Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике

Описание работы

Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.

Работа содержит 1 файл

Копия Отчёт по проктике № 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

 Восприятием  умственно отсталого ребенка  необходимо руководить. Этим детям  требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это  приводит к тому, что дети без  стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. 

Характерно так  же нарушение константности восприятия (узнавание предмета в разных плоскостях) из-за недостаточности аналитико-синтетической  деятельности и отсутствия активности. Так, например, учащиеся младших классов не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки. Для таких детей характерны трудности восприятия пространства и времени. Часто в девятилетнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п. 

Существенным  препятствием в познании явлений  и изменений в природе учащимися  вспомогательной школы является характерное для многих из них

(особенно в  младших классах) отставание в  физическом развитии

(патологическая  замедленность, нарушение зрительно-двигательной  координации, расстройства мышечного  тонуса, нарушение общей и мелкой  моторики). Эти недостатки отрицательно  влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков. 

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны  учебного материала и не уловил главное, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

 Мышление  является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.  

В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.  

Ярко проявляются  специфика операций сравнения, в  ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез – а они нарушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным признакам и часто – по несоотносимым.

Затрудняются  устанавливать различия в сходных  предметах и общее в отличающихся.  

Мыслительные  операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления умственно отсталого ребенка характерна конкретность (ребенок во власти единичных образов), ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность (дети не могут самостоятельно оценить свою работу).

 Они часто  не замечают своих ошибок; как  правило, не понимают своих  неудач и довольны собой, своей  работой.  

Для всех умственно  отсталых детей характерны сниженная  активность мыслительных процессов  и слабая регулирующая роль мышления.

Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана  действия.  

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала  неразрывно связаны с особенностями  их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки.  

Труднее ими  осознаются и запоминаются внутренние логические связи; у них позже, чем  у нормальных сверстников, формируется  произвольное запоминание. Запоминание  умственно отсталого ребенка  замедленно, требуется много повторений. В процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы.  

Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется  в трудностях не столько получения  и сохранения информации, сколько  ее воспроизведения.

 Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности.  

Из-за непонимания  логики событий воспроизведение  умственно отсталых носит бессистемный характер. Характерна незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. 

 Наибольшие  трудности вызывает воспроизведение  словесного материала (слабо развита  опосредствованная смысловая память). У умственно отсталых чаще, чем  у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.  

С возрастом, под  влиянием обучения и воспитания, объем  внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но никогда не достигают нормы. Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

 

У умственно  отсталых также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой  является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.

 

Отмечаются трудности  звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении.  

Также умственная отсталость проявляется и в нарушении  эмоционально-волевой сферы, которая  имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п.

У некоторых  умственно отсталых эмоциональные  реакции не адекватны источнику (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные сложившейся ситуации.  

Необходимо учитывать  и состояние волевой сферы умственно отсталых – характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Это отличительные качества умственно отсталых детей.  

Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности  психических процессов умственно  отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М. Дульневым, Б. И. Пинским и др.  

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует  прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а  также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.  

Умственно отсталые приступают к работе без необходимой  предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они  часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. 

Этот уход от поставленной цели наблюдается при  возникновении трудностей, а также  в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности. 

Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей. Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых детей.  
 

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых учащихся.

Психологи указывают, что, в отличие от сверстников  с нормальным интеллектом, умственно  отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. 

Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений  со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (пренатальный, натальный, постнатальный). 

Умственная отсталость рассматривается как явление  необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей. Но все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы. 

Умственно отсталый ребенок может развиваться и  обучаться, но только в пределах своих  биологических возможностей.  

Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить  стимулирующую терапию, если нет  каких-либо противопоказаний, но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большой степени зависит от системы воспитания и обучения. 
 

СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

Различают несколько степеней умственной отсталости:

•   Легкая умственная отсталость. (IQ в пределах 50—69)

Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течении дошкольного периода  у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени.

Именно поэтому они не слишком отличаются от детей с нормальным интеллектом до наступления более поздних возрастных периодов. В течении школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу

5-ого класса  включительно.

Становясь взрослыми, они могут освоить социальные и профессионально-технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях. 

Огромной проблемой  является адекватное воспитание детей  с легкой степенью умственной отсталости, которое определяет будущую социальную и трудовую адаптацию. Дело в том, что при хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают (как правило, на простой работе), заводят семью, детей, являются полноправными членами общества.  

 У таких  людей обычная внешность и  нормальное поведение; нет заметных признаков задержки психич. развитияОни, как правило, способны позаботиться о себе сами и с легкостью ориентируются в знакомой местности Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой степенью умственной отсталости — это их неспособность организовать свой досуг. 

•   Умеренная умственная отсталость (IQ в пределах 35—49) 

   При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим, а также из-за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низкоквалифицированным видам труда, причем работать они мо-гут только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве. 

Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате