Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа
Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59
По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Ключ
№ | Название шкал | Номера утверждений | n |
1 | Вытеснение | 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 | 10 |
2 | Регрессия | 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 | 17 |
3 | Замещение | 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 | 10 |
4 | Отрицание | 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 | 11 |
5 | Проекция | 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 | 12 |
6 | Компенсация | 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 | 10 |
7 | Гиперкомпенсация | 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 | 10 |
8 | Рационализация | 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 | 12 |
Методика 2. «Диагностика типологий психологической защиты»
Авторы: Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.
Цель: Определение основных типов эго-защиты. (Приложение 2)
Шкалы: защитные механизмы - отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.
Инструкция к тесту: Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает. Если утверждение вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе, обозначенном «нет». Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте, обозначенном круглыми скобками.(Опросник см. в приложении 2) [3;145].
Ключ
№ | Да | № | Да | ||||||||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | A | B | C | D | E | F | G | H | ||
1 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
| 50 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
2 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
| 51 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
| 52 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
| 53 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) |
5 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) | 54 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
6 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| 55 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
7 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
| 56 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
|
8 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
| 57 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) |
9 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
| 58 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
| 59 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
|
11 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| 60 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) | 61 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
| 62 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
|
14 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
| 63 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
15 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
| 64 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
|
16 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
| 65 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
| 66 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
| 67 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
19 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| 68 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
| 69 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) | 70 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
|
22 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
| 71 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
23 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
| 72 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) |
24 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
| 73 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
25 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| 74 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
|
26 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
| 75 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
| 76 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
28 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
| 77 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
| 78 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
| 79 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) |
31 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
| 80 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
|
32 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) | 81 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
|
33 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
| 82 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
34 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
| 83 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
35 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| 84 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
36 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
| 85 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
|
37 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
| 86 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
38 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
| 87 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
|
39 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) | 88 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
| 89 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
|
41 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
| 90 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
42 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
| 91 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
43 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| 92 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
| ( ) |
| 93 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
45 |
|
|
| ( ) |
|
|
|
| 94 | ( ) |
|
|
|
|
|
|
|
46 |
|
|
|
|
|
|
| ( ) | 95 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
|
47 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
| 96 |
|
|
|
| ( ) |
|
|
|
48 |
|
| ( ) |
|
|
|
|
| 97 |
|
|
|
|
| ( ) |
|
|
49 |
| ( ) |
|
|
|
|
|
| Σ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов теста: Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Таблица 1- Результаты исследования методики «Диагностика типологий психологической защиты» автора Р. Плутчика.
ИО ребенка | Показатель психологической защиты | Средний балл |
Кира Щ.
| Замещение. Очень высокий | ………………………….40 % |
Юра К.
| Реактивное образование. Средний
| ……………………….….10 % |
Настя П.
| Интеллектуализация. Средний
| …………………………..15 % |
Деля Д.
| Проекция. Очень высокий
| ……………………….….30 % |
Олеся П.
| Компенсация. Низкий | ……………………..……..8 % |
Егор П.
| Регрессия. Средний
| …………..………………20 % |
Леша Л.
| Подавление. Низкий | …………………………...8 % |
Таня Б.
| Замещение. Низкий | ………………………..…..8 %
|
Ирина К.
| Проекция. Очень высокий | …………………………..35 % |
Леша Д. | Отрицание. Низкий | …………………………….8 % |
Таблица 2- Результаты исследования опросника Плутчика–Келлермана–Конте «Индекс жизненного стиля»
ФИО ребенка | Показатель психологической защиты | Средний процент |
Кира Щ.
| Замещение. Очень высокий | …………………………..….35 % |
Юра К.
| Реактивное образование. Средний
| …………………..…………...10 % |
Настя П.
| Интеллектуализация. Средний
| ……………………………….10 % |
Деля Д.
| Проекция. Очень высокий
| …………………………….….33 % |
Олеся П.
| Компенсация. Низкий | ……………………..…………..5 % |
Егор П.
| Регрессия. Средний
| …………..……………………18 % |
Леша Л.
| Подавление. Низкий | ……………………………...….9 % |
Таня Б.
| Замещение. Низкий | ……………………..………….10 %
|
Ирина К.
| Проекция. Очень высокий | ……………………………….25 % |
Леша Д.
| Отрицание. Низкий | ……………………………....…5 % |
Таблица 3- Сводная таблица результаты исследования методики «Диагностика типологий психологической защиты» автора Р. Плутчика и опросника Плутчика–Келлермана–Конте «Индекс жизненного стиля»
| Методики «Диагностика типологий психологической защиты» автора Р. Плутчика | Опросники Плутчика–Келлермана–Конте «Индекс жизненного стиля» |
ИО ребенка | Показатель психологической защиты | Показатель психологической защиты |
Кира Щ.
| Замещение. 40 % | Замещение. 35 % |
Юра К.
| Реактивное образование. 10 %
| Реактивное образование. 10 %
|
Настя П.
| Интеллектуализация. 15 %
| Интеллектуализация. 10 %
|
Деля Д.
| Проекция. 30 %
| Проекция. 33 %
|
Олеся П.
| Компенсация. 8 % | Компенсация. 5 % |
Егор П.
| Регрессия. 20 %
| Регрессия. 18 %
|
Леша Л.
| Подавление. 8 % | Подавление. 9 % |
Таня Б.
| Замещение. 8 % | Замещение. 10 % |
Ирина К.
| Проекция. 35 % | Проекция. 25 % |
Леша Д.
| Отрицание. 8 % | Отрицание. 5 % |