Типичные защиты подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование подросткового возраста
1.1. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………7
1.2. Кризис, проблемы подросткового возраста…………………………….16
1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика…………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальное исследование защиты подростка
2.1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….32
2.2. Программа исследования………………………………………………….33
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………..39
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………………56
Приложение 2…………………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

Типичные защиты подростка 26.05.10.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

 

Характерно, что с возрастом увеличивается количество подростков с ярко выраженными коллективистическими мотивами, которые к 14—15 годам отличаются зрелостью, стремлением «видеть» себя среди других, понять свою роль и определить свое место среди сверстников. Причем коллективистические мотивы, развиваясь в процессе специально организуемой деятельности, приближаются к мотивам, адекватным общественно значимому смыслу труда.

Этим объясняется тот факт, что с возрастом растет число подростков, отличающихся индивидуалистическими мотивами. Разумеется, характер данных мотивов весьма неоднороден. Так, часть подростков переживает не общественную необходимость своего труда, а необходимость самоутверждения себя среди сверстников (77 %).

Подростки-индивидуалисты могут хорошо и качественно выполнять любое дело и даже проявить инициативу, но основным мотивом их деятельности остается, в одном случае, стремление к престижу, к сугубо личным достижениям, в другом — такие подростки положительно относятся только к труду, который имеет лишь познавательное значение (23 %). [7;47].

 

1.2. Кризис подросткового возраста

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется  для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

  Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте. [15;30].

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным являяется традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1.      негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2.      кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3.      посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах со взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Кратко это можно описать так: повышенная конформность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.

1.3. Механизмы психологической защиты с позиции структурной теории защит Эго Р. Плутчика

В последнее десятилетие термин “психологическая защита” часто вводится в контекст самых различных, как научных, так и научно-популярных трудов по медицинской, социальной, возрастной и педагогической психологии, нейропсихологии, педагогике, юридической психологии и т.д. [8;12].

В настоящее время психологическая наука лишь приближается к универсальному пониманию защиты как специфического для человека и очень важного средства социально-психологической адаптации.
Как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий, и развивался в различных ответвлениях глубинной психологии. Отношение к ним было и остается неоднозначным. У тех исследователей, которые все же так или иначе затрагивали проблему защитных механизмов и тем самым признавали за ними статус научного объекта, нет единства мнений о научном, однозначном определении этого феномена психической жизни.
Среди исследователей не было единой точки зрения ни на общее количество защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, даже на их ясные определения в некоторых случаях. Отсутствие, по крайней мере в отечественной научной литературе полного, однозначного и структурированного понятия о защитных механизмах признается практически всеми исследователями.

В настоящее время существует небольшое количество удачных попыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания о защитных механизмах в единую концепцию. Одной из них, наиболее релевантной задачам нашего исследования является “Структурная теория защит Эго”, разработанная доктором психологии, профессором Робертом Плутчиком с соавторами в 1979 году [по Л.Р. Гребенникову]. [20;21].

Метод, использованный при её разработке состоит из теоретических соображений и эмпирических процедур. В нем есть попытка интегрировать психометрическое понимание природы защитных механизмов с психометрическими техниками разработки тестов. Кроме того, он вобрал в себя многое из структурных моделей эмоции и диагнозов в целях обеспечения многозначного контекста.

Предлагая оригинальную теоретическую модель защиты, Р. Плутчик неоднократно подчеркивает, что она концептуально базируется на общей психоэволюционной теории эмоции, разработанной им же и описанной в ряде книг и научных статей.

Психологическая защита - это последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих образа ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отработана в предельном возможном для индивида соответствии с реальностью.

Нежелательная информация может игнорироваться или не восприниматься, может, будучи воспринятой, забываться, и может, в случае допуска в систему и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Плутчик доказывает, что язык смешанных эмоций идентичен языку черт характера личности. Жесткость считается сочетанием гнева и отвержения, общительность - сочетанием радости и принятия, осторожность - комбинацией опасения и ожидания и т.д. Эмоциональные компоненты идентифицируются во многих чертах характера личности. Кроме того, очевидно, что черты характера, также как и эмоции, могут быть представлены в виде кругообразной модели. Подтверждается мнение о том, что защитные механизмы и аффективные состояния взаимосвязаны. Подтверждается и та мысль, что личностные свойства и диагнозы соотносятся с защитами. [3;11].

Было разработано 8 шкал основных защитных механизмов, выступающих как регуляторы 8 основных эмоций, это: замещение, проекция, компенсация, регрессия, подавление, отрицание, реактивные образования, интеллектуализация.

Р. Плутчик предпринял попытку определить уровень развития “я”, отражаемый каждым механизмом защиты, с помощью рейтинговых оценок опытных экспертов - клиницистов.

Получившийся перечень выглядит следующим образом: отрицание, регрессия, проекция, замещения, подавления, реактивное образование, интеллектуализация, компенсация. Эксперты пришли к полному согласию по поводу того, что отрицание, регрессия и проекция - это очень примитивные механизмы защиты, а механизмы интеллектуализация и компенсация представляют более высокие уровни личностного развития.
Таким образом порядок образования механизмов защиты в онтогенезе представляется следующим: [по Л.Р. Гребенникову]

Тенденция к присоединению. от 0 до 1,5 - 2лет отрицание проекция
Тенденция к отделению от 1,5 до 11 лет регрессия; замещение; подавление; интеллектуализация; Тенденция к присоединению от 11 до 13 лет реактивное образование; компенсация; Предложенная классификация в значительной мере условна, как условна любая возрастная периодизация. Кроме того, в зависимости от динамических особенностей психики индивида и характера воздействия среды, образования некоторых механизмов защиты может не произойти, если они будут слабо выражены, в то время как другие будут использоваться очень интенсивно и оказывать значительное влияние на индивидуальное поведение. [17;145].

Таким образом, несомненное достоинство структурной теории защитных механизмов Р. Плутчика: её универсальность, интегративность, релевантность как эмпирического, так и теоретического научного материала, наглядность предложенной модели, позволяют принять её за основу системной концепции защиты.

Дадим короткие синтетические характеристики каждому из восьми основных механизмов в порядке их онтогенетического развития, а также основные тенденции защитного поведения:

Отрицание - наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоций принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувство принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

Основные тенденции: эгоцентризм, внушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, хвастовство, демонстративность. [8;85].

Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самонеприятие на этом фоне.

Основные тенденции: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, ревнивость, враждебность, упрямство, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, соответствует застреваемой акцентуации.

Регрессия - развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.
Основные тенденции: инфантилизм, слабохарактерность, внушаемость, легкая смена настроения, плаксивость, манипулировнаие мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая “детская” мимика и речь, потребность в подбадривании, утешении, непереносимость одиночества, соответствует циклотимной акцентуации.

Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Основные тенденции: агрессивность, стремление к доминированию, демонстрация превосходства, раздражительность, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, соответствует возбудимой акцентуации. [21;445].

Подавление - развивается для сдерживания эмоций страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Основные тенденции: покорность, смиренность, тревожность, пассивность, избегание конкурентной борьбы, робость, боязнь новых знакомств, забывчивость, соответствует тревожной акцентуации.

Интеллектуализация - развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоций ожидания или предвидения из боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Основные тенденции: старательность, ответственность, склонносьт к анализу и самоанализу, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, дисциплинированность, соответствует педантичной акцентуации.
Реактивное образование - защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом “высших социальных ценностей”. Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом и возможности использования его определенным образом. Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Основные тенденции: резкое отрицательное отношение к “неприличным” разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера, сильные переживания по поводу нарушений “личностного пространства”, случайных соприкосновений с другими людьми, вежливость, общительность, приподнятое настроение, пуританизм. [23;41].

Информация о работе Типичные защиты подростков