Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:47, контрольная работа
В данной работе представлена тренинговая програма, направленная на обучение сотрудников организации конструктивному разрешению конфликтов.
Введение
3
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов
6
1.1 История развития тренингов
6
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях
7
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
9
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение
11
Вывод:
15
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях
16
2.1 Пояснительная записка
16
2.2 Программа тренинга конструктивного разрешения конфликтов в организации
17
Выводы по главе
39
Заключение
40
Список использованных источников
42
В ходе тренинга участники могут научиться:
Основная цель тренинга - обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов.
Задачи тренинга:
Продолжительность тренинговых занятий:
Данная программа состоит из 4 занятия, каждое из которых длится по 6 часов, с перерывом в 60 минут. Встречи проводятся 1 раз в неделю.
Категория участников: Данная
программа разработана для
Состав группы: 10-12 человек плюс тренер.
Содержание программы:
Занятие 1: Знакомство и создание благоприятных условий для работы тренинговой группы, ознакомление участников с основными целями и задачами тренинга. Ознакомление с правилами работы в группе. Ознакомление с основными понятиями: конфликт, организация, организационный конфликт, виды и причины организационных конфликтов.
Занятие 2: Определение своего отношения к конфликтной ситуации. Понимание своей роли в нем. Определение своего стиля поведения в конфликте.
Занятие 3: Рассмотрение субъективных составляющих конфликта. Это подразумевает разделение субъективных и объективных причин и составляющих решения конфликта. Главное направление этого анализа - эмоции и чувства, которые существенно затрудняют решение проблемных ситуаций. Поэтому особым предметом рассмотрения в этот день является вербализация (проговаривание) чувств своих и участников взаимодействия. Обращается внимание не только на результат - получение выгоды или достижение поставленной цели, но и на чувства, сопровождающие этот процесс. Показывается разрешение конфликтных ситуаций возможно лишь при избегании чисто оценочных суждений, замены их описаниями собственных эмоциональных суждений.
Занятие 4: Обучение способам и методам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтов.
Занятие № 1
Тема: «Введение в проблему организационных конфликтов»
Цель занятия: Знакомство и создание благоприятных условий для работы в группе. Ознакомление участников с основными понятиями темы тренинга. Ознакомление с правилами работы группы. Снятие беспокойства от нахождения в незнакомой обстановке.
Время занятия 300 минут
Упражнение 1. «Снежный ком»
Цель: Знакомство участников группы между собой и тренером. Снижение тревожности, вызванной попаданием в незнакомую среду. Введение участников в атмосферу тренинга.
Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения:
Участники группы сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы). Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы [40].
Упражнение 2: «Правила работы в группе»
Цель: Знакомство участников с правилами и принципами работы в группе. Способствование выработке своих дополнительных групповых правил. Формирование установки на их дальнейшее выполнение.
Необходимое время: 35 минут
Процедура проведения:
Тренер говорит: Ни одна социальная общность – от диады и малой группы до населения государства – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных или неписаных) вызывает применение определенных санкций к нарушителю – со стороны государства, например.
Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Основные правила таковы:
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
После информационного блока, участники делятся на подгруппы по 3 человека и обсуждают полученную информацию. Затем тренер приглашает всех в круг и предлагает поделиться своими взглядами на предложенные правила. Возможно предложение участниками дополнительных правил и традиций в группе [35].
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о работе в группе?
- Какие правила можно вынести за пределы тренингового пространства?
- Возникли ли трудности при обсуждении правил в подгруппах?[
Упражнение 3 «Что такое конфликт?»
Цель: Определить понимание конфликта участниками.
Необходимое время: 25 минут
Обсуждение:
- Тяжело ли вам было писать определение конфликта?
- Как часто вы встречаетесь с конфликтами?
Упражнение 4 «Причины конфликта»
Цель: Осознание и определение участниками причин конфликта
Время: 30 минут
Процедура проведения:
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
Обсуждение:
В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого [15].
Упражнение 5 «Ознакомление с основными понятиями тренинга конструктивного разрешения конфликта в организации»
Цель: Ознакомить участников с понятиями конфликт, организация, организациооный конфликт, причины и виды организационных конфликтов.
Необходимое время: 40 минут
Процедура проведения:
Ведущий рассказывает о том, как понимается конфликт в научной литературе.
Как свидетельствует
Дэн Делис, классическое исследование
проблем в области менеджмента,
проведенное в различных
Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов в организации