Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике

Описание работы

Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.

Работа содержит 1 файл

Копия Отчёт по проктике № 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Эти люди часто  выглядят не совсем обычным образом. В их воспитании основной акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и других практических навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом, есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут распознавать значение некоторых написанных слов или даже читать некоторые простые предложения, в целом они функционально неграмотны. 

•  Тяжелая умственная отсталость. (IQ в пределах 20—34)

Дети  с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, они неспособны к обучению и воспитанию в до-школьном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки. Во взрослом возрасте они способны выполнять некоторые элементы самообслуживания при контроле со стороны.

 Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Основной акцент в работе с ними ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени, независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с которыми вступают в контакт. 

•   Глубокая умственная отсталость. (IQ ниже 20).  

При этой степени  умственной отсталости возможно минимальное  развитие сенсорных и двигательных функций. Больные с этим уровнем  умственной отсталости нуждаются в постоянном постороннем уходе в течение всей жизни. Они необучаемы, у них отсутствует речь и узнавание объектов (например, родителей или ухаживающих лиц). 

 Вероятность  сопутствующей неврологической  патологии высока и многие  содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается множественная инвалидность, но некоторые могут научиться ходить и произносить несколько слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения. 

У детей с  умственной отсталостью чаще, чем  у здоровых, встречаются разнообразные 

поведенческие нарушения. Вероятность их раз-вития тем больше, чем глубже степень

отсталости.  
 

2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. 

Выбор методов обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога.  Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик нужно выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а так же целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя минимум диагностических средств в работе. 
 

ТЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ. 

- должны быть  однозначно сформулированы цели, предмет и область применения  методики;

- должна быть  чётко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);

- содержание  методики должно включать в  себя чёткое изложение процедуры  обработки. Статистические обоснованные методы подсчёта и стандартизации тестовых баллов;

- методики должны  быть проверены на репрезентативность, валидность и надёжность в  заданной области применения; 

- бланковые методики  должны быть представлены на  отдельных листах, тщательно выверены орфографически и  грамматически;

- методики, содержащие  рисунки и текстовой материал, должны отличаться чёткой типографической  печатью. 

Методики, не удовлетворяющие  перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психологическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики. 

Не менее важное значение имеет подбор психологических  средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный  раздаточный материал. 

Психолог несёт  полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность  рекомендаций и конечный результат. 
 
 
 
 
 
 

Вот некоторые  из методик проводимые в школе-интернате  № 2: 

Цветовой  тест Люшера 

Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. 

Макс Люшер  выяснил, что восприятие цвета объективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветов субъективны. Это отличие позволяет измерять субъективные состояния при помощи тестовых цветов.

Воздействие цвета  может вызывать у человека как  физиологический, так и психологический  эффект. Поскольку эмоциональное  отношение к цвету может характеризоваться  или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой). То оно учитывается  и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко  направленность испытуемого на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Характеристика  цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. 

Процедура проведения теста 

В настоящее  время существует два варианта теста  Люшера: краткий и полный. При  применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Полный вариант  цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из семи цветовых таблиц:

«серого цвета»

«8-ми цветов»

«4-х основных цветов»

«синего цвета»

«зеленого цвета»

«красного цвета»

«желтого цвета» 

ИНСТРУКЦИЯ 

Перемешайте цветные  карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из 8 цветов тот, который ему больше всех нравиться. Выбранную карточку нужно отложить. Из оставшихся 7 цветов нужно выбрать наиболее приятный и т.д. Перепишите номера по порядку.

Интерпретация. 
 

Сама процедура  тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. 

Поскольку выбор  цвета основан на бессознательных  процессах, он указывает на то, каков  человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов. 

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической терапии. 
 

MMPI 

MMPI, Миннесотский  многофазный личностный опросник - стандартизированный психологический тест, разработанный Старком Хэтеуэем вместе с Чарльзом Маккинли. Широко применяется в первую очередь в клинической практике. MMPI является зарегистрированной торговой маркой Университета Миннесоты. Адаптация ММРI была проведена в нашей стране в 1960-х годах в Институте им. В.Н.Бехтерева Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым. Опросник состоит из 566 вопросов. Обработка ручная или компьютерная.   
 
 

ТЕСТ  КЭТТЕЛА. 

Многофакторный  опросник личности опубликован Р.Б.Кэттелом в 1949г. И с тех пор широко применяется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, даёт многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

В настоящее  время различные формы 16PF- опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. 
 
 
 
 

Опросник депрессии Бека

 

Опросник депрессии  Бека (BDI)разработан в качестве стандартизованной меры глубины депрессии. Его пункты основаны на наблюдениях аттитюдов и симптомов, характеризующих депрессивных пациентов. Поскольку было обнаружено, что количество сообщаемых симптомов напрямую связано с глубиной депрессивного состояния, в опросник вошли все значимые симптомы и аттитюды, ассоциирующиеся с депрессией. В опроснике они представлены 21 категорией симптомов и аттитюдов: грусть, пессимизм, чувство провала , неудовлетворенность, вина, чувство кары, неприязнь к себе, самообвинения, суицидальные мысли, периоды плача, раздражительность, уход от контактов с другими, нерешительность, искаженный образ тела, застой в работе, нарушение сна, быстрая утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, озабоченность соматическими симптомами и утрата либидо. Проводиться для педагогов. 

Примеры психодиагностических тестов

Комплексная оценка личностных черт:

Опросник CPI.

Оценка личностных черт и психических состояний:

Методика диагностики  направленности личности Б. Басса;

Методика диагностики  самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);

Методика диагностики  самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) EPQ;

Методика диагностики  уровня субъективного контроля Дж. Роттера;

Опросник Спилбергера  по оценке личностной тревожности;

Опросник Спилбергера  по оценке ситуационой тревожности;

Шкала депрессии  Бека.

Диагностика суицидального поведения подростков.

Оценка мотивации:

Женская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;

Мужская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;

Методика трудовой мотивации И. Кокуриной.

Профориентация  и профконсультация:

Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова.

Социально-психологическая  оценка личности в коллективе:

Методика диагностики  межличностных отношений Т.Лири;

Методика диагностики  межличностных отношений Т.Лири (идеальное Я);

Методика изучения социально-психологического климата трудового коллектива Михалюка О. С./Шалыто А. Ю.;

Методика определения  стиля руководства Журавлев-Рубахин;

Роли в команде. Вопросник Белбина. 
 
 

Проективные методики  

Отличительные особенности :

.

- основаны на предъявлении испытуемому стимульного материала сравнительно неопределенного содержания.

- это методики «свободного ответа» в том смысле, что в них нет правильных или неправильных ответов, и испытуемый волен выбирать любые ответы, кажущиеся ему подходящими.

-  ответы интерпретируются как отражение основных направленностей и аффективных состояний личности.

-  полученные  результаты в той или иной степени рассматриваются так же как отражения когнитивных процессов и личностного стиля субъекта. 

Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате