной деятельности сильные ученики всегда готовы оказать помощь тем, кто отстает по каких-либо предметам. Очень часто ученики советуют и рекомендуют друг другу различные книги.

Многие ребята посещают одни и те же кружки (например, Тимофей К. и  Матвей К. занимаются плаванием вместе с Денисом Р. и Никитой Г.; Алена  К., Анна Т., Полина Т. посещают одну и ту же художественную школу; а Тимур А., Вадим Д., Татьяна Ш. занимаются английским языком в одной группе).

Так же ребята очень дружные при  подготовки внеклассных мероприятий. (Девочки сами придумали и организовали поздравления мальчикам на 23 февраля, а мальчики, в свою очередь, придумали поздравление на 8 марта).

На переменах мальчики с удовольствием  обсуждают между собой футбол и автомобили, а девочки обмениваются между собой наклейками.

Исследовательская работа состоит из 3-х этапов.

На первом (констатирующем)  этапе работы интересовало выявление уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 «Г» класса. Для этого использовалась методика проективного типа В. Амена (проведена индивидуально при помощи компьютерного теста) (результаты представлены в приложении 2, таблица 1). Параллельно была проведена бланковая методика О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожаном (проведена коллективно) (результаты представлены в приложении 3, таблица 1; приложение 4, гистограмма 1). Так же проводилась беседа с классным руководителем и выявлен уровень обученности по окружающему миру (результаты представлены в приложении 5, таблица 1; приложение 6, гистограмма 1).

На втором (формирующем) этапе были спроектированы и апробированы уроки по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности с использованием информационно-коммуникационных технологий учащихся  4 «Г» класса (Приложение 7).

На третьем (контрольном) была повторно проведена методика Е. Амена (проводилась индивидуально при помощи компьютерного теста). Были проанализированы уровень тревожности посредством информационно- коммуникационных технологий и уровень обученности.

Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий