Тренинг разрешения конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

В данной работе представлена тренинговая програма, направленная на обучение сотрудников организации конструктивному разрешению конфликтов.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Тренинг как форма обучения. Конструктивное разрешение конфликтов
6
1.1 История развития тренингов
6
1.2 Цели тренинга в различных психологических направлениях
7
1.3 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
9
1.4.Организационные конфликты и их конструктивное разрешение
11
Вывод:
15
Глава 2 Тренинг конструктивного разрешения конфликтов в служебных отношениях
16
2.1 Пояснительная записка
16
2.2 Программа тренинга конструктивного разрешения конфликтов в организации
17
Выводы по главе
39
Заключение
40
Список использованных источников
42

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 (2).doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 

В ходе тренинга участники могут научиться:

  • понимать предпосылки и истинные причины каждого конкретного конфликта; 
    •    выбирать оптимальную стратегию в конфликте; 
    •    понимать свою в нем роль; 
    •    лучшему самоконтролю; 
    •    пониманию собственных личностных качеств, влияющих на благоприятное или неблагоприятное течение и разрешение конфликта; 
    •    последовательно и адекватно действовать в конфликтной ситуации; 
    •    понимать мотивы всех конфликтующих сторон и предугадывать их возможные действия; 
    •    позитивно влиять на оппонентов; 
    •    четко и адекватно формулировать и выражать собственные цели в конфликтной ситуации.

Основная цель тренинга - обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов.

Задачи тренинга:

  1. ознакомить участников с теоретическими представлениями о организационных конфликтах
  2. создать благоприятные условия для работы в группе
  3. Создать условия для определения участниками своего отношения к конфликтной ситуации.
  4. Научить участников адекватно воспринимать свою роль в конфликте. 
  5. Помочь определить участникам определить свой стиль поведения в конфликте.
  6. Развить навык осознания своих эмоциональных реакций в конфликтных ситуациях.
  7. Обучить адекватным способам и методам конструктивного разрешения конфликтов.
  8. сплочение коллектива.

Продолжительность тренинговых занятий:

Данная программа состоит  из 4 занятия, каждое из которых длится по 6 часов, с перерывом в 60 минут. Встречи проводятся 1 раз в неделю.

Категория участников: Данная программа разработана для работников организаций имеющих конфликты на уровне подчиненный-подчиненный.

Состав группы: 10-12 человек  плюс тренер.

Содержание программы:

Занятие 1: Знакомство и  создание благоприятных условий  для работы  тренинговой группы, ознакомление участников с основными целями и задачами тренинга. Ознакомление с правилами работы в группе. Ознакомление с основными понятиями: конфликт, организация, организационный конфликт, виды и причины организационных конфликтов.

Занятие 2: Определение  своего отношения к конфликтной  ситуации. Понимание своей роли в нем. Определение своего стиля поведения в конфликте.

Занятие 3: Рассмотрение субъективных составляющих конфликта. Это подразумевает разделение субъективных и объективных причин и составляющих решения конфликта. Главное направление этого анализа - эмоции и чувства, которые существенно затрудняют решение проблемных ситуаций. Поэтому особым предметом рассмотрения в этот день является вербализация (проговаривание) чувств своих и участников взаимодействия. Обращается внимание не только на результат - получение выгоды или достижение поставленной цели, но и на чувства, сопровождающие этот процесс. Показывается разрешение конфликтных ситуаций возможно лишь при избегании чисто оценочных суждений, замены их описаниями собственных эмоциональных суждений.

Занятие 4: Обучение способам и методам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Профилактика конфликтов.

 

 

Занятие № 1

Тема: «Введение  в проблему организационных конфликтов»

Цель занятия: Знакомство и создание благоприятных условий для работы в группе. Ознакомление участников с основными понятиями темы тренинга. Ознакомление с правилами работы группы. Снятие беспокойства от нахождения в незнакомой обстановке.

Время занятия 300 минут

Упражнение 1. «Снежный ком»

Цель: Знакомство участников группы между собой и тренером. Снижение тревожности, вызванной попаданием в незнакомую среду. Введение участников в атмосферу тренинга.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения:

Участники группы сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы). Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы [40].

Упражнение 2: «Правила работы в группе»

Цель: Знакомство участников с правилами и принципами работы в группе. Способствование выработке своих дополнительных групповых правил. Формирование установки на их дальнейшее выполнение.

Необходимое время: 35 минут

Процедура проведения:

Тренер говорит: Ни одна социальная общность – от диады и малой группы до населения государства – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных или неписаных) вызывает применение определенных санкций к нарушителю – со стороны государства, например.

Тренинговые группы также  вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Основные правила таковы:

  1. "Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует  участников тренинга на то, чтобы предметом  их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

  1. Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем  более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует  и интересует, чем более искренним  будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что  на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит  декларативный характер. В самом  деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

  1. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах  самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

  1. Активность

В группе отсутствует  возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

  1. Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

После информационного  блока, участники делятся на подгруппы  по 3 человека и обсуждают полученную информацию. Затем тренер приглашает всех в круг и предлагает поделиться своими взглядами на предложенные правила. Возможно предложение участниками дополнительных правил и традиций в группе [35].

Вопросы для обсуждения:

- Что нового вы узнали о работе в группе?

-  Какие правила можно вынести за пределы тренингового пространства?

- Возникли ли трудности при обсуждении правил в подгруппах?[

Упражнение 3 «Что такое конфликт?»

Цель: Определить понимание  конфликта участниками.

Необходимое время: 25 минут

Участникам  предлагается написать на небольших  листах определение конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное [30].

Обсуждение:

- Тяжело ли вам было писать определение конфликта?

- Как часто вы встречаетесь с конфликтами?

Упражнение 4 «Причины конфликта»

Цель: Осознание и определение  участниками причин конфликта

Время: 30 минут

Процедура проведения:

Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.

Задача участников на этом этапе – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.

Обсуждение:

В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого [15].

Упражнение 5 «Ознакомление с основными понятиями тренинга конструктивного разрешения конфликта в организации»

Цель: Ознакомить участников с понятиями конфликт, организация, организациооный конфликт, причины и виды организационных конфликтов.

Необходимое время: 40 минут

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает о том, как понимается конфликт в научной литературе.

Как свидетельствует  Дэн Делис, классическое исследование проблем в области менеджмента, проведенное в различных организациях США показало, что 25% времени, затраченного на управлении, уходит на улаживание конфликтов. Любой конфликт, как правило, носит сильный деструктивный характер. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Эти эмоции препятствуют поиску рационального выхода и формируют образ врага, которого надо во что бы то ни стало победить или уничтожить.

Информация о работе Тренинг разрешения конфликтов в организации