Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:47, контрольная работа
В данной работе представлена тренинговая програма, направленная на обучение сотрудников организации конструктивному разрешению конфликтов.
Введение
3
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов
6
1.1 История развития тренингов
6
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях
7
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
9
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение
11
Вывод:
15
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях
16
2.1 Пояснительная записка
16
2.2 Программа тренинга конструктивного разрешения конфликтов в организации
17
Выводы по главе
39
Заключение
40
Список использованных источников
42
Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов.
Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем.
Председатель профкома отстаивает права работников предприятия и предлагает свои варианты решения проблемы.
Представители всех категорий работников стремятся защитить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия.
Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии.
Обсуждение игры: Высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дискуссии. Общее обсуждение прошедшей игры.
Упражнение 5: Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Цель: отработка умений
и навыков сглаживания
Необходимое время: 40 минут
Процедура проведения:
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Понравилось ли упражнение, какие эмоции вызвало?
- Какие методы сглаживания
конфликтов были продемонстриро
- Хорошо ли вы чувствовали себя в своей роли?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Упражнение 7: Ролевая игра
Цель упражнения: Закрепление полученного на тренинге опыта.
Необходимое время - 40 минут
Процедура проведения:
Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д.
Участникам преставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.
Упражнение 8 «Последняя встреча»
Цель упражнения: Совершенствование коммуникативной культуры
Необходимое время 30 минут
Процедура проведения
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
- Мы хорошо поработали
сегодня, и мне хочется
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д., последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Выводы по главе
В ходе данной работы был разработан тренинг конструктивного разрешения конфликтов в организации. Данный курс состоит из 4-х занятий, продолжительностью 6 часов. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего и является основой для последующего.
Каждое занятие имеет свои цели, которые достигаются при помощи определенного набора упражнений.
Целью первого занятия являлось знакомство и создание благоприятных условий для работы тренинговой группы, ознакомление участников с основными принципами и правилами работы группы.
Следующее занятие было направлено на определение своего отношения к конфликтной ситуации. Понимание своей роли в нем. Определение своего стиля поведения в конфликте.
Целью третьего занятия являлось рассмотрение субъективных составляющих конфликта. Это подразумевает разделение субъективных и объективных причин и составляющих решения конфликта. Главное направление этого анализа - эмоции и чувства, которые существенно затрудняют решение проблемных ситуаций.
Четвертое занятие было направлено на обучение способам и методам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтов.
Таким образом, можно сказать, что данный тренинг способствуют формированию адекватного поведения в конфликтных ситуациях, развитию и совершенствованию личности участников, а также сплочению конкретного коллектива. Разработанный методический инструментарий может быть использован в процессе психологической помощи направленной на совершенствование личности участника и обучение конструктивным способам разрешения конфликтов в организации.
Заключение
Конфликт - это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, это форма отношений
между потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Поэтому основной целью данной работы было составление тренинговой программы, направленной на обучение конструктивным способам разрешения конфликтов.
В первой главе была дана характеристика организационного конфликта. Были выделены причины организационного конфликта
В общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликта (социальные; социально-психологические; социально-демографи-ческие) и его основные типы. Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Выделены факторы, способствующие конструктивному разрешению конфликтов:
- адекватность восприятия конфликта;
- открытость и эффективность общения;
- создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
- определение существа конфликта.
Также, исходя из анализа литературы, были выделены основные цели, такой формы психологической помощи как тренинг, с точки зрения таких подходов как: психоаналитический, гуманистический и поведенческий.
Выделены основные
отличительные черты
- соблюдение ряда принципов групповой работы;
- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии
- наличие более или менее постоянной группы
- определенная пространственная организация
- акцент па взаимоотношениях между участниками группы
- применение активных методов групповой работы;
- объективация субъективных чувств и эмоций
Во второй главе, исходя из задач работы, была разработана тренинговая программа.
Программа разработана для работников организаций, имеющих конфликты на уровне подчиненный-подчиненный.
Можно сказать, что данный тренинг способствует формированию адекватного поведения в конфликтных ситуациях, развитию и совершенствованию личности участников, а также сплочению конкретного коллектива. Разработанный методический инструментарий может быть использован в процессе психологической помощи, направленной на совершенствование личности участника и обучение конструктивным способам разрешения конфликтов в организации.
Список использованных источников
Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов в организации