Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59
Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.
Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон [6; 74]. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.
На второй стадии подросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [9; 75].
Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков.
Поуровневые изменения на протяжении подросткового периода онтогенеза претерпевает и наиболее заметная характериологическая особенность 10—15-летнего ребенка, проявляющаяся в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей.
Вместе с тем анализ поведения и отношения детей, поставленных в специально организованные ситуации, показывает, что имеющиеся тенденции развития у них стремления к самостоятельности не сводятся просто к желанию добиться от взрослых признания определенных прав, а основываются на понимании уже младшими подростками важности выполнения конкретных общественно полезных дел, имеющих взрослый характер, хотя порой при недостаточном осознании их реальной значимости. Развитие данных тенденций определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток.
Не случайно реальное привлечение детей 10—11 лет к делам, которые имеют общественно полезное значение, обеспечивает, при всей эклектичности этих дел, появление и развитие мотива действования во имя пользы для других людей, развертывание потребности ребенка в общественном признании. Третья стадия отличается преобладанием обобщенного идеала. У 81 % детей в качестве идеала выступают обобщенные образы людей как совокупность идеальных черт. 14—15-летние хотят быть похожими на известных литературных героев, революционеров, героев Великой Отечественной войны, героев наших дней (космонавтов, ученых, путешественников, спортсменов).
Значимым показателем социального развития выступают интересы людей, в которых выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность. Первая стадия подросткового возраста характеризуется разбросанностью интересов детей, их стремлением все попробовать, во всем принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов и т.д. У 10—11-летних, как правило, не хватает времени, чтобы заняться всем тем, что их интересует. Из 1273 изученных учащихся IV—V классов 64 % состояли в трех и более кружках, секциях, студиях, штабах и пр. На второй стадии подросткового периода, в 12—13 лет, интересы детей стабилизируются. В трех и более кружках, бригадах, обществах состоит только 51 %, а 43 % проявляют интерес уже к 1—2 занятиям. На третьей стадии подросткового возраста, в 14—15 лет, три занятия выбирают лишь 38 % подростков, а 53 % отдают предпочтение 1—2 занятиям.
Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности. Показательно, что по мере взросления подростка наблюдается рост коллективистической и индивидуально-общественной мотиваций деятельности при спаде групповой мотивации (см. табл. 1).
Таблица 1- Динамика мотивационных структур деятельности
(учебной, трудовой, организационно-общественной) подростков (в %)
Тип мотивационной структуры | Дети подросткового возраста | ||
10—11 лет | 12—13 лет | 14—15 лет | |
1. Коллективистичеcкая | 22,4 | 28,0 | 27,6 |
2. Индивидуально-общественная | 33,0 | 36,9 | 37,9 |
3. Групповая | 23,5 | 14,5 | 16,0 |
4. Индивидуалистическая | 10,0 | 12,3 | 9,0 |
5. Прочие типы структур | 13,1 | 8,3 | 11,0 |
На первой стадии подросткового периода у детей 10—11 лет мотивировка поступков и деятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей. На второй стадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в ценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой.
Мотивировка поступка становится более дифференцированной. На третьей стадии в развитии подростков определяющее значение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности. [11;45].
Особенно зримо прослеживаются изменения в мотивах общественно полезной деятельности подростков. Если у младших подростков преобладают мотивы эмоционального отношения («я хочу заниматься общественно полезной работой, потому что это доставляет мне удовольствие»), то у детей 14—15 лет развиваются и начинают доминировать моральные мотивы, такие, как социальная взаимопомощь, ответственность перед коллективом, удовлетворенность от приносимой людям пользы. На первой cтадии подросткового возраста 10—11-летний ребенок глобально положительно относится ко всем видам общественно полезной деятельности, что порой связывается с конформностью младшего подростка. Выявлено, однако, что в числе факторов, определяющих отношение подростка, преобладающее значение имеет желание быть со всеми, но не подавляя свою личность, а проявляя себя в общественно важном деле. Постепенно отношение к общественно полезной деятельности дифференцируется, и к 15 годам оно приобретает парциальный и индивидуальный характер (к тем видам, общественная значимость которых очевидна,— активно положительное, к другим более пассивное).
К первой группе мотивов, адекватных общественно значимому смыслу труда, относятся такие, как стремление сделать что-то полезное для других, в том числе незнакомых людей, для школы, страны, мира и т.п.; стремление сделать это полезное дело самому, лично, по принципу «кто, если не я». Подростки, обладающие такими мотивами, чаще всего оказываются более самостоятельными в проявлении своих стремлений, в отличие от детей с другими, в том числе и с коллективистическими, мотивами. Попав в ситуацию выбора между делом, нужным для других людей, и делом, связанным с престижем своей группы (например, трудовое соперничество на субботнике: чей класс высадит больше деревьев и т.п.), эти дети выбирают то, что наиболее необходимо другим людям, даже если при этом они не получают поддержки товарищей.
В отличие от 10— 11-летних дети 12—13 лет, а тем более 14—15-летние подростки обладают достаточно устойчивыми мотивами, адекватными общественно значимому смыслу труда. Их мотивационная структура характеризуется преобладанием личностно значимых мотивов: стремления к самопознанию, самоутверждению и самосовершенствованию в ходе общественно полезного труда,— что является основой развития реальной потребности старших подростков в деятельности на благо другим людям. И они умело ранжируют значимость того или иного дела, четко представляя себе смысл общественно полезного труда.
Таблица 2- Мотивы участия подростков в общественно полезной трудовой деятельности (в %)
Мотивы | Дети подросткового возраста |
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
10—11 лет | 12—13 лет | 14—15 лет |
| |||||||||||
1. Адекватные общественно значимому смыслу труда | 50 | 30 | 20 |
| ||||||||||
2. Коллективистические | 3,3 | 10 | 16,7 |
| ||||||||||
3. Групповой солидарности | 10 | 33,3 | 10 |
| ||||||||||
4. Индивидуалистические | 36,6 | 28,3 | 52 |
| ||||||||||
а) индивидуально-обществевные | 23,3 | 23,3 | 50 |
| ||||||||||
б) узкоиндивидуалистические | 13,3 | 5 | 2 |
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|