Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике
Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.
•
В субтесте «Лабиринты» следует
различать три возможных типа
нарушений: слабость координации и
самоконтроля (испытуемый быстро действует,
допуская большое количество ошибок);
двигательная заторможенность (медлительность
при безошибочности действий); слабая
планируемость действий (испытуемый перебирает
варианты действий в случайном порядке).
3.
Участие в проведении
мероприятий психологической
службы
- Принимала участие в тестировании по Векслеру (субтест ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ и субтест ПОНЯТЛИВОСТЬ) двух учеников:
Микеев Саша – 4 класс
Мухин Руслан –
1 класс
В
ходе проведения тестирования:
Оба мальчика проявляли интерес, старались понравиться.
Экспансивная окраска и тон речи воспитанников интерната связаны с поведенческими факторами, комформностью, желанием понравиться, привлечь к себе внимание, социальной желательностью: быть осторожным, вежливым, послушным, активным т.е. на лицо социальная желательность, конформность.
Сфера интеллекта невербальная преобладает над вербальной.
Низкое речевое развитие.
Низкая социальная компетентность.
Шкальные оценки
ниже оценок нормально развитых в
интеллектуальном плане школьников
и соответствуют оценкам детей – с
лёгкой умственной отсталостью.
- Принимала участие
в просмотре и обсуждении рисуночных тестов
воспитанников школы-интерната.
Результаты рисуночных
тестов разнообразны. Многие рисунки не
соответствуют возрасту (выявляется психологическая
незрелость личности), выявляется наличие
многих проблем (противоречивость и неадекватность).
4.
Заключение
В настоящее время наблюдается рост рождаемости детей с отклонениями в психическом развитии, поэтому проблема психологической коррекции и формирования внимания учащихся является актуальной и значимой. Проблема эта тем более актуальна, что большему числу детей уже на первом году жизни ставиться диагноз «умственная отсталость».
Если раньше умственно отсталый ребёнок мог вызывать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке.
Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий ХХ в. В США, Западной Европе и их началом в 1996-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду.
Это общечеловеческая проблема любой страны. К сожалению, такие дети будут рождаться и в будущем. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, численность детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1% (при некотором преобладании лиц мужского пола).
Однако это
усреднённые количественные показатели,
которые не отражают истинного числа
таких детей и молодых людей
в любой стране.
Воспитание, обучение
и психологическая коррекция умственно
отсталых детей во вспомогательных школах
- гуманное, благородное дело. Без специального
воспитания и обучения эти дети могли
бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами,
а иногда и нравственными уродами. Школа
дает детям необходимые знания и умения,
способствует преодолению либо компенсации
нарушенных психических функций, стимулирует
дальнейшее психическое развитие, помогает
стать полноценными членами семьи и общества.
Чтобы справиться с такими трудными задачами,
учитель вспомогательной школы должен
уметь понять внутренний мир ребенка,
его стремления и реальные возможности.
В этом ему может помочь знание психологии
умственно отсталого ребенка.
Воспитание и
обучение детей, психическое развитие
которых затруднено из-за поражения головного
мозга, требует особенно большого педагогического
мастерства, особых, искусных методов.
Поэтому изучение способов воспитания
и коррекции недостатков этих детей оказывается
иногда полезным для теоретического и
методического углубления общей педагогики
и психологии.
Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного мозга. К таким поражениям относятся воспалительные заболевания (энцефалиты и мепингоэнце-фалиты), интоксикации (эндокринные, обменные и др.), ушибы головного мозга (природовые и бытовые травмы), а также мно-гие другие заболевания, источники которых еще не вполне изучены.
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных
недостатков познавательных
процессов возникает
закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков.
Взгляды на сущность
умственной отсталости имеет важное значение,
помогает избегать ошибок прошлого.
Психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью
необходима.
Таким образом,
предлагаемый подход позволяет решить
многие сложные проблемы дифференциально-
С моей точки
зрения психологическая служба в таком
учреждении особенно необходима.
Введение
Вопросы, связанные
с изучением умственной отсталости,
относятся к числу наиболее важных
в дефектологии. Занимаются ими не
только олигофренопедагоги, но и специалисты
смежных наук: психологи, невропатологи,
психиатры, эмбриологи, генетики и др.
Внимание к
проблемам умственной отсталости вызвано
тем, что количество людей с этим
видом аномалий не уменьшается. Об этом
свидетельствуют статистические данные
по всем странам мира. Это обстоятельство
делает первостепенным вопрос о создании
условий для максимальной коррекции нарушений
развития детей.
В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.
Какова бы ни
была причина умственной отсталости
ребенка, как бы тяжела ни была болезнь
его нервной системы (даже если болезнь
прогрессирует), наряду с распадом происходит
и развитие. При разных поражениях нервной
системы развитие происходит по-разному.
Именно своеобразие психического развития
умственно отсталых детей, а также особенности
развития разных групп этих детей являются
предметом психологии умственно отсталого
ребенка.
Учащиеся вспомогательных школ вовсе не представляют собой
однородной массы
обучаемых олигофренов. Современная
психиат-рия различает множество разных
форм олигофрении. Кроме того, во вспомогательных
школах обучаются (и должны обучаться)
многие дети не олигофрены, т. е. такие,
у которых умственная отсталость возникла
в результате различных видов заболеваний
головного мозга, перенесенных в дошкольном
возрасте. Глубокое знание этих различных
групп умственно отсталых детей помогает
найти дифференцированные пути коррекции
и компенсации патологии их психического
развития. Индивидуальный подход при обучении
и воспитании психически неполноценных
детей, понимание их особенностей и поиски
соответствующих методов воспитания и
обучения просто немыслимы без знания
психиатрии детского возраста. В последние
два-три десятилетия содружество детской
психиатрии и дефектологии по ряду причин
несколько ослабело. Оно должно быть восстановлено
молодыми кадрами.
Одной из важнейших задач воспитания является формирование у детей навыков, необходимых, им для обретения трудовой независимости. Это задача является общий в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно ограниченных детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии, и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения другим видам деятельности.
Поэтому формирование у умственно ограниченных детей базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях так и в семье.
Чтобы определить
задачи и содержание конкретного
этапа формирования трудовых навыков,
необходимо знать реальный уровень их
развития и потенциальные возможности
ребенка в овладении ими. Это в свою очередь
требует, проведения определенной диагностической
работы.
Одной из основных задач вспомогательной школы является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности общения и умения налаживать отношения с окружающими.
Исходя из положения
Л.С.Выготского о наличии общих
закономерностей нормального и
аномального развития, считаем, что
формирование общения с окружающими
людьми у умственно отсталых школьников
протекает по тем же законам, которые
определяют развитие нормально развивающегося
ребенка. Между тем, наличие интеллектуального
дефекта и некоторые особенности в поведении
и развитии умственно отсталого ребенка
определяют качественное своеобразие
протекания этого процесса и необходимость
в его специальной организации.
Современный этап
развития теории и практики психологии,
нейропсихологии, коррекционной педагогики
и специальной психологии характеризуется
усилением внимания к углубленному
изучению различных особенностей психического
развития детей, что имеет важное научно-практическое
значение.
Общие цели и
задачи для обучения и воспитания
всех детей – содействие развитию
и выявлению положительных
5.
ЛИТЕРАТУРА
1. Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г. М.
Дульневэ, А. Р. Лурия. М., 1973.
2. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и
психологии. М., 1963.
3.Автор: К. С. Лебединская (Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина - М.: Просвещение, 1983. С.18-22).
Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате