Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике

Описание работы

Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.

Работа содержит 1 файл

Копия Отчёт по проктике № 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Методические  материалы:

В кабинете находится литература по направлениям:

- Общая  психология

- Психологические  процессы

- Методология

- Диагностика

- Коррекция

- Педагогическая  психология

- Основы  медицинской психологии

- Основы  конфликтологии

- Возрастная  психология

- Методическое  обеспечение (учебники). 

Литература

«Умственная отсталость у детей и подростков»  Д.Н. Исаев 

«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»         И.И. Мамайчук

 «Психологическая  оценка интеллекта у детей» М.Н. Ильина

«Курс выживания для школьного психолога» М.М.Кравцова и О.В.Шевниана

«Методические рекомендации к пособию, практический материал для проведения психолого-педагогических обследований детей»  С.Д.Забрамная  и О.В.Боровик.

«Диагностика  здоровья» Г.С.Никифорова

«Организация  и содержание деятельности психолога специального образования» М.М.Семаго и Н.Я.Семаго     и т.д. 

Документация: 

*Папка педагога-психолога содержит:

-Ф.И.О – педагога-психолога

- циклограмма

- копия паспорта

- аттестат

- график работы  педагога-психолога (36часов, из них 18ч. с детьми)

- разрешение администрации

- Законы об  образовании

- декларация о защите прав ребёнка

- приказ Министерства образования Российской Федерации

- копии методик

- Письмо Министерства  Образования Российской Федерации. 

*Аналитический отчёт сделан по каждому классу. Содержит результаты, интерпретацию и график результатов диагностики каждого класса.

*График работы 

*Журнал учёта проведённой работы

2.3 Умственная отсталость.

 

    Умственная  отсталость  — состояние,  обусловленное   врожденным   или

раноприобретенным  недоразвитием  психики  с   выраженной   недостаточностью

интеллекта,  затрудняющее  или  делающее  полностью  невозможным  адекватное

социальное функционирование индивидуума.

 

  Другое определение, используемое в основном в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: 

1) уровень  интеллекта ниже 70;

2) наличие  существенных нарушений в двух  и более сферах социальной  адаптации;

3) указанное  состояние наблюдается с детского  возраста.

Термин "умственная отсталость", или "олигофрения" (дословный перевод - "малоумие"), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения - это нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), связанное с органическим поражением нервной системы.

 Термин «умственная  отсталость» стал общепринятым  в мировой психиатрии в

течение последних  двух  десятилетий,  вошел  в  международные  классификации

психических болезней и  национальные  классификации  многих  стран,  заменив

термин «олигофрения», который длительное время  был  распространен  в  нашей

стране и некоторых  других странах мира. 
 

Симптомы умственной отсталости

Недостаточность интеллектуальной деятельности при  умственной отсталости в той или

иной  степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотивов, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для детей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков. 
 
 

Причины умственной отсталости.

Умственная  отсталость может быть вызвана любым  фактором, который оказывает повреждающее воздействие на развитие мозга в  течение внутриутробного периода, во время родов или в первые годы жизни. К настоящему времени обнаружено уже более сотни вероятных причин умственной отсталости, но несмотря на это у трети людей с этим состоянием его причина остается неясной. Большинство случаев умственной отсталости бывает вызвано тремя основными причинами, а именно: синдром Дауна, эмбриональный алкогольный синдром и хромосомная патология в виде так называемой «хрупкой икс-хромосомы». Все причины умственной отсталости можно разделить на два вида: генетическую и хромосомную патологию.

Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного

мозга. К таким  поражениям относятся воспалительные заболевания (энцефалиты и 

мепингоэнце-фалиты), интоксикации (эндокринные, обменные и др.), ушибы головного

мозга (природовые и бытовые травмы), а также мно-гие другие заболевания, источники

которых еще  не вполне изучены. 

Генетическая и хромосомная патология

• Патология  беременности, например вследствие приема алкоголя или наркотиков беременной матерью, ее недоедания, инфицирования краснухой, ВИЧ-инфекцией, некоторыми вирусными инфекциями.

•   Патологические роды, приведшие к  повреждению головного мозга  младенца.

•   Тяжелые заболевания центральной  нервной системы в течение  нервных трех лет жизни ребенка, например мозговые инфекции — менингит и энцефалит, интоксикации нейротропными ядами, такими как ртуть, а также тяжелые травмы мозга.

•   Социально-педагогическая запущенность, которая хотя и не служит непосредственной причиной умственной отсталости, тем  не менее резко усиливает влияние  всех вышеописанных факторов.

По мнению психиатров и психологов, умственная отсталость по своей сути является скорее не болезнью, а патологическим состоянием, которое клинически проявляется  гораздо позже момента воздействия  повреждающего фактора, поэтому  основные усилия должны быть профилактическими, то есть быть направленными на борьбу с причинами раннего повреждения мозга. Другими словами, легче и целесообразнее предотвратить умственную отсталость, чем впоследствии пытаться воздействовать на уже неполноценный мозг. Тем не менее ребенку с умственной отсталостью можно помочь. Современные методы реабилитации сводятся преимущественно к обучению и воспитанию, то есть выработке, исходя из возможностей ребенка, не-обходимых для жизнедеятельности навыков. Лечение психофармакологическими  средствами  может применяться как дополнительный метод, особенно при наличии осложнений, например поведенческих расстройств. Итак, умственная отсталым можно признать только того ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. 
 

Характеристика  нарушений при  умственной отсталости.

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного  мозга наблюдается нарушение  нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно  отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности 

У многих умственно  отсталых детей наблюдаются нарушения  в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной  моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».

Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) —  особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. 

При олигофрении  органическая недостаточность мозга  носит непрогрессирующий характер. Действия вредоносного фактора в  большой мере уже остановилось, и  ребенок способен к развитию, которое  подчинено общим закономерностям  формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином). 

По современной  международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:

легкую (IQ в пределах 50—69),

умеренную (IQ в  пределах 35—49),

тяжелую (IQ в  пределах 20— 34),

глубокую (IQ ниже 20). 

Исследования  ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С.

Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к  умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное  органическим повреждением коры головного мозга.  

Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся  результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной  системы.  

Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.  

Исследования  выше указанных ученых показали, что  у умственно отсталых имеются  грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов  возбуждения и торможения, а также  нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.  

Для умственно  отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в  том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.  

Умственно отсталые дети приходят в школу, не имея усвоенных  сенсорных эталонов. Значительно  позже своих сверстников с  нормальным интеллектом умственно  отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для  них различение оттенков цвета. У учащихся общеобразовательной школы этого не наблюдается. 

Восприятие умственно  отсталых школьников характеризуется: замедленным темпом (картинки хорошо известных предметов учащиеся узнают не сразу), сниженной подвижностью нервных  процессов, сужением объема воспринимаемого материала (на одном и том же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, то есть участок окружающего пространства воспринимается как сравнительно «пустой»). Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными. 

Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые школьники не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными. 

Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате