Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике

Описание работы

Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.

Работа содержит 1 файл

Копия Отчёт по проктике № 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
fy">•   В субтесте «Последовательные картинки» целесообразно попросить испытуемого объяснить смысл составленной им последовательности. Тем самым обнаруживаются логичность и обоснованность умозаключений испытуемого, а также способность улавливать юмористические аспекты ситуации (например, в серии «Пикник»), которая сама по себе дифференцирует здоровье от умственной отсталости.

•   В субтесте «Лабиринты» следует  различать три возможных типа нарушений: слабость координации и  самоконтроля (испытуемый быстро действует, допуская большое количество ошибок); двигательная заторможенность (медлительность при безошибочности действий); слабая планируемость действий (испытуемый перебирает варианты действий в случайном порядке). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Участие в проведении  мероприятий психологической службы 

- Принимала участие в тестировании  по Векслеру  (субтест ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ и субтест ПОНЯТЛИВОСТЬ)      двух учеников:

Микеев Саша – 4 класс

Мухин Руслан – 1 класс 

В ходе проведения тестирования: 

Оба мальчика проявляли  интерес, старались понравиться.

Экспансивная  окраска и тон речи воспитанников интерната связаны с поведенческими факторами, комформностью, желанием понравиться, привлечь к себе внимание, социальной желательностью: быть осторожным, вежливым, послушным, активным т.е. на лицо  социальная желательность, конформность.

Сфера интеллекта невербальная преобладает над вербальной.

Низкое речевое  развитие.

Низкая социальная компетентность.

Шкальные оценки ниже оценок нормально развитых в  интеллектуальном плане школьников и соответствуют оценкам детей – с лёгкой умственной отсталостью. 
 
 

- Принимала участие в просмотре и обсуждении рисуночных тестов воспитанников школы-интерната. 

Результаты рисуночных тестов разнообразны. Многие рисунки не соответствуют возрасту (выявляется психологическая незрелость личности), выявляется наличие многих проблем (противоречивость и неадекватность). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Заключение 

В настоящее  время наблюдается рост рождаемости  детей с отклонениями в психическом  развитии, поэтому проблема психологической коррекции и формирования внимания учащихся является актуальной и значимой. Проблема эта тем более актуальна, что большему числу детей уже на первом году жизни ставиться диагноз «умственная отсталость».

Если раньше умственно отсталый ребёнок мог  вызывать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке.

Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий ХХ в. В США, Западной Европе и их началом в 1996-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду.

Это общечеловеческая проблема любой страны. К сожалению, такие дети будут рождаться и  в будущем. По данным Всемирной Организации  Здравоохранения, численность детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1% (при некотором преобладании лиц мужского пола).

Однако это  усреднённые количественные показатели, которые не отражают истинного числа  таких детей и молодых людей  в любой стране. 

Воспитание, обучение и психологическая коррекция умственно отсталых детей во вспомогательных школах - гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка. 

Воспитание и  обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается иногда полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии. 
 

Причинами умственной отсталости детей являются различные  поражения их головного мозга. К  таким поражениям относятся воспалительные заболевания (энцефалиты и мепингоэнце-фалиты), интоксикации (эндокринные, обменные и др.), ушибы головного мозга (природовые и бытовые травмы), а также мно-гие другие заболевания, источники которых еще не вполне изучены.

В настоящее  время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных

недостатков познавательных процессов возникает возможность  установления

закономерностей развития психики и путей компенсации  недостатков.

Взгляды на сущность умственной отсталости имеет важное значение, помогает избегать ошибок прошлого. 

Психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью

необходима.

Таким образом, предлагаемый подход позволяет решить многие сложные проблемы дифференциально-психологической  диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью. 

С моей точки  зрения психологическая служба в таком учреждении особенно необходима. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Вопросы, связанные  с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.  

Внимание к  проблемам умственной отсталости вызвано  тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. 

В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно  отсталыми детьми осуществляется в  специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному. Именно своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно отсталого ребенка. 

Учащиеся вспомогательных  школ вовсе не представляют собой

однородной массы  обучаемых олигофренов. Современная психиат-рия различает множество разных форм олигофрении. Кроме того, во вспомогательных школах обучаются (и должны обучаться) многие дети не олигофрены, т. е. такие, у которых умственная отсталость возникла в результате различных видов заболеваний головного мозга, перенесенных в дошкольном возрасте. Глубокое знание этих различных групп умственно отсталых детей помогает найти дифференцированные пути коррекции и компенсации патологии их психического развития. Индивидуальный подход при обучении и воспитании психически неполноценных детей, понимание их особенностей и поиски соответствующих методов воспитания и обучения просто немыслимы без знания психиатрии детского возраста. В последние два-три десятилетия содружество детской психиатрии и дефектологии по ряду причин несколько ослабело. Оно должно быть восстановлено молодыми кадрами. 

     Одной из важнейших задач воспитания является формирование у детей навыков, необходимых, им для обретения трудовой независимости. Это задача является общий в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно ограниченных детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии, и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения другим видам деятельности.

Поэтому формирование у умственно ограниченных детей базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях так и в семье.

Чтобы определить задачи и содержание конкретного  этапа формирования трудовых навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это в свою очередь требует, проведения определенной диагностической работы.   

Одной из основных задач вспомогательной школы  является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности общения и умения налаживать отношения с окружающими.

Исходя из положения  Л.С.Выготского о наличии общих  закономерностей нормального и  аномального развития, считаем, что  формирование общения с окружающими  людьми у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые  определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Между тем, наличие интеллектуального дефекта и некоторые особенности в поведении и развитии умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания этого процесса и необходимость в его специальной организации.  

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется  усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. 

Общие цели и  задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными  и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. 
 
 
 

5. ЛИТЕРАТУРА 

1.  Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г. М.

Дульневэ, А. Р. Лурия. М., 1973.

2.  Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и

психологии. М., 1963.

3.Автор: К. С. Лебединская (Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина - М.: Просвещение, 1983. С.18-22).

Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате