Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:04, дипломная работа
Была определена цель исследования: спроектировать и апробировать уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учитывать разные уровни тревожности младших школьников
Постановка цели исследования определила ряд задач: проанализировать сущность понятий «тревожность»;
выявить специфику формирования тревожности у младших школьников; установить наиболее действенные приемы изучения тревожности у младших школьников; спроектировать и апробировать серию уроков по предмету «Окружающий мир» с учетом уровня тревожности младших школьников определить эффективность работы по учету уровня тревожности на уроках по предмету «Окружающий мир» посредством информационно-коммуникационных технологий.
Введение……………………………………………………..……………….….. 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности у детей.
1.1. Тревожность как философская, психолого – педагогическая категория.7
1.2. Виды и формы тревожности………………………………….……............13
1.3. Причины тревожности, ее влияние на развитие личности и деятельности детей…………………………………..…………………………….…..…….......17
1.4. Методы изучения тревожности у детей…………………….………..........23
1.5. Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологи.........................................................................26
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий
2.1. Изучение уровня тревожности и уровня обученности по предмету «Окружающий мир» у учащихся 4 класса.…………………………….31
2.2. Содержание работы по учету уровня тревожности школьников 4 класса посредством информационно–коммуникационных технологий ………........34
2.3. Анализ результатов работы. Выводы…..…………………………….......41
Заключение…………………………………………………………..…………...43
Список литературы……………………………………………….……………...45
На основе анализа педагогической литературы были выделены уровни тревожности:
Высокий уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.
Средний уровень общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.
Низкий уровень: общей, школьной, самооценочной, межличностной, магической тревожности.
При беседе с классным руководителем были отмечены учащиеся, которые при испытывают стеснение при ответах перед классом, при общении с одноклассниками ведут себя скромно и много не говорят. Такие ученики: у доски Мария К., Анастасия М. и Амалия К., иногда боятся отвечать и испытывают дискомфорт (забывают и путают слова, боятся отвечать перед всем классом).
Учатся на «хорошо» такие ученики, как Тимур А., Алексей В., Кирилл В., Полина Л., Мария П., Денис Р., Анна Т. и Алексей Я. Особенно свои успехи ребята проявляют когда работают самостоятельно. При работе у доски ребята редко испытывают стеснения при ответах перед одноклассниками. При работе с места ребята проявляют активность и показывают свои знания не только по программе, но и сверхпрограммы.
Среди успешных детей, классный руководитель отметил Матвея К., Тимофея К. и Алену К. У этих учеников всегда готово домашнее задание, они любят отвечать у доски- ребята всегда готовы «спасти» урок.
Результаты проведенного исследования (методика проективного типа В. Амена (результаты представлены в приложении 2, таблица 1), бланковая методика О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожаном (результаты представлены в приложении 3, таблица 1) подтвердили слова классного руководителя. Те ученики, которые вызывали тревогу у учителя были с высоким и среднем уровнем тревожности. Те же ребята, которые были отмечены, как успешные оказались с низким уровнем тревожности.
Полученные данные позволили спланировать дальнейшую работу.
При проведении тестирования по методике В. Амена ученикам необходимо было работать самостоятельно на компьютерах. При наблюдении за работой было отмечено, что Анастасия М., Мария К., Полина Т. и Полина Л. больше отмечают в тесте грустные лица детей, нежели радостные.
Результаты исследования на констатирующем этапе показывают:
Высокий уровень тревожности - 4 человека (Амалия К., Мария К. Анастасия М., Василиса С.).
Амалия К. и Анастасия М. неуверенны в своих ответах, зачастую делают неверные выводы из уроков. Мария К. и Василиса С. стесняются отвечать у доски перед всем классом (хотя обе девочки занимаются в школьном ансамбле «Соловушка»).
Средний уровень тревожности - 18 человек (Вадим Д., Тимур А., Никита Г., Полина Л., Полина Т., Владимир М., Антон П., Максим С., Алексей Н., Денис Р., , Дмитрий С., Артем С., Михаил С., Анна Т., Татьяна Ш., Евгений Ф., Дария Э. Екатерина Т.).
Антон П., Дмитрий С., Михаил С., Полина Л., Анна Т., Максим С, Владимир М. испытывают затруднения в учебе (не всегда могут освоить материал без повторного объяснения; при ответе у доски или с места зачастую ошибаются и могут делать неверные выводы, но эти ребята очень стараются не отставать от хороших учеников).
Полина Т., Вадим Д., Алексей Н., Денис Р., Екатерина Т., Дария Э., Татьяна Ш. – всегда готовы к урокам, много отвечают у доски и с места, но иногда (по причине плохого самочувствия) ребята не работают на уроках.
Евгений Ф., Тимур А., Никита Г. – подвижные и шумные ученики. Они готовы к урокам, но их подвижность на переменах зачастую мешает хорошо работать на уроках.
Низкий уровень тревожности - 8 человек (Алексей В., Анна П., Кирилл В., Матвей К., Тимофей К., Алена К., Мария П., Алексей Я.)
Эти ученики всегда готовы к урокам, всегда отвечают. Они являются «спасателями» класса, когда очень сложные вопросы или задания.
Результаты проведенного исследования представлены в приложении 2, таблица 1.
Для выявления уровня обученности была использована методика Шиловой Т. А. Изучение уровня обученности проводилось по 4 пунктам: запас знаний, близкий к школьной программе; владение терминами и теорией; умение переформулировать полученные знания; переносить полученные знания в новые условия.
Данные были получены из беседы с классным руководителем.
При проверки уровня обученности по предмету «Окружающий мир» было установлено, что большинство учащихся владеют терминами и понятиями по предмету, легко применяют полученные знания в жизни, могут переформулировать знания (результаты представлены в приложении 5, таблица 1; приложение 6 гистограмма 1).
Таким образом, на констатирующем этапе видно, что работу по учету уровня тревожности посредством информационно – коммуникативных технологий можно вести в процессе учебных занятий.
2.2 Содержание работы по учету уровня тревожности младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Работа проводилась в рамках учебных занятий по предмету «Окружающий мир» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В рамках уроков работа была направлена на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно -смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Опыт учителей начальных классов показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.
Из этого следует, что для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология.
Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
На уроках окружающего мира учащиеся, в большинстве уроков, ведут себя активно: предмет вызывает интерес и развивает учащихся во всех сферах.
Положительные стороны
работы с информационно-
Занятия проводились в рамках интегрированных уроков окружающего мира/ИКТ и составили 12 занятия (Приложение 7). На уроках решались психологические трудности учащихся, связанные с учебой и посещением школы, с общением с одноклассниками. Для этого использовались конспекты уроков, с прописанными в них методами работы с учащимися. В подготовке конспектов делался акцент на подходы к обучению учащихся с разными уровнями тревожности: личностно-ориентированный, дифференцированный и деятельностный подходы.
На первом интегрированном уроке окружающего мира/ ИКТ (тема: «У Черного моря») учащиеся проявляли интерес и были достаточно активны.
В начале урока, чтобы настроить учащихся на урок, был использован прием мнимое недоверия (т.к. урок «Окружающего мира» идет после урока физ.культуры, ученики долго не могут сосредоточится на работе ). Ученикам высказывается недоверие в том, что они не могут активно работать на уроке после физ.культуры.
Для создания рабочей
атмосферы был использован
Объяснение нового материала заключалось в том, чтобы познакомить учащихся с субтропической зоной. Учащиеся выделяли особенности субтропиков от других природных зон. Так же учащиеся познакомились с растительным и животным миром Черного моря. На уроке, для наглядности, были использованы гербарий, карта природных зон России и презентация «У Черного моря». Презентация содержала в себе слайды, которые показывали растительный и животный мир Черноморского побережья. (Приложение 6)
Наиболее активное участие проявляли Кирилл В., Алена К. и Матвей К. Ребята старались отвечать на задаваемые вопросы, читали материал из учебника вслух. Для активизации работы всего класса использовался педагогический прием - поощрение. Одобрение и похвала использовались при работе с учебником.
Мария К., Настя М., Амалия К. и Антон П. сидели весь урок тихо. Если ребятам задавали вопросы, то они долго их обдумывали и, либо отвечали, либо говорили, что не знают правильного ответа. При работе с ними использовался такой педагогический прием - одобрение.
Вадим Д., Алексей Н., Евгений Ф. отвечали на поставленные вопросы, но только когда их спрашивали. Если задавался вопрос всему классу, то мальчики предпочитал не отвечать, а слушать ответы товарищей.
На этом же уроке учащиеся работали на компьютерах по индивидуальным заданиям, которые должны были выявить знания по предыдущей теме урока (тема: «Полупустыни и пустыни России»).
В данном виде работы принимали участие Никита Г., Дмитрий С., Антон П., Полина Л., Михаил С. и Мария К. Никита Г., Полина Л. и Мария К. не допустили ни одной ошибки. При этом, ребята быстро справились с предложенным заданием. А Дмитрий С., Михаил С. и Антон П. допустили по одной ошибке. При проведении тестирования было замечено, что девочки легко справились с заданием. Компьютер не вызвал никаких отрицательных эмоций. Мальчики же наоборот, чувствовали себя неуверенно: они постоянно спрашивали какую кнопку нужно нажимать при ответе, как отменить действие.
На этапе закрепления
материала ученики проявляли
свою активность, отвечая на вопросы
и рассказывая о природе
На втором уроке (тема: «Экологическое равновесие») ученики больше рассуждали и делали выводы на основе тех знаний, которые уже есть у них. В начале урока перед учениками была поставлена проблема: «Нужно ли экологическое равновесие?». Проблемный вопрос вызвал интерес у учащихся. Проблемный вопрос сопровождался показом слайдов с экологическими катастрофами, которые происходят в природе по вине человека (метод примера). При показе слайдов ребята проявляли свои чувства в фразах: «Кошмар», «А разве так бывает?».
Для создания рабочей атмосферы использовался прием дискуссии. Ученики обсуждали такие вопросы, как вырубка деревьев, осушение и загрязнение водоемов, истребление животных.
Активно свои позиции по проблеме отстаивали Вадим Д., Алена К., Алексей В., Татьяна Ш., Екатерина Т., Матвей К. и Тимофей К. Ребята приводи примеры из научно-популярных фильмов BBC.
Мария К., Полина Л., Анастасия М., Дария Э. не отвечали на вопросы учителя, но старались принимать активное участие в чтении текста из учебника.
На этом же уроке проводился компьютерный опрос учащихся, который показал знания Артема С., Анны Т., Владимира М., Алены К., Вадима Д., Михаила С. и Дениса Р.
Задача, которая стояла
перед учащимися заключалось
в том, чтобы правильно расположить
названия животных и растений в соответствии с изображениями. Алена
К., Денис Р., Анна Т. и Артем С. справились
с заданием быстро и без ошибок. Вадим
Д., Михаил С. и Владимир М. допустили две
ошибки. Владимир М. был вполне доволен
своим результатом. Михаил С. никак не
проявил своих чувств при получении отметки.
Мальчик всего лишь сказал: «Главное не
двойка». А вот Вадим Д. очень расстроился.
После урока Вадим подошел и попросил
сделать задание еще раз. Ему была предоставлена
такая возможность. Мальчик не допустил
ни одной ошибки. При работе с информационно-
Владимир М., Артем С., Михаил С. чувствовали не очень хорошо, работая за компьютером. Мальчики искали поддержки в глазах учителя, старались общаться между собой для большей уверенности в своих силах. К тому же Артем С. высказал, что ему мешает шум обсуждения в классе проблемы урока. Это сбивает его с мысли и он не может сосредоточится на работе.
В завершении урока, за активную работу ребятам было предложено творческое задание (метод поощрения) написать письмо природе, которая страдает от человека (метод эмоционального воздействия и поощрения).
Творческая работа на уроках окружающего мира вызывает интерес у неактивных учащихся. На этом этапе учащиеся проявляют свои чувства, раскрывают свои способности. В такие моменты можно заметить, что учащиеся, которые чувствуют застенчивость и неуверенность в своих силах при ответе перед классом, раскрываются. Ребята поглощены работой, они могут помогать окружающим их одноклассникам, обращаться к ним за помощью (это было замечено при использовании метода наблюдения).
Эта деятельность вызвала интерес у Амалии К., Анастасии М., Максима С., Артема С., Владимира М.
В конце урока учащиеся с радостью сдавали свои письма учителю.
Информация о работе Учет уровня тревожности посредством информационно-коммуникационных технологий