Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике
Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.
Методические материалы:
В кабинете находится литература по направлениям:
- Общая психология
- Психологические процессы
- Методология
- Диагностика
- Коррекция
- Педагогическая психология
- Основы медицинской психологии
- Основы конфликтологии
- Возрастная психология
- Методическое
обеспечение (учебники).
Литература
«Умственная отсталость у детей и подростков» Д.Н. Исаев
«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» И.И. Мамайчук
«Психологическая оценка интеллекта у детей» М.Н. Ильина
«Курс
выживания для школьного
«Методические рекомендации к пособию, практический материал для проведения психолого-педагогических обследований детей» С.Д.Забрамная и О.В.Боровик.
«Диагностика здоровья» Г.С.Никифорова
«Организация
и содержание деятельности психолога
специального образования» М.М.Семаго
и Н.Я.Семаго и т.д.
Документация:
*Папка педагога-психолога содержит:
-Ф.И.О – педагога-психолога
- циклограмма
- копия паспорта
- аттестат
- график работы педагога-психолога (36часов, из них 18ч. с детьми)
- разрешение администрации
- Законы об образовании
- декларация о защите прав ребёнка
- приказ Министерства образования Российской Федерации
- копии методик
- Письмо Министерства
Образования Российской
*Аналитический отчёт сделан по каждому классу. Содержит результаты, интерпретацию и график результатов диагностики каждого класса.
*График работы
*Журнал учёта проведённой работы
2.3 Умственная отсталость.
Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или
раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью
интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное
социальное функционирование индивидуума.
Другое
определение, используемое в основном
в зарубежной психиатрии, выделяет три
основных критерия умственной отсталости:
1) уровень интеллекта ниже 70;
2) наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации;
3) указанное
состояние наблюдается с
Термин "умственная отсталость", или "олигофрения" (дословный перевод - "малоумие"), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения - это нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), связанное с органическим поражением нервной системы.
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в
течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации
психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив
термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей
стране и некоторых
других странах мира.
Симптомы умственной отсталости
Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или
иной
степени сказывается на всех психических
процессах, прежде всего познавательных.
Замедлено и сужено восприятие, нарушено
активное внимание. Запоминание обычно
бывает замедленным и непрочным. Словарный
запас у детей с умственной отсталостью
беден, речь — с неточным использованием
слов, неразвернутыми фразами, обилием
штампов, аграмматизмами и дефектами произношения.
В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие
высших эмоций (эстетические, нравственные
эмоции и интересы). Поведение таких детей
характеризуется отсутствием устойчивых
мотивов, зависимостью от внешней обстановки,
случайных воздействий среды, недостаточно
подавляемых элементарных инстинктивных
потребностей и влечений. Для детей с умственной
отсталостью также весьма характерна
сниженная способность прогнозировать
последствия своих поступков.
Причины умственной отсталости.
Умственная
отсталость может быть вызвана любым
фактором, который оказывает повреждающее
воздействие на развитие мозга в
течение внутриутробного
Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного
мозга. К таким поражениям относятся воспалительные заболевания (энцефалиты и
мепингоэнце-фалиты), интоксикации (эндокринные, обменные и др.), ушибы головного
мозга (природовые и бытовые травмы), а также мно-гие другие заболевания, источники
которых еще
не вполне изучены.
Генетическая и хромосомная патология
• Патология беременности, например вследствие приема алкоголя или наркотиков беременной матерью, ее недоедания, инфицирования краснухой, ВИЧ-инфекцией, некоторыми вирусными инфекциями.
• Патологические роды, приведшие к повреждению головного мозга младенца.
•
Тяжелые заболевания
• Социально-педагогическая запущенность, которая хотя и не служит непосредственной причиной умственной отсталости, тем не менее резко усиливает влияние всех вышеописанных факторов.
По мнению
психиатров и психологов, умственная
отсталость по своей сути является
скорее не болезнью, а патологическим
состоянием, которое клинически проявляется
гораздо позже момента
Характеристика нарушений при умственной отсталости.
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Для умственно
отсталых характерно наличие патологических
черт в эмоциональной сфере: повышенной
возбудимости или, наоборот, инертности;
трудностей формирования интересов и
социальной мотивации деятельности
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».
Олигофрения (от
греч. olygos — малый, phren — ум) —
особая форма психического недоразвития,
возникающая вследствие различных причин:
патологической наследственности, хромосомных
аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка),
природовой патологии, органического
поражения центральной нервной системы
во внутриутробном периоде или на самых
ранних этапах постнатального развития.
При олигофрении
органическая недостаточность мозга
носит непрогрессирующий
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:
легкую (IQ в пределах 50—69),
умеренную (IQ в пределах 35—49),
тяжелую (IQ в пределах 20— 34),
глубокую (IQ ниже
20).
Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С.
Певзнер, Г. Е. Сухарева
и др.) дают основания относить к
умственной отсталости только те состояния,
при которых отмечается стойкое,
необратимое нарушение
Умственная отсталость
- это качественные изменения всей
психики, всей личности в целом, явившиеся
результатом перенесенных органических
повреждений центральной
Это такая аномалия
развития, при которой страдают не
только интеллект, но и эмоции, воля, поведение,
физическое развитие и другие ВПФ. Такой
диффузный характер патологического развития
умственно отсталых детей вытекает из
особенностей их высшей нервной деятельности.
Исследования
выше указанных ученых показали, что
у умственно отсталых имеются
грубые изменения в условно-
Для умственно
отсталых характерно недоразвитие познавательных
интересов, которое выражается в
том, что они меньше, чем их нормальные
сверстники, испытывают потребность в
познании, или не испытывают вообще, так
как в период младшего школьного возраста
у таких детей преобладает игровая деятельность.
В результате эти дети получают неполные
и, возможно, искаженные представления
об окружающем.
Умственно отсталые
дети приходят в школу, не имея усвоенных
сенсорных эталонов. Значительно
позже своих сверстников с
нормальным интеллектом умственно
отсталые начинают различать цвета.
Особую трудность представляет для
них различение оттенков цвета. У учащихся
общеобразовательной школы этого не наблюдается.
Восприятие умственно
отсталых школьников характеризуется:
замедленным темпом (картинки хорошо
известных предметов учащиеся узнают
не сразу), сниженной подвижностью нервных
процессов, сужением объема воспринимаемого
материала (на одном и том же обозреваемом
участке они обнаруживают гораздо меньше
предметов, чем нормальные дети, то есть
участок окружающего пространства воспринимается
как сравнительно «пустой»). Узость, ограниченность
восприятия мешают учащимся ориентироваться
в той или иной ситуации, особенно в незнакомой,
непривычной обстановке, долго не могут
уловить смысл происходящего и зачастую
оказываются дезориентированными.
Глядя на какой-либо
объект, умственно отсталые школьники
не стремятся основательно разобраться
в его свойствах и особенностях; у них
нет потребности всматриваться, анализировать
и сопоставлять его с другими объектами;
они плохо устанавливают связи и отношения
между предметами или их частями. В результате
восприятие и понимание окружающего оказываются
упрощенными и искаженными.
Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате