Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:51, отчет по практике

Описание работы

Программа практики:
- знакомство с организацией психологической службы в учреждении
- составление индивидуального плана работы в соответствии с программой практики ( совместно с руководителем)
- выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом
- составление отчёта по практике.

Работа содержит 1 файл

Копия Отчёт по проктике № 1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Проективные методы или проективные тесты, требуют предъявления испытуемым стандартного набора стимулов в точно определенных условиях, чтобы полученные ответы могли приписываться преимущественно личностным различиям. Проекцию личных потребностей и стилей можно наблюдать в поведении человека и интерпретировать соответствующим образом, но лишь ограниченное количество методов или ситуаций квалифицируется для обозначения их как собственно проективных тестов или методик. 

Некоторые из ныне существующих проективных методик  относятся к эпохе, когда этот термин был еще неизвестен. Например, метод словесных ассоциаций, впервые разработан в лаборатории Вундта и впоследствии использовавшийся в клинических условиях Юнгом, является исторически «первой проективной методикой.». 

Самая известная  проективная методика — тест Роршаха. Задача испытуемого — интерпретировать предъявляемые ему неструктурированные визуальные стимулы. 

Тест тематической апперцепции (ТАТ)— это тест на составление  историй по картинкам, он состоит  из 20 рисунков, часть которых предусматривает  альтернативные варианты для женщин и мужчин, девочек и мальчиков. 

Еще одной иллюстрация  проективного метода является методика завершения предложений. Это сравнительно структурированный вербальный метод, при котором испытуемому предъявляются  основы предложений или незаконченные предложения и предлагается как можно быстрее их закончить. По сравнению с другими проективными методиками, условие частичной сформулированности предложения накладывает гораздо больше ограничений на степени свободы респондента. Кроме того, респондент в значительно большей степени осознает значения своих ответов.  
 

Напротив, в методике Роршаха или даже в ТАТ респонденты  не осознают, в какой степени их «внутренняя жизнь» проецируется в  продуктах их деятельности. В этом смысле методика завершения предложений сближается с условиями опросника или структурированного интервью. 

В дальнейшем развитие области проективных методик  привело к созданию разнообразных  их вариантов, наиболее известными из которых являются проективные рисунки, игры с куклами и завершение историй, а так же адаптации методики Роршаха (напр., метод чернильных пятен Хольтцмана) и CAT (Детский апперцептивный тест). Кроме того, опубликовано множество других адаптированных и модифицированных известных проективных методик. 

Тест  «дом-дерево-человек»  

Тест «дом-дерево-человек»  - являетсяся популярным проективным  тестом, в котором тестируемого просят нарисовать три отдельных объекта: дом, дерево и человек.  После этого  тестируемому задают около 20 уточняющих вопросов по каждому рисунку, включительно описания, интерпретации и ассоциации.

Т. д-д-ч. предназначен для оценки личности и может служить  мерой взрослого интеллекта. Интерпретация  основана на двух допущениях. Во-первых, эти рисунки рассматриваются  в качестве перцепций самого себя и собственного окружения: человек является символическим отображением самого тестируемого, дом — символическим отображением его «дома» (семьи), а дерево — символическим отображением более широкого окружения. Во-вторых, в рисунках и вербальной продукции тестируемый дает косвенные подсказки в отношении деталей, имеющих для него особое значение. 

Тест  «Несуществующее животное»

Тест  «Автопортрет»

Тест  «Свободный рисунок»

Тест  « Образ мира»   и другие. 
 

Педагог-психолог проводит занятия как релаксация, тренинги для педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ознакомление  с тестом Векслера. 

Из интеллектуальных тестов , большое распространение получил детский тест Д. Векслера, имеющий ряд преимуществ - большее разнообразие заданий и более удобный способ обработки результатов. 

Характеристика теста  Векслера (WISC).

Факт  появления теста WISC представляется научным парадоксом. До работ Д. Векслера существовала практика, при которой интеллектуальные тесты для взрослых создавались путем некоторого усложнения заданий в существовавших детских тестах. Д. Векслер признал эту практику неоправданной, в результате чего им была создана новая методика исследования интеллекта для взрослых ( WAIS ). Парадоксальным здесь является то, что тест WISC является не чем иным, как упрощенной копией  WAIS.

Тест  WISС состоит из 12 субтестов, 11 из которых идентичны тесту WAIS. В настоящем руководстве названия субтестов для простоты работы психодиагноста даны такими же, как и в тесте для взрослых, а их нумерация оставлена оригинальной. Субтесты образуют вербальную и невербальную подгруппы. Испытуемому сначала предлагаются для решения все вербальные, а затем — все невербальные субтесты в порядке их номеров, обозначенных в регистрационном листе.

Ответы  испытуемого на задания субтестов  WISС численно оцениваются в соответствии с содержательными критериями для вербальных субтестов; с содержательными и скоростными критериями — для невербальных. Для удобства работы экспериментатора правильные ответы и скоростные лимиты ответов на невербальные задания указаны непосредственно в регистрационном листе к тесту.

Итоговые  интеллектуальные показатели по испытуемому  вычисляются с помощью нормативных  таблиц (приложения 1-3), составленных по результатам тестирования 2200 детей  с равной представленностью мальчиков  и девочек. В оригинальном издании WISС даны таблицы к 33 возрастным группам. В отличие от теста для взрослых в WISС в возрастную группу входят испытуемые, возраст которых различается не более чем на 4 месяца. Принадлежность к той или иной возрастной группе определяется числом полных лет и полных месяцев, исполнившихся испытуемому на момент обследования. Обоснованность выделения групп испытуемых исходя из их паспортного возраста в отечественной литературе признается не всеми учеными. Так, сравнение интеллектуального развития одногодок, посещающих разные группы детского сада, и детей разного возраста, посещающих одну и ту же группу, показало, что более правильно было бы при построении нормативных таблиц исходить не из возраста ребёнка, а из группы детского сада. Нельзя, однако, не признать, что при таком подходе возникает проблема отнесения к какой-либо нормативной группе «домашних» детей, не посещающих детского сада.

Тест  WISС предназначен для оценки интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до фактически 16 лет. Однако есть указание на то, что действительно информативными и надежными результаты тестирования становятся начиная с 7-8 лет.

Факторный анализ данных WISС, как правило, обнаруживает ту же факторную структуру интеллекта, что и у взрослых. Она слагается из таких обобщенных интеллектуальных функций, как вербальное понимание, восприятие пространства (перцептивная организация), память, иногда — умение сосредоточиваться.

В WISС вербальные и невербальные субтесты предъявляются в следующем перемежающемся порядке:

1.  Осведомленность.

2.  Недостающие  детали.

3.  Сходство.

4.  Последовательные  картинки.

5. Арифметический.

6.  Кубики  Косса.

7.  Словарный.

8.  Складывание  фигур.

9.  Понятливость.

10.  Шифровка.

11.  Повторение  цифр.

12. Лабиринты.

Данное  изменение способствует большему динамизму тестовой процедуры для испытуемого, делает ее менее монотонной, что особенно важно для детей младших возрастов. В отечественной литературе подчеркивается, что при использовании WISС в отношении дошкольников следует тщательно контролировать их эмоциональные реакции на тестирование. В большинстве таких случаев бывает целесообразным найти разумный компромисс между требованием единства внешних условий и процедуры тестирования и требованием приспособления к индивидуальным особенностям и эмоциональным состояниям испытуемого. У этой категории испытуемых более важно, чтобы были сохранены одинаковые внутренне, субъективные условия, чем одинаковые внешние, объективные условия. Влияние вне-интеллектуальных факторов на результаты тестирования продемонстрировано экспериментально и на испытуемых более старшего возраста. В целом результаты более успешны, если:

•   установить доверительные, неотчужденные  отношения между испытуемым и  экспериментатором;

•   испытуемый находится не в стрессовом состоянии. Хотя здесь не-обходимо одно уточнение: максимальную успешность демонстрируют те, кто испытывают умеренной силы тревогу;

•   перед тестированием испытуемый не был втянут в неприятные события;

•   экспериментатор регулярно сообщает испытуемому об успехе в решении субтестовых задач. 

В усовершенствованной  версии отчетливо разграничены так  называемые основные и дополнительные субтесты. К последним относится  вербальный «Запоминание цифр» и  невербальный «Лабиринты». Дополнительные субтесты используются в двух случаях:

1) в  качестве дополнения к основным  субтестам при наличии свободного  времени, при хорошем самочувствии  и достаточной мотивированности  испытуемого к продолжению тестирования. Оценки по дополнительным субтестам  повышают надежность получаемых  результатов, но в вычислении итоговых показателей участвуют опосредованно: в расчетах используется сумма баллов по всем шести субтестам (вербальным или невербальным), умноженная на дробь 5/6;

2) для  замены любого одного из основных  субтестов, если тестирование  по нему благодаря стечению каких-то обстоятельств оказалось невозможным или нецелесообразным. В этом случае для рас-

чета  итоговых показателей берется сумма  баллов по четырем основным и одному дополнительному субтестам.

Основные  изменения проведены в вербальных субтестах: «Понятливость», «Осведомленность», «Словарный», несколько меньше — в «Сходство». Контрольные ответы к субтестам 1, 2, 4 и 5 в большинстве случаев созданы заново преимущественно на основании обобщения ответов испытуемых.

Для проверки надежности адаптированного теста А. Ю. Панасюк сопоставил результаты тестирования группы здоровых детей (75 человек) в возрасте 6-13 лет и группы умственно отсталых в стадии дебильности (67 человек) того же возраста. При таком сопоставлении обнаружились следующие два факта:

1) оценки  здоровых детей полностью укладываются  в нормативы, предложенные Д.  Векслером;

2) данные  здоровых и умственно отсталых  детей статистически высокозначимо  (р < 0,001) различаются как по  субтестовым, так и по итоговым  оценкам (см. приложение 5).

Таким образом, идентичность оригинального и адаптированного вариантов WISС в первом приближении можно считать установленной, а использование нормативных таблиц Д. Векслера — оправданным.

По мере распространения адаптированной WISС в практике психодиагностики в публикациях стали появляться указания на некоторые недостатки адаптации. Однако они носят весьма неконкретный характер либо таковы по смыслу, что могут быть отнесены к любому, в том числе и неинтеллектуальному тесту.

В практической работе с тестом WISС сложился ряд рекомендаций, повышающих надежность и информативность обследования.

•   По истечении лимита времени не прерывать  испытуемого, если он заинтересованно  продолжает искать решение задачи.

•   При повышенной утомляемости (истощаемости) испытуемого провести обследование в ходе нескольких встреч с ним.

•   В субтесте «Арифметический», если у испытуемого возникли трудности, можно попросить его вслух  проговорить ход решения. При  этом легче обнаружить психологическую  причину его неуспеха.

Информация о работе Учебно-ознакомительная практика в школе-интернате