Типичные защиты подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

Типичные защиты подростка 26.05.10.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

Компенсация - онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм развивается и используется как правило сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Основные тенденции: нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, соответствует дистимной акцентуации. 

Таблица 1-Комплексная последовательность событий, включенных в развитие эмоции.

 

Стимульное событие =>

Подразумеваемая когниция =>

Переживание =>

Поведение =>

Эффект

Угроза

«Опасность»

Страх, ужас

Бегство

Самосохранение

Препятствие

«Враг»

Гнев, ярость

Нападение; кусание

Разрушение

Потенциальный партнер

«Обладать»

Радость, экстаз

Ухаживание спаривание

Воспроизводство

Потеря значимого индивида

«Заброшенность»

Печаль, горе

Призыв к помощи и воссоединению

Реинтеграция

Член группы

«Друг»

Принятие, доверие

Ухаживание содействие

Аффиляция. присоединение

Отвратительный объект

«Отрава»

Отвращение, ненависть

Извержение, отталкивание

Отвержение

Новая территория

«Что там?»

Ожидание

Обследование, организация

Исследование

Неожиданный новый

«Что это?»

Удивление

Остановка, тревога

Ориентация

 

В таблице 1 показано, как происшествие определенных стимульных событий, например угрозы со стороны врага или потери родителя, приводит к когниции (интерпретации), такой как «опасность» или «заброшенность». Данная когниция может быть (не быть) рефлексивна или бессознательна, она будет приводить к интроспективному переживанию в виде «страха» или «печали», о которых мы обычно думаем как об эмоциях. Состояние переживания — лишь звено в цепи реакций, за ним будет следовать, с определенной вероятностью, какой-то тип соответствующего поведения. Такие действия эффективны и ведут к сохранению индивида или помощи от родителя или другого члена группы. Слово «эмоция» Р.Плутчик относит ко всей этой комплексной цепи реакций, обладающих адаптивной ценностью для индивида в деле преодоления различных жизненных кризисов или проблем выживания. [30;14].

Рассматривая комплексную цепь реакций, названную эмоцией, автор обращает внимание на ряд превратностей, которые могут произойти с этой последовательностью. Несколько замечаний представляются нам здесь особенно важными. «С одной стороны, — пишет Р.Плутчик, — инициирующая когниция может быть ошибочна, например, угроза недопонята или не так интерпретирована. Защиты Эго, такие как отрицание или проекция, играли бы здесь несомненную роль. Если когниция точна, все-таки возможно, что переживательный аспект эмоциональной цепи будет блокирован, модифицирован или искажен. Такие защиты Эго, как замещение или компенсация могут действовать в этой точке, трансформируя переживание соответствующим образом».

Иначе говоря, когнитивная оценка ситуации может быть изначально ошибочной или же сначала адекватной, но затем может быть искажена в целях модификации эмоционального переживания. Это очевидно, поскольку существование и качество любой эмоции предполагает наличие определенной инициирующей когниции. Здесь имеет смысл обратиться к определению защиты, которого в явном виде Плутчик не дает, но, которое исходя из контекста, может быть реконструировано следующим образом.

Психологическая защита — это последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью. [17;74].

Следующая схема представляет собой попытку Р.Плутчика описать гипотетические процессы, как части, включенные во все когнитивные акты (Plutchik, 1980). Она базируется на том, что когниции понимаются как ряд развивающихся функций, основанных на механизмах мозга, которые призваны составлять схемы окружающей среды, предвидеть будущее и организовывать адекватные действия. В общем виде, для успешной адаптации организма к потенциально опасной среде он должен иметь способ накопления информации об этой среде в памяти, иметь способ востребовать информацию в случае необходимости и способ использовать возвращенные сигналы как базис действий. Мы попытались продолжить эту схему, введя в нее три группы защитных механизмов, являющихся по существу искажением существующих психических процессов. Под нормой в данном случае понимается протекание этих процессов у данного индивида в эмоционально нейтральной ситуации.

Включение нами защитных механизмов в схему когнитивно-эмоционального функционирования основано на очевидности того факта, что субъективное искажение реальности может происходить трояким образом. Нежелательная информация может игнорироваться или не восприниматься, может, будучи воспринятой, забываться, и может, в случае допуска в систему и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом. Соответственно, в схему включены те или иные психические процессы. Функционирование защит, связанных с процессами восприятия, внимания и памяти может быть также объяснено и на физиологическом уровне. При этом большинство защитных механизмов занимает как бы промежуточное положение между первой, второй и третьей группой, так как информация может быть частично воспринята, частично забыта или трансформирована. Разумеется, дифференцировать защитные механизмы можно только условно из-за близкой соотнесенности многих из них друг с другом. Приведенная в схеме гипотетическая шкала «примитивности — развитости» отражает наши представления о связи между личностной и интеллектуальной зрелостью индивида и использованием им тех или иных механизмов защиты.

Пятый постулат теории предполагает, что отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели, имеющей форму конуса. Вертикальное измерение отражает интенсивность эмоций, круг характеризует их сходство, а полярность представлена противоположными эмоциями в этом круге.

Этот постулат также включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — производными или смешанными.

Пятый постулат представляет несомненную важность для нашего исследования, так как структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели защиты. При этом, исходя из модели Р.Плутчика, мы затем расширяем ее за счет включения соответствующих особенностей защитного поведения в норме, акцентуации характера, психосоматических расстройств, типов ролей в группе и некоторых аспектов организации механизмов защиты в онтогенезе. 

Представление о первичных и производных эмоциях ведет к шестому базисному постулату, где автор утверждает, что эмоции имеют связь с группой производных концептуальных областей.

Эта идея разрабатывается Р.Плутчиком несколькими разными путями. Так, он доказывает, что язык смешанных эмоций идентичен языку черт характера личности. Жесткость считается сочетанием гнева и отвержения, общительность — сочетанием радости и принятия, осторожность — комбинацией опасения и ожидания и т.д. Эмоциональные компоненты идентифицируются во многих чертах характера личности. Кроме того, очевидно, что черты характера, также как и эмоции, могут быть представлены в виде кругообразной модели. Идея производных развивается автором и далее. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение. Некоторые исследования показывают, что язык диагнозов также имеет кругообразную структуру. [18;98].

Продвигаясь еще на один шаг в рассмотрении понятия производных, Р.Плутчик убедительно доказывает, что язык защит Эго может быть концептуализирован как имеющий отношение к эмоциям. Например, «замещение» рассматривается как бессознательный способ справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Аналогично, «проекция» считается бессознательной попыткой справиться с самонеприятием путем атрибуции этого чувства другим людям. Подобные параллели, которые мы детально рассмотрим ниже, могут быть проведены для каждой из первичных эмоций.

Идея производных более полно иллюстрируется в таблице 2, где показаны концептуальные связи между аффектами, поведением, функциями, чертами характера, диагнозами и защитами. Сюда добавлены также стили совладания, которые автор гипотетически определяет как осознанные варианты бессознательных защит. Так, нахождение недостатков соотносится с проекцией, превращение в противоположность — с реактивным образованием, а схематизирование — с интеллектуализацией. Авторами предлагаются и другие производные области (Таблица 2).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Эмоции и их производные.

 

Биологические регулятивные процессы

Поведение экспрессия

Адаптивная функция

Субъективные

состояния

Черты характера

Диагнозы

Механизмы защиты

Стили совладания

Социальные институты

Избегание

Бегство

Самосохранение

Страх

Робкий

Пассивность

Тревожность

Подавление

Вытеснение

Избегание

Религия

Приближение

Атака

Разрушение

Гнев

Скандальный

Сварливый

Агрессивность

Замещение

Подстановка

Война, спорт, полиция

Объединение

Спаривание

Воспроизводство

Радость

Дружелюбный

Общительный

Маниакальность

Реактивное образование

Превращение в

противоположность

Семья и брак

Разделение

Сигнал дистресса

Воссоединение

Печаль

Унылый

Депрессивный

Компенсация

Замена

Искусство, творчество

Глотание

Еда

Инкорпорация

Принятие

Доверчивый

Истерия

Отрицание

Игнорирование

Психотерапия, массовая культура

Выброс

Извержение

Отвержение

Отвращение

Враждебный

Паранойя

Проекция

Обвинение

Медицина

Начало действий

Разведка

Исследование

Ожидание

Любопытный

Навязчивость

Интеллектуализация

Схематизирование

Наука и технология

Остановка

Замирание

Ориентирование

Удивление

Импульсивный

Неустойчивость

Регрессия

Просьба о помощи

Игры

 

 

 

 

 

Теоретическая ценность шестого постулата в свете задач нашего исследования заключается в обосновании базисного принципа структурной теории защиты. Исходя из концепции производных, мы можем на строго научной основе рассматривать не затрагиваемые Р.Плутчиком сферы жизнедеятельности индивидов и групп с точки зрения психологической защиты. Конкретно имеются в виду норма и девиации защитного поведения, типы ролей в группе, типы родительского отношения, конфликты, психотерапия и т.д.


Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка

2.1. Цели и задачи экспериментального исследования

Методики исследования

Нами было проведено анкетирование при помощи опросника Плутчика–Келлермана–Конте «Индекс жизненного стиля», «Диагностика типологий психологической защиты» автора Р. Плутчика.

Этапы диагностики

Исходя из поставленной цели и задачи исследования, необходимо провести специальное обследование.

Первый этап исследования проводился по опроснику «Индекс жизненного стиля». Второй этап при помощи тестирования «Диагностика типологий психологической защиты» автора Р. Плутчика.

Гипотеза исследования

1. В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой, у каждого подростка индивидуальный механизм психологической защиты.

2. Существуют гендерные различия механизмов психологической защиты.[1]

Характеристика  экспериментальной
группы

Нами проводилось исследование типичных форм защиты подростков. Базой исследования является учащиеся 8 класса 125 школы города Москвы, в возрасте 14-15 лет. В количестве 10 человек.

 

 

2.2. Программа исследования

 

Методика 1. Опросник «Индекс жизненного стиля» Автор: Плутчик–Келлерман–Конте. Клиническая психология. Учебник. М., 2007 г.

Цель: определение индекса жизненного стиля.

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+». (Приложение 1)

Обработка результатов: C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью ключа определяется напряженность защиты, которая равна n/N х 100%, где n – число положительных ответов по шкале данной защиты, N – число всех утверждений, относящихся к шкале. Тогда ОНЗ в целом равна Sn/92 х 100 %, где Sn – сумма всех положительных ответов по опроснику. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы. [2;7].

Информация о работе Типичные защиты подростков