Типичные защиты подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

Типичные защиты подростка 26.05.10.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

2. Показатели выраженности механизмов психологической защиты у подростков в большинстве случаев соответствуют норме.

3. Степень напряженности защиты общих выборок мальчиков и девочек отличается между собой.


Заключение

В заключение работы подведем обобщающие выводы:

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется  для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

  Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям.

В последнее десятилетие термин “психологическая защита” часто вводится в контекст самых различных, как научных, так и научно-популярных трудов по медицинской, социальной, возрастной и педагогической психологии, нейропсихологии, педагогике, юридической психологии и т.д.

Нежелательная информация может игнорироваться или не восприниматься, может, будучи воспринятой, забываться, и может, в случае допуска в систему и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Краткие синтетические характеристики основных механизмов защитного поведения:

Отрицание - наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоций принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самонеприятие на этом фоне.

Регрессия - развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.

Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Подавление - развивается для сдерживания эмоций страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Интеллектуализация - развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоций ожидания или предвидения из боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Реактивное образование - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом “высших социальных ценностей”. Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом и возможности использования его определенным образом. Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Компенсация - онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм развивается и используется как правило сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Во второй практической части нами было проведено экспериментальное исследование типичных защит подростка.

Результаты исследования: у Киры Щ., Тани Б.   – типичная форма их психологической защиты- вытеснение; Юра К. показал средний уровень замещения; Настя П. Ирина К. показали очень высокий результат психологической защиты- отрицания; У Дели Д. и Ирины К. высокий уровень психологической защиты-  проекции; У Олеси П. Компенсационный тип психологической защиты; У Егора П. Средний уровень психологической защиты: регрессия; У Леши Л. Механизм психологической защиты- подавление; У Леши Д. Механизм психологической защиты- реактивное образование.

Результаты свидетельствуют о том, что регрессивные защитные более свойственны одному мальчику – повышенная плаксивость, эмоциональная возбудимость, «зависимое» поведение, поиск социального одобрения, что обуславливает проявление у них регрессии и замещения, как одних из наиболее используемых механизмов. Для остальных мальчиков  более типично эмоционально-сдержанное поведение с признаками внешней самодостаточности. Часто они склонны выстраивать свое поведение, таким образом, словно проблем не существует, либо демонстрируют излишнюю рассудительность, использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств, чем и объясняется преимущественное использование ими механизмов отрицания и интеллектуализации (у одной девочки) в переходном периоде от подросткового к юношескому возрасту.

Теоретически смежное с отрицанием защитное подавление представляет из себя исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих беспокойство. Функционированием этого механизма можно объяснить частые случаи забывания каких-либо обязательств, которые, как оказывается при более внимательном анализе, для него неприятны и приносят беспокойство. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях, событиях, стимулах, вызвавших чувство тревоги, страха или его производных.

Экстериоризация причины тревоги, связанной с этими нереализованными потребностями, достигается также с помощью сверхнормативного использования проекции. Испытуемые склонны к приписыванию объектам и субъектам внешнего мира определенных качеств, которые они не принимают в самих себе. В данном случае проекция не связана с рационализацией и имеет, по-видимому, атрибутивный характер. Индивид считает, что окружен врагами, подозревает окружающих в негативных намерениях. Таким лицам свойственны подозрительность, негативизм, агрессивность, устойчивость отрицательного аффекта, злопамятность и другие характерологические особенности.

Теоретически полярные механизмы, проекция и отрицание вероятно используются разными испытуемыми внутри данной выборки. В целом же сверхнормативные показатели по этим механизмам защиты, предназначенным для сдерживания эмоций принятия и отвержения, свидетельствуют об экзистенциальном кризисе. Все объекты и субъекты окружающей реальности рассматриваются только в аспекте прочувствования собственной значимости, а поведение является постоянной борьбой за нее. Вероятно, на бессознательном уровне дети к ранимой нервной системой, испытывают тотальную неуверенность в себе, чувство неидентичности. Крайне низкая самоценность, заблокированная с помощью отрицания и подавления, присутствует в латентной форме и включает неадекватное самовосприятие и самооценку (сильно заниженную или завышенную) и негативное самоотношение.

Чувство собственного достоинства основано на самопринятии, которое, в свою очередь, возникает на базе безусловного принятия индивида значимыми другими.

Показателен тот факт, что подростки используют выше нормы наиболее примитивные защиты. Это означает очень малую степень осознания и большую степень искажения определенных аспектов объективной реальности. Обращают на себя внимание смежность и полярность защит, используемых испытуемыми выше нормы. Можно предположить, что смежные защиты отрицание и подавление, характеризующиеся отсутствием осознания или исключением из сознания нежелательной информации, используют лица с ассимилятивным типом конфликтного реагирования.

Полярные механизмы защиты замещение-подавление контролируют выражение эмоций гнева и страха (проблема иерархии). Полярные механизмы отрицание — проекция контролируют выражение эмоций принятия — отвержения (проблема идентичности). По-видимому, фрустрация указанных экспрессивных потребностей на ранних этапах личностного развития приводит к тому, что эти две проблемы становятся наиболее значимыми.

Нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой, у каждого подростка, индивидуальный механизм психологической защиты.

2. Существуют гендерные различия механизмов психологической защиты.

На основании исследования, поставленная гипотеза, подтвердилась.


Список литературы

1.                  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. — T. 1. М.: Педагогика, 2009. — 232 с.

2.                  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. — Т. 2. М.: Педагогика, 2007. — 288 с.

3.                  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2009. — 339 с.

4.                  Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 2010. кн. 1 — 320 с., кн. 2 — 336 с.

5.                  Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. — М.; Мысль, 2010 — 158 с.

6.                  Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. — М., 2009. — С. 28-40.

7.                  Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1987. — 317 с.

8.                  Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 2007. — 224 с.

9.                  Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. — 2008. — №3, — С. 30–41.

10.             Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб.: МФИН, 2007. — 448 с.

11.             Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, — 2006. — 420 с.

12.             Бехтель Э.Е. Вопросы психиатрии (Сборник статей. Ред. канд. мед. наук Э.Е.Бехтель. Вологда), Сев.-Зап. кн. изд., 2007. — 420 с.

13.             Божович Л.И. Личность а ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 2008. — 464 с.

14.             Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. — М., 2010. — Вып. 36. — С. 3–28.

15.             Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. — Новосибирск.: Наука, — 2010. — 198 с.

16.             Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наук, думка, 2009, — 200 с.

17.             Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: Изд-во Моск. ун-та, — 2009. — 136 с.

18.             Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Просвещение, 2008, — 208 с.

19.             Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. — 2010 — №4. — С. 14–23.

20.             Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. — 2009. — №4. — С. 83–91.

21.             Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ. — Сер. 14, Психология, 2008. — №3. — С. 11–20.

22.             Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд. Моск. ун-та,  — 2007. — 287 с.

23.             Краковский А.П. О подростках. — М.: Педагогика, 2009. — 272 с,

24.             Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. — Л.: Медицина, 2006. — С. 178–208.

25.             Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., Изд. Ленингр. ун-та, 2007. — 426 с.

26.             Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ер.: Луйс, 2006. — 264 с.

27.             Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ер.: Изд-во АН Арм ССР, 2008. — 262 с.

28.             Насиновская Е.Е., Якубовская М.Я. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. — М. Изд. Моск. ун-та, 2006 — 33 ВИНИТИ №64, 84.

29.             Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2007. — 167 с.

30.             Плутчик Р. «Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго». М., 2008 г

                                           Приложение 1

Опросник «Индекс жизненного стиля»

1.      Со мной ладить очень легко

2.      Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю

3.      В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим

4.      Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия

5.      Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется

6.      Я легко краснею

7.      Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой

8.      Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком

Информация о работе Типичные защиты подростков