Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике
Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.
Проективные методы
или проективные тесты, требуют предъявления
испытуемым стандартного набора стимулов
в точно определенных условиях, чтобы
полученные ответы могли приписываться
преимущественно личностным различиям.
Проекцию личных потребностей и стилей
можно наблюдать в поведении человека
и интерпретировать соответствующим образом,
но лишь ограниченное количество методов
или ситуаций квалифицируется для обозначения
их как собственно проективных тестов
или методик.
Некоторые из ныне
существующих проективных методик
относятся к эпохе, когда этот
термин был еще неизвестен. Например, метод
словесных ассоциаций, впервые разработан
в лаборатории Вундта и впоследствии использовавшийся
в клинических условиях Юнгом, является
исторически «первой проективной методикой.».
Самая известная
проективная методика — тест Роршаха.
Задача испытуемого — интерпретировать
предъявляемые ему неструктурированные
визуальные стимулы.
Тест тематической
апперцепции (ТАТ)— это тест на составление
историй по картинкам, он состоит
из 20 рисунков, часть которых предусматривает
альтернативные варианты для женщин и
мужчин, девочек и мальчиков.
Еще одной иллюстрация
проективного метода является методика
завершения предложений. Это сравнительно
структурированный вербальный метод,
при котором испытуемому
Напротив, в методике
Роршаха или даже в ТАТ респонденты
не осознают, в какой степени их
«внутренняя жизнь» проецируется в
продуктах их деятельности. В этом
смысле методика завершения предложений
сближается с условиями опросника или
структурированного интервью.
В дальнейшем развитие
области проективных методик
привело к созданию разнообразных
их вариантов, наиболее известными из
которых являются проективные рисунки,
игры с куклами и завершение историй,
а так же адаптации методики Роршаха (напр.,
метод чернильных пятен Хольтцмана) и
CAT (Детский апперцептивный тест). Кроме
того, опубликовано множество других адаптированных
и модифицированных известных проективных
методик.
Тест
«дом-дерево-человек»
Тест «дом-дерево-человек» - являетсяся популярным проективным тестом, в котором тестируемого просят нарисовать три отдельных объекта: дом, дерево и человек. После этого тестируемому задают около 20 уточняющих вопросов по каждому рисунку, включительно описания, интерпретации и ассоциации.
Т. д-д-ч. предназначен
для оценки личности и может служить
мерой взрослого интеллекта. Интерпретация
основана на двух допущениях. Во-первых,
эти рисунки рассматриваются
в качестве перцепций самого себя
и собственного окружения: человек является
символическим отображением самого тестируемого,
дом — символическим отображением его
«дома» (семьи), а дерево — символическим
отображением более широкого окружения.
Во-вторых, в рисунках и вербальной продукции
тестируемый дает косвенные подсказки
в отношении деталей, имеющих для него
особое значение.
Тест «Несуществующее животное»
Тест «Автопортрет»
Тест «Свободный рисунок»
Тест
« Образ мира»
и другие.
Педагог-психолог
проводит занятия как релаксация,
тренинги для педагогов.
Ознакомление
с тестом Векслера.
Из интеллектуальных
тестов , большое распространение получил
детский тест Д. Векслера, имеющий ряд
преимуществ - большее разнообразие заданий
и более удобный способ обработки результатов.
Характеристика теста Векслера (WISC).
Факт появления теста WISC представляется научным парадоксом. До работ Д. Векслера существовала практика, при которой интеллектуальные тесты для взрослых создавались путем некоторого усложнения заданий в существовавших детских тестах. Д. Векслер признал эту практику неоправданной, в результате чего им была создана новая методика исследования интеллекта для взрослых ( WAIS ). Парадоксальным здесь является то, что тест WISC является не чем иным, как упрощенной копией WAIS.
Тест WISС состоит из 12 субтестов, 11 из которых идентичны тесту WAIS. В настоящем руководстве названия субтестов для простоты работы психодиагноста даны такими же, как и в тесте для взрослых, а их нумерация оставлена оригинальной. Субтесты образуют вербальную и невербальную подгруппы. Испытуемому сначала предлагаются для решения все вербальные, а затем — все невербальные субтесты в порядке их номеров, обозначенных в регистрационном листе.
Ответы испытуемого на задания субтестов WISС численно оцениваются в соответствии с содержательными критериями для вербальных субтестов; с содержательными и скоростными критериями — для невербальных. Для удобства работы экспериментатора правильные ответы и скоростные лимиты ответов на невербальные задания указаны непосредственно в регистрационном листе к тесту.
Итоговые
интеллектуальные показатели по испытуемому
вычисляются с помощью
Тест WISС предназначен для оценки интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до фактически 16 лет. Однако есть указание на то, что действительно информативными и надежными результаты тестирования становятся начиная с 7-8 лет.
Факторный анализ данных WISС, как правило, обнаруживает ту же факторную структуру интеллекта, что и у взрослых. Она слагается из таких обобщенных интеллектуальных функций, как вербальное понимание, восприятие пространства (перцептивная организация), память, иногда — умение сосредоточиваться.
В WISС вербальные и невербальные субтесты предъявляются в следующем перемежающемся порядке:
1. Осведомленность.
2. Недостающие детали.
3. Сходство.
4. Последовательные картинки.
5. Арифметический.
6. Кубики Косса.
7. Словарный.
8. Складывание фигур.
9. Понятливость.
10. Шифровка.
11. Повторение цифр.
12. Лабиринты.
Данное изменение способствует большему динамизму тестовой процедуры для испытуемого, делает ее менее монотонной, что особенно важно для детей младших возрастов. В отечественной литературе подчеркивается, что при использовании WISС в отношении дошкольников следует тщательно контролировать их эмоциональные реакции на тестирование. В большинстве таких случаев бывает целесообразным найти разумный компромисс между требованием единства внешних условий и процедуры тестирования и требованием приспособления к индивидуальным особенностям и эмоциональным состояниям испытуемого. У этой категории испытуемых более важно, чтобы были сохранены одинаковые внутренне, субъективные условия, чем одинаковые внешние, объективные условия. Влияние вне-интеллектуальных факторов на результаты тестирования продемонстрировано экспериментально и на испытуемых более старшего возраста. В целом результаты более успешны, если:
• установить доверительные, неотчужденные отношения между испытуемым и экспериментатором;
• испытуемый находится не в стрессовом состоянии. Хотя здесь не-обходимо одно уточнение: максимальную успешность демонстрируют те, кто испытывают умеренной силы тревогу;
• перед тестированием испытуемый не был втянут в неприятные события;
•
экспериментатор регулярно
В усовершенствованной версии отчетливо разграничены так называемые основные и дополнительные субтесты. К последним относится вербальный «Запоминание цифр» и невербальный «Лабиринты». Дополнительные субтесты используются в двух случаях:
1) в
качестве дополнения к
2) для
замены любого одного из
чета итоговых показателей берется сумма баллов по четырем основным и одному дополнительному субтестам.
Основные
изменения проведены в
Для проверки надежности адаптированного теста А. Ю. Панасюк сопоставил результаты тестирования группы здоровых детей (75 человек) в возрасте 6-13 лет и группы умственно отсталых в стадии дебильности (67 человек) того же возраста. При таком сопоставлении обнаружились следующие два факта:
1) оценки
здоровых детей полностью
2) данные
здоровых и умственно отсталых
детей статистически
Таким образом, идентичность оригинального и адаптированного вариантов WISС в первом приближении можно считать установленной, а использование нормативных таблиц Д. Векслера — оправданным.
По мере распространения адаптированной WISС в практике психодиагностики в публикациях стали появляться указания на некоторые недостатки адаптации. Однако они носят весьма неконкретный характер либо таковы по смыслу, что могут быть отнесены к любому, в том числе и неинтеллектуальному тесту.
В практической работе с тестом WISС сложился ряд рекомендаций, повышающих надежность и информативность обследования.
• По истечении лимита времени не прерывать испытуемого, если он заинтересованно продолжает искать решение задачи.
• При повышенной утомляемости (истощаемости) испытуемого провести обследование в ходе нескольких встреч с ним.
• В субтесте «Арифметический», если у испытуемого возникли трудности, можно попросить его вслух проговорить ход решения. При этом легче обнаружить психологическую причину его неуспеха.
Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате