Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:47, контрольная работа
В данной работе представлена тренинговая програма, направленная на обучение сотрудников организации конструктивному разрешению конфликтов.
Введение
3
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов
6
1.1 История развития тренингов
6
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях
7
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
9
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение
11
Вывод:
15
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях
16
2.1 Пояснительная записка
16
2.2 Программа тренинга конструктивного разрешения конфликтов в организации
17
Выводы по главе
39
Заключение
40
Список использованных источников
42
О г л а в л е н и е
Введение |
3 |
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов |
6 |
1.1 История развития тренингов |
6 |
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях |
7 |
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга |
9 |
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение |
11 |
Вывод: |
15 |
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях |
16 |
2.1 Пояснительная записка |
16 |
2.2 Программа тренинга
конструктивного разрешения кон |
17 |
Выводы по главе |
39 |
Заключение |
40 |
Список использованных источников |
42 |
Введение
Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликты, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей.
Большую часть времени человек проводит на работе, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. В общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
В различных источниках конфликт определяется как конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1].
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [4].
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [9].
Д.П.Кайдалов и Е.И.Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [18].
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками.
С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т.п.
Конфликт в организации - это осознанное противоречие между членами группы или группами коллектива, который сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений в рамках организации [10].
Среди главных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации или дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации [9].
Существует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современные исследования позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций. Именно поэтому, многие организации делают заказы на тренинг разрешения конфликтов. Такие треннинговые программы являются одними из наиболее востребованных. Это обусловлено тем, что тренинги — это обучение конструктивному разрешению конфликтов на практике. Основной акцент в этой форме обучения делается на тренировку, отработку каких-либо навыков, моделей поведения или способов мышления. Конечно, и теория здесь тоже есть, но она преподносится, как правило, в минимальном объеме и служит только для того, чтобы осваиваемые поведенческие модели применялись осознанно и правильно. Во-вторых, в тренингах участвует не один человек, а группа. Благодаря этому каждый участник может поучаствовать в разных упражнениях вместе с разными людьми, получая каждый раз уникальный опыт, который он потом самостоятельно перенесет в другие контексты. В группе рождаются дискуссии, открываются новые взгляды и пути преодоления той или иной конфликтной ситуации. В группе формируется рабочая атмосфера, которая во многом ускоряет и облегчает работу каждого участника [31].
Программа тренинга в основном базируется на идеях поведенческого коммуникативного тренинга, однако в нее входят и некоторые элементы работы с личностью участников групп, включающие в себя осознание индивидуальных качеств, мешающих разрешению противоречивых ситуаций и нарушающих внутриличностное равновесие. Прежде всего, это работа с эмоциями человека, которые являются неизменным спутником конфликтов.
Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы разрешения конфликта уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить, а в дальнейшем и предвидеть конфликтные ситуации.
Объект исследования – конфликты в служебных отношениях.
Предмет – тренинговые способы и техники разрешения конфликтов в служебных отношениях.
Цель: разработать тренинг конструктивного разрешение конфликтов в служебных отношениях.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
Методы, используемые в работе: метод теоретического анализа.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1
Организационные конфликты. Тренинг как метод разрешения организационных конфликтов.
1.1 Психологический тренинг как метод практической психологии
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок [11].
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. В нашей работе в большей степени уделяется внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.
История развития тренингов как и история развития обучения насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина.
В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 году появляются тренинговые группы, ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.
В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития[28].
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства [34].
Таким образом, можно сказать, что такая форма психологической помощи как тренинг в первую очень направлена на личностный рост и преодоление трудностей в общении. Начиная с 1946 года и по сегодняшний день, они активно применяются во многих сферах. И являются весьма эффективной групповой формой работы.
Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Проведя теоретический анализ литературы по данной проблеме, мы попытались выделить специфические черты тренинга, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии:
Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:
Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы. [12].
Таким образом, тренинг является специфической формой психологической помощи, который имеет свои особенности и характеристики. Существуют определенные черты тренинга, которые отличают его от других форм работы. Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Также, можно сказать, что тренинг всегда отражает своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог.
1.2 Психологический тренинг с точки зрения различных научных подходов.
К психодинамическому подходу относят, прежде всего, транзакционный анализ и психодраму.
Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов в организации