Тренинг разрешения конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

В данной работе представлена тренинговая програма, направленная на обучение сотрудников организации конструктивному разрешению конфликтов.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов
6
1.1 История развития тренингов
6
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях
7
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
9
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение
11
Вывод:
15
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях
16
2.1 Пояснительная записка
16
2.2 Программа тренинга конструктивного разрешения конфликтов в организации
17
Выводы по главе
39
Заключение
40
Список использованных источников
42

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 (2).doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения  дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов.

Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем.

Председатель профкома отстаивает права работников предприятия  и предлагает свои варианты решения проблемы.

Представители всех категорий  работников стремятся защитить своих  коллег и высказывают свою точку  зрения по поводу реконструкции предприятия.

Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии.

Обсуждение игры: Высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей  дискуссии. Общее обсуждение прошедшей игры.

Упражнение 5: Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Необходимое время: 40 минут

Процедура проведения:

Участники разбиваются  на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий  выносит следующие вопросы:

- Понравилось ли упражнение, какие эмоции вызвало?

- Какие методы сглаживания  конфликтов были продемонстрированы?

- Хорошо ли вы чувствовали себя в своей роли?

- Как стоило повести  себя тем участникам, кому не  удалось сгладить конфликт?

Упражнение 7: Ролевая игра

Цель упражнения: Закрепление полученного на тренинге опыта.

Необходимое время - 40 минут

Процедура проведения:

Каждый участник по очереди  рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д.

Участникам преставляется  максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.

Упражнение 8 «Последняя встреча»

Цель упражнения: Совершенствование коммуникативной культуры

Необходимое время 30 минут

Процедура проведения

Представьте себе, что  занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать  друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

Упражнение 9 "Аплодисменты по кругу"

Цель: Благоприятное  завершение тренинга.

Необходимое время - 10 минут.

Процедура проведения:

- Мы хорошо поработали  сегодня, и мне хочется предложить  вам игру, в ходе которой аплодисменты  сначала звучат тихонько, а затем  становятся все сильнее и сильнее. 

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д., последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Выводы по главе

В ходе данной работы был разработан тренинг конструктивного разрешения конфликтов в организации. Данный курс состоит из 4-х занятий, продолжительностью 6 часов. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего и является основой для последующего.

Каждое занятие имеет  свои цели, которые достигаются при помощи определенного набора упражнений.

Целью первого занятия  являлось знакомство и создание благоприятных  условий для работы тренинговой группы, ознакомление участников с основными принципами и правилами работы группы.

Следующее занятие было направлено на определение своего отношения к конфликтной ситуации. Понимание своей роли в нем. Определение своего стиля поведения в конфликте.

 Целью  третьего  занятия являлось рассмотрение субъективных составляющих конфликта. Это подразумевает разделение субъективных и объективных причин и составляющих решения конфликта. Главное направление этого анализа - эмоции и чувства, которые существенно затрудняют решение проблемных ситуаций.

 Четвертое занятие  было направлено на обучение  способам и методам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтов.

Таким образом, можно сказать, что данный тренинг способствуют формированию адекватного поведения в конфликтных ситуациях, развитию и совершенствованию личности участников, а также сплочению конкретного коллектива. Разработанный методический инструментарий может быть использован в процессе психологической помощи направленной на совершенствование личности участника и обучение конструктивным способам разрешения конфликтов в организации.

 

Заключение

 

Конфликт - это важнейшая  сторона взаимодействия людей в  обществе, это форма отношений  между потенциальными или актуальными  субъектами социального действия, мотивация  которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и потребностями.

В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Поэтому основной целью данной работы было составление тренинговой программы, направленной на обучение конструктивным способам разрешения конфликтов.

 В первой главе была дана характеристика организационного конфликта. Были выделены причины организационного конфликта

В общем виде можно  определить три класса причин возникновения  конфликта (социальные; социально-психологические; социально-демографи-ческие) и его основные типы. Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

 Выделены факторы, способствующие конструктивному разрешению конфликтов:

- адекватность восприятия конфликта;

- открытость и эффективность общения;

- создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

- определение существа конфликта.

Также, исходя из анализа литературы, были выделены основные цели, такой формы психологической помощи как тренинг, с точки зрения таких подходов как: психоаналитический, гуманистический и поведенческий.

 Выделены основные  отличительные черты тренинговой  формы работы:

- соблюдение ряда принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии

- наличие более или менее постоянной группы

- определенная пространственная организация

- акцент па взаимоотношениях между участниками группы

- применение активных методов групповой работы;

- объективация субъективных чувств и эмоций

Во второй главе, исходя из задач работы, была разработана тренинговая программа.

Программа разработана  для работников организаций, имеющих конфликты на уровне подчиненный-подчиненный.

Можно сказать, что данный тренинг способствует формированию адекватного поведения в конфликтных ситуациях, развитию и совершенствованию личности участников, а также сплочению конкретного коллектива. Разработанный методический инструментарий может быть использован в процессе психологической помощи, направленной на совершенствование личности участника и обучение конструктивным способам разрешения конфликтов в организации.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999.
  2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. -- СПб., Издательство "Братство", 1992.-224с.10.
  3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / Спб.: Социально-психологический центр, 1996 г. - 384с. ISBN 5-89121-003-с.36.
  4. Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт!»- Новосибирск, 1989.
  5. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие, 2002.
  6. Васецкий А. А. Системообразующие конфликты политической системы России в сфере местного самоуправления // Личность. Культура. Общество. 2009. № 6. С. 12-13.
  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 1999.

  1. Горбушина О.П. СПб.: Питер. 2008. ISBN: 978-5-91180-224-0.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - М., 1996.  Гришина Н.В. «Психология конфликта». СПб.: Изд. Питер, 2005. стр. 264.
  3. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.- Л., 1978.
  4. Драгун Психологический тренинг как эффективная форма развития становления личности старшеклассника
  5. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг  Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2003. – 223 с.
  6. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  7. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.
  8. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
  9. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990.
  10. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
  11. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М., 1975.
  12. Козырев Г. И. Конфликты в организации // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. С. 137-138.
  13. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  14. Кондрашенко В.Т, Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск: Наука и техника, 1993.
  15. Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  16. Леванов Е. А. "Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия", 2007.
  17. Петровская Л.А.  Компетентность в общении.  Социально-психологический тренинг. М., Изд-во Московского ун-та, 1989.
  18. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
  1.   Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

  1. Регнет Э. Конфликты в организации. Формы, функции и способы преодоления. М.: Гуманитарный центр, 2005. - 396 с.

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990 — СПб.: Питер Ком, 1998.
  2. Скотт Дж. Г. «Сила ума. Описание пути успеха в бизнесе». – К.: МП «Пико», 1991
  3. Тренинг преодоления конфликтов.  Н. Н. Васильев. Издательство: Речь. Серия: Психологический тренинг. ISBN 5-9268-0104-4; 2007 г.
  4. Трусь А.А. Оценка результатов корпоративного социально-психологического тренинга: реактивный уровень/А. А. Трусь, Н. Н. Лепешинский // ПСІХАЛОГІЯ. "У дапамогу педагогу", 2011,N N 3.-С.5-12
  5. Фопель К. "Сплочённость и толерантность в группе". - М.: ГЕНЕЗИС, 2002.
  6. Хисматуллина З.Н. Организационные конфликты: понятие и типология // Фундаментальные исследования. 2005. № 3. С. 108-110 URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7779985
  7. Хрящева Н. Психогимнастика в тренинге. Издательства: Речь, Институт Тренинга, 2006 г. ISBN 5-9268-0065-Х
  8. Цзен Н., Пахомов Ю. "Психотренинг: игры и упражнения". -М: КЛАСС, 2001 г.
  9. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения.- Новосибирск, 1998.
  10. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию". - М: Новая школа, 1993.
  11. http://www.devbusiness.ru/development/hrm/hrc_conflicts.htm. Психологические условия конструктивного разрешения конфликтов в организации
  12. http://trepsy.net/delo/stat.php?stat=106. Психологические упражнения для тренингов.
  1. http://iemcko.narod.ru/2533.html. Комплексная программа   "Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе". Игры и упражнения для занятий.

 

 

 

 

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999.
  2. Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт!»- Новосибирск, 1989.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - М., 1996.  Гришина Н.В. «Психология конфликта». СПб.: Изд. Питер, 2005. стр. 264.
  4. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М., 1975.
  5. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.- Л., 1978.
  6. Трусь А.А. Оценка результатов корпоративного социально-психологического тренинга: реактивный уровень/А. А. Трусь, Н. Н. Лепешинский // ПСІХАЛОГІЯ. "У дапамогу педагогу", 2011,N N 3.-С.5-12
  7. Драгун Психологический тренинг как эффективная форма развития становления личности старшеклассника
  8. К.Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990 — СПб.: Питер Ком, 1998
  9. Н.Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Издательства: Речь, Институт Тренинга, 2006 г. ISBN 5-9268-0065-Х

Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов в организации