Типичные защиты подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

Типичные защиты подростка 26.05.10.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

 

На основании сводной таблицы следует, что результаты методик «Диагностика типологий психологической защиты» и опросника «Индекс жизненного стиля». Результаты практически одинаковые с незначительной разницей в несколько процентов, которые общий результат полученных результатов не меняют.

 

2.3.Анализ и интерпретация результатов исследования

На основании проведенного исследования, подведем обобщающие выводы и отобразим их в таблице 3:

Таблица 3- Коэффициенты ретестовой надежности

Механизмы защиты

Выборка стандартная

Ст. подр. n = 15

Ср. подр. n = 105

Ретест

r

средняя

с. от.

Отрицание

6,82

2,44

8,00

9,23

0,84

Подавление

5,17

2,33

4,93

5,20

0,67

Регрессия

6,06

2,89

8.41

9,21

0,63

Компенсация

5,19

2,13

6,60

5,93

0,47

Проекция

7,04

2,64

8,10

9,59

0,44

Замещение

5,92

2,84

6,33

5,44

0,62

Интеллектуализация

7,50

2,17

7,05

7,85

0,74

Реактивное образование

4,80

2,19

5,10

8,00

0,73


 

Коэффициенты ретестовой надежности, представленные в таблице 3, отражают удовлетворительную надежность 6 шкал теста. Низкие показатели ретестовой надежности объясняются, фактором тревожности.

Самый высокий балл – Отрицания- 0,84

Интеллектуализация- 0,74;

Реактивное образование- 0,73;

Подавление- 0,67;

Регрессия-0,63;

Замещение- 0,62;

Компенсация- 0,47;

Проекция- 0,44

Кира Щ., Тани Б.   показали высокий уровень вытеснения, т.е. забывания. Какие такие – если вы убрали кусок, то надо хотя бы связать свой текст. Такие желания или воспоминания забываются Кирой Щ. и Таней для того, чтобы избавиться от осознанного страдания. Чем сильнее подавленный аффект - тем больше психической энергии требуется для удержания в бессознательном связанной с ним репрезентации, тем выше вероятность, что она проникнет обратно в сознание Киры и Тани в видоизмененной форме в качестве симптома.

Юра К. показал средний уровень замещения. Активность и высокая скорость всех процессов  Юры, может иметь такие негативные проявления как резкость и агрессивность. Юре часто приходится сталкиваться с различными ограничениями со стороны родителей, воспитателей и учителей. Такое взаимодействие приводит к тому, что у него, постоянно находящегося в состоянии конфликта с окружающими людьми, формируются собственные независимые взгляды на жизнь. Асоциальность в этом случае основана не на агрессивности, а на независимости собственных суждений.

Для Юры не существует абстрактных задач. Для него все, что он делает, подчиненно конкретным целям, и он всегда знает, что нужно сделать для решения ту или иной проблемы. Причем задача может быть любой степени сложности, важно, что процесс ее решения всегда приносит конкретный результат.

Настя П. показала очень высокий результат отрицания. Девочка часто отрицает события или информацию, которую не может принять.

Вся получаемая информация в сознание вообще не попадает, поэтому она и отрицаема. Девочка  признает, так как до этого вообще не воспринимал её как существующую или имеющую смысл. Для Насти это является фундаментальной защитой, она всегда настаивает на том, что "все прекрасно и все к лучшему”.  Настя прибегает к отрицанию, с целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Благодаря отрицанию, Настя, может реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия.

В некоторых моментах жизни, отрицание Насти, может привести и к противоположному исходу.

У Дели Д. и Ирины К. высокий уровень проекции. Девочки показывают самим своим отношением, что они  уподобляют одного человека другому: говорят, например, что она "проецирует" образ  отца на своего учителя. В таком случае слово "проекция" - это малоудачное обозначение психоаналитического открытия, называемого "трансфером".

Иногда, Ирина,  отождествляет себя с другими людьми или, напротив, отождествляет других людей, одушевленные или неодушевленные существа с самой собой.

Деля, иногда приписывает другим людям побуждения, желания и пр., которых он не замечает в самой себе.

У Олеси П. компенсационный тип психологической защиты. Олеся бессознательно преодолевает реальные и воображаемые недостатки. Данный тип защиты предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация  Олеси предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Особенности защитного поведения девочки: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

У Егора П. Средний уровень психологической защиты: регрессия. Регрессивное поведение мальчика, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.

У Леши Л. Механизм психологической защиты: подавление. Данный механизм развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх у Леши блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

У Леши Д. наблюдается такой механизм психологической защиты, как реактивное образование. Защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением Леши «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом и возможности использования его определенным образом. Механизм предполагает Леше выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Подвоя обобщающие выводы, ВЫ К СОЖАЛЕНИЮ ОЧЕНЬ ПЛОХО ПОНИМАЕТЕ ТО ЧТО ПИШИТЕ, потому что удалили просто тупо весь кусок ( к которому относится комментарий мой), вместо того, чтобы его просто грамотно передаелать,,.. все это очень печально… и текст не читаете (ошибку в первом слове абзаца не видите уже в который раз!). подчеркнем следующее: данные исследования отражают динамику повышения уровня тревожности, неуверенности в себе, восприятия мира как враждебного и тенденции выражать нечто противоположное своим реальным чувствам от взрослых людей к группе. Это полностью совпадает с теоретическим положением о дезадаптированности подростков в период полоролевой идентификации, их ранимости и, следовательно, более интенсивном использовании механизмов психологической защиты. Более высокий показатель подростков по реактивному образованию может отчасти объясняться тем, что большинство испытуемых были женского пола. Результаты свидетельствуют о том, что регрессивные защитные более свойственны одному мальчику !!!!!!!!! Это выше моих сил!!!!!!!!! Вы не думаете, когда реагируете на мои замечания!!!!!! Все! Можете ничего не исправлять, сдавайте работу – я допущу вас к защите, но поставлю удовлетворительно!!! – повышенная плаксивость, эмоциональная возбудимость, «зависимое» поведение, поиск социального одобрения, что обуславливает проявление у них регрессии и замещения, как одних из наиболее используемых механизмов. Для остальных мальчиков более типично эмоционально-сдержанное поведение с признаками внешней самодостаточности. Часто они склонны выстраивать свое поведение, таким образом, словно проблем не существует, либо демонстрируют излишнюю рассудительность, использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств, чем и объясняется преимущественное использование ими механизмов отрицания и интеллектуализации (у одной девочки) в переходном периоде от подросткового к юношескому возрасту.

Теоретически смежное с отрицанием защитное подавление представляет из себя исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих беспокойство. Функционированием этого механизма можно объяснить частые случаи забывания каких-либо обязательств, которые, как оказывается при более внимательном анализе, для него неприятны и приносят беспокойство. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях, событиях, стимулах, вызвавших чувство тревоги, страха или его производных. В отличие от нормального забывания, подавление представляет из себя своеобразную амнезию, при которой индивид не в состоянии узнать забытое. Создается впечатление активного отказа отвечать на раздражители, которые могли бы привести в сферу сознания смысловые структуры, связанные с фрустраторами. В данном случае вероятно подавление страха наказания, а также, с учетом высокого показателя по отрицанию, чувств неуверенности в себе, нестабильности, неидентичности.

Экстериоризация причины тревоги, связанной с этими нереализованными потребностями, достигается также с помощью сверхнормативного использования проекции. Испытуемые склонны к приписыванию объектам и субъектам внешнего мира определенных качеств, которые они не принимают в самих себе. В данном случае проекция не связана с рационализацией и имеет, по-видимому, атрибутивный характер. Индивид считает, что окружен врагами, подозревает окружающих в негативных намерениях. Таким лицам свойственны подозрительность, негативизм, агрессивность, устойчивость отрицательного аффекта, злопамятность и другие характерологические особенности. [25;44].

Теоретически полярные механизмы, проекция и отрицание вероятно используются разными испытуемыми внутри данной выборки. В целом же сверхнормативные показатели по этим механизмам защиты, предназначенным для сдерживания эмоций принятия и отвержения, свидетельствуют об экзистенциальном кризисе. Все объекты и субъекты окружающей реальности рассматриваются только в аспекте прочувствования собственной значимости, а поведение является постоянной борьбой за нее. Вероятно, на бессознательном уровне дети к ранимой нервной системой, испытывают тотальную неуверенность в себе, чувство неидентичности. Крайне низкая самоценность, заблокированная с помощью отрицания и подавления, присутствует в латентной форме и включает неадекватное самовосприятие и самооценку (сильно заниженную или завышенную) и негативное самоотношение.

Чувство собственного достоинства основано на самопринятии, которое, в свою очередь, возникает на базе безусловного принятия индивида значимыми другими.

Показателен тот факт, что подростки используют выше нормы наиболее примитивные защиты.

Это означает очень малую степень осознания и большую степень искажения определенных аспектов объективной реальности.

Обращают на себя внимание смежность и полярность защит, используемых испытуемыми выше нормы. Можно предположить, что смежные защиты отрицание и подавление, характеризующиеся отсутствием осознания или исключением из сознания нежелательной информации, используют лица с ассимилятивным типом конфликтного реагирования. Механизмы замещения и проекции, которые характеризуются приписыванием негативных тенденций другим лицам и переносом агрессии на иррелевантный объект, используют индивиды с аккомодативным типом конфликтного реагирования и экстернальным локусом контроля. Полярные механизмы защиты замещение-подавление контролируют выражение эмоций гнева и страха (проблема иерархии). Полярные механизмы отрицание — проекция контролируют выражение эмоций принятия — отвержения (проблема идентичности). По-видимому, фрустрация указанных экспрессивных потребностей на ранних этапах личностного развития приводит к тому, что эти две проблемы становятся наиболее значимыми. [6;41].

Защитные механизмы детей экспериментальной группы  имеют бессознательный характер.  Роль защитных механизмов в адаптации детей к реальности имеет и положительную сторону, так как они являются в ряде случаев средством приспособления детей к чрезмерным требованиям реальности (или к чрезмерным внутренним требованиям ребенка к самому себе, что обычно является следствием критического, жесткого, нечувствительного отношения людей, окружавших ребенка в детстве). Все применяемые защитные механизмы нередко играют спасительную.

С помощью этих защитных механизмов, дети бессознательно избегают реальности. Так у Леши Л. (подавление); Кира Щ., Таня Б. применяют  – вытеснение; исключает реальность (отрицание)- Настя П., обращает реальность в свою противоположность (реактивное образование)- Леша Д.; уходит от реальности Егор П. (регрессия); искажает топографию реальности, помещая внутреннее во внешнее (проекция)- Деля Д. и Ирина К.; пытается исправить или найти замену полноценности- Олеся П. (компенсационный тип); приписывает негативные тенденции другим лицам и переносит агрессию на другой объект Юра К.- (замещение).


Выводы к главе 2.

На основании проведенного исследования сделаем следующие выводы:

1. В целом, у каждого подростка можно выявить индивидуальный стиль защитного функционирования личности. Наиболее типичным механизмом психологической защиты в подростковом возрасте является отрицание. Кроме того, подросткам свойственны механизмы вытеснения. Наименее распространенными и применяемыми в подростковом возрасте механизмами защиты являются компенсация и регрессия.

Информация о работе Типичные защиты подростков