Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:47, контрольная работа
В данной работе представлена тренинговая програма, направленная на обучение сотрудников организации конструктивному разрешению конфликтов.
Введение
3
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов
6
1.1 История развития тренингов
6
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях
7
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
9
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение
11
Вывод:
15
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях
16
2.1 Пояснительная записка
16
2.2 Программа тренинга конструктивного разрешения конфликтов в организации
17
Выводы по главе
39
Заключение
40
Список использованных источников
42
- Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей? [22]
Упражнение 5: Игра «Узкий мостик»
Цель: Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.
Необходимое время - 40 минут
Процедура проведения:
Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.
Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».
Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т.п.) длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.
Обсуждение:
Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Какие в принципе есть способы «разойтись на узком мостике»? Чем «упавшие в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру [15].
Упражнение 6: Игра «Берлинская стена»
Цель: Осознание участниками причин возникновения проблемы или конфликта
Необходимое время: 45 минут
Материалы: Веревка или достаточное количество стульев (5-7).
Процедура проведения:
Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на высоте 0,5 м от пола). Группа должна перебраться на другую сторону комнаты, перешагнув через веревку. Если хоть один человек остается по ту сторону преграды или преграду кто-то задевает, все участники возвращаются обратно. Ведущие могут поднимать веревку на любую высоту.
В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в два этапа: «стена» может стать значительно выше, и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен в том случае, если в процессе знакомства и выработки правил в группе возникли разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков».
Обсуждение:
Завершив игру, тренер обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могла избрать группа [26].
Упражнение 7: Игра «Я в конфликтной ситуации»
Цель: дать возможность увидеть воспринимают ли тебя другие как конфликтного человека, показать различные способы реакций на конфликтную ситуацию и подходы к ней.
Необходимое время: 40 минут
Материалы: ведущий может
подготовить несколько
Процедура проведения:
Один участник выходит за дверь. Группа загадывает конкретного человека. Составляется характеристика выбранного человека при помощи описания его поведения в заданных условиях, в конкретной конфликтной ситуации. Участник заходит в комнату. Кто-то из группы рассказывает ситуацию и все участники (с загаданным) по кругу высказывают свой прогноз о поведении оцениваемого. Основной участник должен отгадать, кого описывала группа. При продолжении игры ситуации придумываются новые (это могут быть реальные ситуации кого-нибудь из группы или данные ведущим, например, «В транспорте ему наступили на ногу...», «В магазине ему не достались туфли...» и т.п., более сложные и серьезные ситуации).
Обсуждение:
Анализируются основания и критерии, на основе которых принималось решение отгадывающего участника. Мнение группы. Мнение и впечатления загаданного. Чем определяются подходы к конфликтной ситуации? Какие они бывают? [39].
Упражнение 8 «И тут вы ему говорите»
Цель: дать возможность участникам группы почувствовать себя в разных коммуникативных техниках, найти поведенческие ходы, которые делают каждую технику успешной и субъективно привлекательной (владение всеми тремя позициями - важный залог гибкого, конструктивного поведения в общении).
Необходимое время: 40 минут
Процедура проведения:
Группа делится на тройки. В каждой тройке участники получают роли игрока, подыгрывающего и наблюдателя.
Инструкция игроку:
Ситуация, которую я вам опишу, предполагает диалог с другим персонажем. Его роль будет исполнять подыгрывающий. Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию с позиции «сверху» - давите, требуйте, грубите, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы ни вел себя ваш партнер, постарайтесь все время лидировать, быть «над ним». Через 3-4 минуты остановите диалог, немного помолчите и начинайте игру с позиции «снизу» - заигрывайте, просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите в положение другого человека, и так 3-4 минуты, а затем после небольшой паузы побудьте в позиции «на равных». Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова.
Инструкция подыгрывающему. В отличие от игрока вы не имеете ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнера, а после этого реагируйте на его слова так, как вам хочется. Если он вас разозлил -злитесь, обидел-обижайтесь, если его реакции растрогали вас - уступите своим добрым порывам. Будьте максимально искренни. Желательно фиксировать, какие именно слова, жесты партнера создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнеру.
Инструкция наблюдателю. Ваша задача - фиксировать развитие диалога, особенности поведения, развитие сюжета, а также следить, чтобы партнеры выполнили свои инструкции. Если вы считаете, что игрок не выполняет свою задачу, уходит в другую социальную роль, вы имеете право остановить игру.
После проведения первого цикла меняются роли. Для обсуждения даются следующие ситуации:
· Ваш коллега попросил у вас на несколько дней «посмотреть» ценные рабочие материалы. Вернул только через неделю в неприглядном, местами нечитабельном виде. И тут вы ему говорите...
· Вы - страстный любитель тюльпанов, выращиваете у себя на участке редкие сорта, приобретаете луковицы за очень приличные деньги. У соседки, с которой у вас нормальные отношения, есть собака - спаниель
· Вы купили на рынке понравившуюся вам блузку, придя домой и примерив ее, вы обнаружили, что она не гармонирует ни с одной вещью в вашем гардеробе, да и внутренняя обработка вам показалась некачественной [25].
Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.
Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.
Время: 15 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.
После чего они зачитывают полученный список прилагательных.
Обсуждение.
Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Общая рефлексия занятия.
Необходимое время 30 минут
Какое у вас настроение?
Что вам понравилось, а что нет?
Что бы вы хотели добавить?
Чего ждете от следующего занятия?
Занятие № 3
Тема: «Эмоции в конфликте»
Цели:
Рассмотрение субъективных составляющих конфликта.
Анализ эмоций и
чувств, которые существенно
Проговаривание чувств и эмоций, которые возникают в отношении конфликтной ситуации.
Время занятия: 360 минут
Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.
Обсуждение:
После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выдвигают по небольшому количеству положительных отзывов о манере поведения, речи, желанию перенять хорошие манеры. Это может выражаться и просто количеством похлопываний по плечу.
Вся группа поздравляет победителей. Победители исполняют показательный сеанс нескольких приветствий. Группа награждает победителей аплодисментами [24].
Упражнение 2 «Конфликт невербально»
Цель: проживание участниками группы конфликтных ситуаций на «телесном» и эмоциональном уровне.
Необходимое время: 50 минут
Процедура проведения: Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой подгруппе отдельно дается задание придумать конфликтную ситуацию и изобразить ее невербально в ситуациях, когда:
- в конфликте участвуют равные по статусу люди и конфликт в динамике имеет все стадии;
- в конфликте участвуют неравные по статусу (родитель-ребенок, начальник-подчиненный) и конфликт в динамике имеет все стадии;
- конфликт возникает спонтанно, то есть не имеет стадии потенциального формирования противоречий (например, в очереди, в транспорте и других общественных местах);
- конфликт, который не имеет разрешения, то есть последней стадии.
Сценки демонстрируются поочередно; после разыгрывания конфликта одной группой участники определяют, в чем особенность демонстрируемого конфликта.
Обсуждение:
Необходимо проанализировать, каким образом конфликт отражается в телесных ощущениях, есть ли различия в переживаемых эмоциях на разных стадиях протекания конфликта [40].
Упражнение 3 «Контраргументы»
Цель: создание условий для самораскрытия; умение вести полемику и контраргументацию.
Необходимое время: На упражнение отводится 40-50 минут.
Процедура проведения:
Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.
Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других [40].
Упражнение 4 «Настойчивость - сопротивление»
Цель: дать возможность участникам группы проанализировать эмоции и чувства, возникающие на разных этапах протекания конфликта.
Необходимое время: 50 минут
Процедура проведения:
Группа разбивается на пары, в каждой паре определяются роли: настаивающий и сопротивляющийся. Настаивающий выдвигает требование (например, прийти домой в 10 часов), сопротивляющийся выдвигает причину, по которой он не может выполнить это требование. Настаивающий должен приводить различные убедительные доводы, сопротивляющийся приводит свои доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение будет закончено, если настаивающий или сопротивляющийся скажет «ты меня убедил», а не «утомил». Далее в парах меняются ролями, и настаивающий придумывает новую ситуацию.
Обсуждение:
В обсуждении необходимо
проанализировать физические реакции,
эмоции и чувства, сопровождающие конфликт.
Обсуждаются возможные
Упражнение 5 «Однажды в созвездии Лебедя»
Цель: проанализировать основные стадии протекания конфликта, собственное поведение, мотивы, переживаемые эмоции в ситуации конфликта, в ситуации победы или поражения. Кроме этого, игра имеет потенциал испытания нравственных установок и способствует прорыву на более высокий уровень самосознания.
Необходимое время : 80 минут
Процедура проведения:
Группа делится на две
Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов в организации