Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа
Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.
Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45
Психологический тест – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида – объекта наблюдения.
Тесты служат в основном для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.
Шкала явной тревожности для детей предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8 – 12 лет. Шкала была разработана американскими психологами А. Кастанедой, Б. Маккандлес в 1956 году на основе Шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, предназначенной для взрослых. Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке.
Шкала личностной тревожности предназначена для учащихся 10-16 лет. Была разработана А.М. Прихожан [7] в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «Б» - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинаковая.
Методика диагностики школьной тревожности предназначена для учащихся 6-9 лет. Методика относится к числу методик проективного типа. Была разработана А.М. Прихожан на основе методики Е. Амен в 1980-1982 гг. Экспериментальный материал – 2 набора по 12 рисунков. Набор «А» предназначен для девочек, набор «Б» - для мальчиков. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально.
Выбор диагностических методик может варьироваться и дополняться. Но даже с помощью описанных форм изучения тревожности можно получить достаточный объем информации, которая будет необходима для реализации практической работы по коррекции тревожности у учащихся 4 класса.
На основе анализа изученной психолого – педагогической литературы были выделены следующие показатели тревожности:
В соответствии с показателями определены уровни тревожности у младшего школьника:
Высокий уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.
Средний уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.
Низкий уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.
1.5. Учет уровня
посредством информационно-
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и
Процесс информатизации
образования в настоящее время
затронул все аспекты учебно-
В настоящее время, не для кого не секрет, что компьютер является эффективным средством обучения на уроке. Какова же методика его применения? Существует несколько направлений применения компьютера на уроке: применение готовых пакетов программ по конкретным темам на уроках; использование компьютерных технологий: текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, баз данных, использование своих собственных программ, использование ресурсов Internet.
Можно использовать компьютер на различных этапах урока: ознакомления с новым материалом, этапе тренировки, закрепления пройденного материала, для контроля. Тогда учащиеся будут работать с ними какое –то определенное время на уроке. Также возможно продумать весь урок с применением компьютера, и тогда речь будет идти о нетрадиционных типах урока. В методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике три основных:
Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения, использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет:
Анализ результатов работ учителей начальной школы позволяет говорить о более высоком уровне освоения навыков при использовании компьютерных программ по сравнению с традиционным обучением, что способствует обеспечению успешности ребенка в когнитивной сфере, его психологического комфорта.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания
должны быть составлены в
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в специи альном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).
Успешность ребенка - это та почва, которая даст добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков. Таким образом, создаются условия развития личностной сущности школьника. В рамках исследования совместно с психологами проводятся исследования уровня тревожности (бланковая методика О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан) и самооценки (по Р.В. Овчаровой). Данные результатов диагностики свидетельствуют, что во время уроков с применением информационных технологий повышается мотивация учения, ребенок чувствует себя увереннее в своих знаниях, наблюдается уменьшение показателей уровня школьной тревожности.
Кроме того, в ходе наблюдений за школьниками во время проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий выявлены положительный настрой, раскованность, желание трудиться. Формирование благоприятного климата как одного из ведущих условий развития личности заключается именно в таком постоянном воссоздании атмосферы безопасных, помогающих отношений, когда нет страха, а есть интерес и желание учиться.
Педагоги в процессе наблюдений отмечают такие важные показатели обогащения образовательной среды уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, как повышение интереса к предмету, направленность урока на конкретного ребенка, подчеркнутое оценивание сегодняшних результатов ученика, расширение информационного поля ребенка, эмоционально-образная поддержка обучения. Учащиеся и родители положительно оценивают применение компьютера на уроках, так как дети с удовольствием работают с учебным материалом.
Вывод
Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.
В последние годы, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей.
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу,
характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.
Исследованием проблемы тревожности занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых К. Роджерс, А.М.Прихожан, Р. С. Немов, Л. И. Божович и др.
В психолого-педагогической литературе приводятся различные методы изучения тревожности у школьников: анкета, беседа, эксперимент, наблюдение, психологический тест.
Достаточно глубоко данную проблему в отечественной науке изучала А.М.Прихожан. Данным автором были выделены категории тревожности, формы тревожности.
Причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка чувство уверенности, надежность в его взаимоотношениях с родителями. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам. Одна из важнейших причин, вызывающих детскую тревожность, - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками.
Так же, в последнее время, в учебном процессе часто стали применяться информационно-коммуникационные технологии. Педагоги отмечают, что в процессе таких уроков ученики раскрепощаются, чувствуют себя более комфортно, их интерес к предмету повышается, а результаты в процессе учебы улучшаются.
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1 Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса
Опытно-исследовательская работа по учету уровня проводилась в период педагогической практики в 4 “Г” классе на базе ЦО 1874 СЗАО г.Москвы.
В классе 30 ученика: 14 девочек и 16 мальчиков (Список класса -приложение 1).
Общая характеристика класса. Средний возраст учащихся в классе 9 лет и 6 месяцев. Класс активный и дружный. Ребята много уделяют внимания и учебной деятельности, и внеклассным и внешкольным мероприятиям. В учебной деятельности сильные ученики всегда готовы оказать помощь тем, кто отстает по каких-либо предметам. Очень часто ученики советуют и рекомендуют друг другу различные книги.
Многие ребята посещают одни и те же кружки (например, Тимофей К. и Матвей К. занимаются плаванием вместе с Денисом Р. и Никитой Г.; Алена К., Анна Т., Полина Т. посещают одну и ту же художественную школу; а Тимур А., Вадим Д., Татьяна Ш. занимаются английским языком в одной группе).
Так же ребята очень дружные при подготовки внеклассных мероприятий. (Девочки сами придумали и организовали поздравления мальчикам на 23 февраля, а мальчики, в свою очередь, придумали поздравление на 8 марта).
На переменах мальчики с удовольствием обсуждают между собой футбол и автомобили, а девочки обмениваются между собой наклейками.
Исследовательская работа состоит из 3-х этапов.
На первом (констатирующем) этапе работы интересовало выявление уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 «Г» класса. Для этого использовалась методика проективного типа В. Амена (проведена индивидуально при помощи компьютерного теста) (результаты представлены в приложении 2, таблица 1). Параллельно была проведена бланковая методика О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожаном (проведена коллективно) (результаты представлены в приложении 3, таблица 1; приложение 4, гистограмма 1). Так же проводилась беседа с классным руководителем и выявлен уровень обученности по окружающему миру (результаты представлены в приложении 5, таблица 1; приложение 6, гистограмма 1).
На втором (формирующем) этапе были спроектированы и апробированы уроки по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности с использованием информационно-коммуникационных технологий учащихся 4 «Г» класса (Приложение 7).
На третьем (контрольном) была повторно проведена методика Е. Амена (проводилась индивидуально при помощи компьютерного теста). Были проанализированы уровень тревожности посредством информационно- коммуникационных технологий и уровень обученности.
Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий